Классический гипноз и гипнотерапия.




Вопросы к экзамену «Практическая психология»

Модуль «ОСНОВЫПСИХОТЕРАПИИ»

преподаватель Панферова Е. В.

1. Психотерапия в системе научного знания и практики.

2. Сущность психотерапевтического процесса.

3. Предмет и задачи психотерапии. Различие психотерапии от психокоррекции.

4. Медицинская и психологическая модель психотерапии

5. Психотерапевт. Его личность, роль и функции в различных традициях психотерапии.

6. Этические аспекты в психотерапии.

7. Исторический очерк развития психотерапии.

8. Неврозы и фрустрация как объекты психотерапии.

9. Содержание основных понятий психотерапии.

10. Классификация методов психотерапии.

11. Общие факторы психотерапии.

12. Оценка эффективности психотерапии.

13. Игровая психотерапия.

14. Основные формы психотерапии.

15. Клинические основы психотерапии.

16. Трансактный анализ: основные принципы и подходы.

17. Основные технологии трансактного анализа.

18. Гештальт-терапия как один из базовых подходов в работе психотерапевта. Основные принципы. Структура.

19. Основные технологии гештальттерапии.

20. Цикл контакта гештальта. Динамика процесса. Способы прерывания контакта в адекватной форме и при нарушениях развития.

21. Основные технологии бихевиоральной терапии.

22. Основные технологии нейролингвистического программирования.

23. Техники при когнитивной терапии.

24. Интерперсональная психотерапия Г. Салливана

25. Когнитивная психотерапия

26. Риски в работе психотерапевта. Возможные ошибки и способы их устранения.

27. Синдром эмоционального выгорания. Профессиональная деформация и реабилитация психотерапевта.

28. Экзистенциальный подход В. Франкла. Логотерапия. Понятие смысла. Базовые духовные ценности человека.

29. Психоанализ. Базовые понятия. Суть методов. Преимущества и недостатки методов психоанализа.

30. Личность психоаналитика. Работа со сновидениями.

31. Телесно-ориентированная психотерапия. Классические подходы (В. Райх, А. Лоуэн).

32. Методы психотерапевтической коррекции семейных отношений.

33. Индивидуальная психотерапия А.Адлера.

34. Психосинтез Р. Ассаджиоли.

35. Генезис невроза в клиент-центрированной терапии. Механизмы клиент-центрированной терапии.

36. Техники клиент-центрированной терапии. Результаты клиент-центрированной терапии.

37. Психодрама как метод психотерапии.

38. Внушение, средства внушения, виды внушения.

39. Аутогенная тренировка.

40. Классический гипноз и гипнотерапия.

41. Биоэнергетический анализ А. Лоуэна. Слои защиты. Особенности телесной организации при различных типах характера.

42. Психотерапия и психокоррекция эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте.

 

 

Классический гипноз и гипнотерапия.

Нейродинамическая теория Ивана Петровича Павлова (1849–1936), рассматривающая гипноз как частичный сон, переходное состояние между бодрствованием и сном. Если сам сон Павлов рассматривал как торможение коры головного мозга, то гипноз — как то же торможение, но без потери специальной связи с окружающим миром и в том числе с гипнотизером.

Само гипнотическое состояние ученый разделил на три фазы: уравнительную, парадоксальную и ультрапарадоксальную. Во время уравнительной фазы все раздражители (и сильные, и слабые) действуют одинаково. Парадоксальная фаза характеризуется слабой реакцией на сильные раздражители и сильной — на слабые (человек, находящийся в глубоком трансе, не реагирует на громкие крики, стуки, но хорошо слышит шепот гипнотизера). Именно в этой фазе, по мнению Павлова, словесное внушение приобретает необыкновенную силу. И наконец, в ультрапарадоксальной фазе можно получить такую реакцию, которую в бодрствующем состоянии вообще вызвать нельзя (например, ожог, приложив к коже обычную холодную монету, при этом внушив, что она раскалена).

Павлов считал, что физиологический сон может быть активным и пассивным, торможение относил к активным процессам. Эта гениальная догадка великого русского ученого нашла свое подтверждение в середине XX века, когда исследователи получили возможность записывать электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и анализировать результаты раздражения электрическим током отдельных участков мозга.

Изучение состояния сна с помощью ЭЭГ позволило выделить две фазы, сменяющие друг друга за ночь 4–6 раз. Фаза медленного сна проявляется снижением мышечной активности, замедлением сердечного ритма, снижением температуры тела, глубоким сном. Фаза быстрого сна, занимающая примерно 25 % всего сна, характеризуется сновидениями, снижением мышечного тонуса, увеличением движений глазных яблок, выраженной вегетативной и гормональной активностью. Таким образом, доказано, что сон — активный процесс, а работа мозга в естественном и гипнотическом сне сходна по интенсивности с периодом бодрствования.

Гипноз — особое состояние, которое отличается как от бодрствования, так и от естественного сна. По современным представлениям, это реакция организма на стресс, запускающая естественные механизмы адаптации. Именно эти механизмы обеспечивают потерю памяти на определенные события, выраженный обезболивающий эффект, повышение защитных сил организма и многое другое.

Как известно, стресс может быть защитным и разрушительным, поэтому очень важно работать только в рамках тренировочного режима для получения положительных результатов. Учет личностных особенностей и состояния здоровья испытуемого, отказ от эстрадных, поражающих воображение трюков — залог успеха гипнотизации.

Многолетние наблюдения позволили зафиксировать четкие изменения в работе практически всех органов и систем при гипнотическом внушении. Так, число сердечных сокращений, уровень артериального давления и частота дыхания снижаются при достижении состояния релаксации. Однако те же показатели при внушении отрицательных эмоций значительно увеличиваются.

В глубоком гипнозе (сомнамбулическая стадия) подвергается изменениям и эмоциональная сфера. Само гипнотическое состояние благотворно влияет на эмоциональный фон, убирая тревогу и напряжение, отдаляя от повседневной суеты, восстанавливая силы и энергию. При необходимости загипнотизированному человеку можно внушить любую эмоцию, изменить настроение; ощущение счастья, радости, благодушия и веселья превратить в ощущение страха, отчаяния, тоски.

Огромные возможности открываются при правильном использовании постгипнотических внушений в лечении больных, для коррекции личностных изменений, адаптации человека в обществе. Робкий и мнительный превращается в сильного и уверенного, тревожный успокаивается, больной выздоравливает — все возможно при условии подбора эффективной методики, искреннем желании психотерапевта помочь, а пациента — добиться своих целей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: