Сущность и характеристика рыночной экономики




Современная рыночная экономика представляет собой многообразную систему, состоящую из большого количества различных финансовых, производственных, коммерческих, и информационных структур, которые взаимодействуют на фоне нормативно-правовой базы бизнеса, и объединены единым понятием – рынок. Рынок – это комплекс экономических отношений, базирующихся на обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

При выявлении сущности рыночной экономики нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет не одно значение. Во-первых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, обмена, распределения и потребления. Он выступает в качестве сложнейшего механизма функционирования экономики, основанного на использовании многообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Во-вторых, рынок – это отношение предложения и спроса. Совокупность экономических отношений связанных с обменом ресурсов хозяйственной деятельности.

Помимо обращения, рыночные отношения включают:

· отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, если они осуществляются на рыночной основе;

· обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

· процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

· кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

· процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления (фондовые, валютные, и товарные биржи).

Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся системой. Данной системе характерна особенность автоматически связывать общественные и частные интересы. Это придает ей необходимый динамизм и гибкость.

Рыночная экономика основана на принципах:

· предпринимательства (экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.);

· многообразия форм собственности на средства производства;

· рыночного ценообразования (процесс выбора окончательной цены производится в зависимости от себестоимости продукции, соотношения спроса и предложения, цен конкурентов и других факторов);

· договорных отношений между хозяйствующими субъектами (предприятиями, людьми, и т. д.);

· ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность;

· присвоения прибавочной стоимости (стоимость, создаваемая неоплаченным трудом наёмного рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом).

Рассмотрим понятие субъекта и объекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. К объектам рынка относятся деньги и товары.

Выделим следующие характеристики рыночной экономики:

– Обособленность товаропроизводителей, вытекающая из их частной собственности. В рыночной экономике преобладает частная собственность, которая порождает хозяйственную и экономическую обособленность товаропроизводителей. Исходя из обособленности товаропроизводителей, вытекает их экономическая свобода.

При этом речь идёт не только о товаропроизводителях, а также о свободе всех иных хозяйственных субъектов и потребителей, которые аналогично вольны в условиях рыночной экономики и могут приобретать необходимые блага для их воспроизводства, распоряжаться своим имуществом, соглашаться или нет с ценами, которые предлагает продавец на рынке.

Кроме того, когда говорится об обособленных, экономически свободных субъектах, имеются в виду также многочисленные посредники, являющиеся важными субъектами рыночной экономики. Это всевозможные финансовые посредники (страховые компании, инвестиционные фонды, банки), сами не занимающиеся производством, а обеспечивающие его; торговые посредники, задача которых довести продукт от поставщика до производителя и от производителя до потребителя, обеспечивающие возможность реализации произведённой продукции и товародвижение.

– Специализация товаропроизводителей. По мере развития техники и технологий, развивается специализация, и всё больше субъектов начинают выпускать не готовую продукцию, а только часть готового продукта. Возникает «подетальная» или «поузловая» специализация. Когда выпускается не полностью продукт, а узел или деталь какого-то более сложного товара. Далее эта специализация дополняется пофункциональной и пооперационной специализацией. Здесь продуктом является не деталь или узел, а операция в рамках сложного технологического процесса.

Так как узкая специализация таит в себе много опасностей, в настоящее время в целях повышения «рыночного иммунитета» многие хозяйствующие субъекты начинают заниматься диверсификацией. Это антиспециализация, то есть капитал и ресурсы разделяются, и начинается одновременное производство различной продукции.

– Непосредственная нацеленность товарного хозяйства на удовлетворение общественных потребностей. В рамках рыночной экономики, если производитель не удовлетворил потребности других членов общества, он не получил эквивалент (товарный или денежный), необходимый для удовлетворения собственных потребностей товаропроизводителя, собственного воспроизводства. Пропуск для собственного воспроизводства лежит через удовлетворение потребностей других членов общества.

– Наличие рынка (отношений купли-продажи). Именно рынок связывает в единое целое всех участников хозяйственной деятельности. На базе рынка формируются и реализуются разнообразные экономические законы, в частности, законы стоимости, предложения и спроса.

Таким образом, рыночная экономика – это социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений, которая базируется на принципах свободы выбора и предпринимательства. Рыночная среда состоит из многочисленных субъектов, главными из которых являются потребители и производители. Действуют и другие субъекты, выполняющие посреднические, регулирующие функции и т.п.

1.2.Условия возникновения рыночной экономики

Основная часть решений о производстве и потреблении принимается отдельными лицами и частными фирмами с учетом цен, складывающихся на рынке. Они же являются собственниками факторов производства. Правильность или неправильность принятых решений выражается в их доходах или убытках. Такая экономика называется рыночной.

Рынок – сложное экономическое понятие, предполагающие взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг.

Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, реализующийся через рыночные цены, через взаимное соотношение спроса и предложения.

Рынок - это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы и покупатели взаимодействуют, конкурируют друг с другом. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом, стремясь сохранить и улучшить своё положение на рынке, субъекты, стремящиеся к одинаковой цели-максимизации дохода, прибыли.

Условия возникновения рыночного хозяйства - это, во-первых, определенный уровень развития общественного разделения труда и, во-вторых, экономическая обособленность производителей, закреплённая частной собственностью.

Общественное разделение труда, или специализация производителей на выпуске отдельного продукта или его части, создает возможность обмена, а также ведет к росту знаний, навыков работника, повышению производительности его труда, экономии рабочего времени.

Основные экономические вопросы общества - что, как и для кого производить - решаются здесь исходя из требований рынка. Учитывая ситуацию, сложившуюся на рынке, производители сами решают, что производить, т. е. как распределить ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств, и как производить нужные товары, с какими затратами. Они перестают производить то, что не пользуется спросом на рынке, а ресурсы переключают на выпуск других, пользующихся спросом товаров и услуг. Таким образом, чистый капитализм - классическое рыночное хозяйство - это самонастраивающаяся система.

Понятие "рыночное хозяйство" является синонимом понятия "рынок" в широком смысле слова (можно сказать:"Россия вступила в рынок").

Понятие "рынок" в узком смысле используется для разграничения рынков по объектам рыночных сделок (рынки товаров, услуг, ресурсов, ценных бумаг, патентов и т. п.), по территориальному признаку (местный, национальный, региональный, мировой рынки), по критерию соблюдения норм права, регулирующего экономическую деятельность (рынок легальный и теневой) и т. д.

 

2.2.Элементы рыночной экономики. Принципы функционирования

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализиции и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они - предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое - цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию "невидимой рукой" рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.

 

 

Список использованной литературы:

1. Курс экономической теории. /под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — Киров: Вятка, 1994. — 624 с.

2. Курс экономической теории: Общие основы. Микроэкономика. Макроэкономика. Переходная экономика: Уебное пособие. /под ред. А. В. Сидорович. — М.: ДИС, 1997. — 736 с.

3. Курс экономической теории: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. /под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — изд. 5-е. — Киров: АСА, 2005. — 831 с.

4. Основы экономических знаний: курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений. /Е.Ф. Борисов — М.: Финансы и статистика, 1998. — 272 с.

5. Основы экономических знаний: учебное пособие для студентов средне-специальных учебных заведений. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 272 с.

6. Основы экономической теории: Учебное пособие. /В.З. Баликоев — изд. 4-е. — Новосибирск: ЮКЭА, 1998. — 524 с.

7. Основы экономической теории: Учебное пособие. /Е.Ф. Борисов. — изд. 2-е. — М.: Новая волна, 1996. — 317 с.

8. Основы экономической теории: Учебное пособие для студентов вузов. /О.В. Корниенко. — ростов н/Д: Феникс, 2008. — 348 с.

9. Основы экономической теории: Учебное пособие для студентов вузов. /под ред. В. Д. Камаева. — М. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. — 284 с.

10. Ссовременная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. 5-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 544 с.

11. Экономика без тайн. /И.В. Липсиц — М.: Дело ЛТД, 1993. — 352 с.

12. Экономика: Учебник. /под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. — М.: Проспект, 1999. — 792 с.

13. Экономика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. /под ред. Л. С. Тарасевича, А. И. Леусского. — изд. 15-е. — М.: БИНОМ: КноРус, 1999. — 800 с.

14. Экономика: Учебный курс по основам экономической теории. /А.П. Казаков, Н. В. Минаева. — изд. 4-е. — М.: ГНОМ_ПРЕСС, 1999. — 320 с.

15. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том 1, 11-е изд. /К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю — М.: Республика, 1993. — 399 с.

16. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. /И.К. Станковская, И. А. Стрелец — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 448 с.

17. Экономическая теория. Микроэкономика — 1,2: Учебник. / Под ред. Г. П., Журавлевой. — М.: Дашков и К, 2004. — 934 с.

18. Экономическая теория: Учебник. /В.И. Антипина, С. А. Васина, И. Э. Белоусова. — изд. 2-е. — М.: Проспект, 2009. — 573 с.

19. Экономическая теория: Учебник. /Л.М. Куликов. — М.: Проспект, 2008. — 428 с.

20. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. /В.Д. Камаева, Т. А. Борисовская, М. З. Ильчиков. — изд. 11-е. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 590 с.

21. Экономическая теория. Ч.1. Микроэкономика: Учебное пособие. /Л.А. Алферова. — Томск: Томск.гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2006. —

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: