ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ




Тема 5. «Синтаксические нормы современного русского

Литературного языка»

 

Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

 

 

Выберите одну из предложно-падежных форм. В каких случаях допустимо использование обеих форм? Чем различаются эти конструкции?

действовать (согласно приказа, согласно приказу), доказывать (о своей невиновности, свою невиновность), достигать (десяти сантиметров в ширину, десять сантиметров в ширину), заведующий (отделом, отдела), затраты (на ремонт, по ремонту), победить (благодаря хорошей подготовки, благодаря хорошей подготовке), поделиться (новостью, о новости), тревога (о детях, за детей), указать (о недостатках, на недостатки), управляющий (имения, имением), отчитаться (по работе, о работе), справка (о зарплате, по зарплате).

Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения (Запишите исправленные предложения).

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 3. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 4. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 5. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 6. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 7. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 8. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 9. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 10. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку.

Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения (Запишите исправленные предложения). Обоснуйте ответ.

1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны. 3. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 4. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 5. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 6. Эта пьеса современна и злободневная.. 7. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 8. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело. 9. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Итальянский язык казался особенно звонким в густом снегу засып_вшем пусты(н,нн)ые проспекты и дворцы Петербурга (К.Г. Паустовский). 2. Промороженные до звонкой ломкости скачут листья, собираясь в шумные вороха… и только человеческим бытием все связа(н,нн)о воедино в прочный и умный узел (Л. Леонов). 3. Усталый после семисоткилометровой дороги я медленно катил по улицам любимого города, где когда-то с жаром проводил свою юность (В. Аксенов). 4. Бледное от солнечных лучей море лежало неподвижно и тяжело, как мертвое (А.И.Куприн). 5. Невеста и ее мать заняты отцом уже давно пьяненьким всем улыбающимся; с веселой досадой он отпихивается от них (В. Распутин). 6. Утро тем не менее наступило солнечное прохладное (Л. Петрушевская). 7. И оба накл_нили головы, чутко ловя смутный, неясный звук. Ухо хотело поймать приближающийся шум пароходных колес, но звуки ночи тихие (не)ясные тысячу раз слышанные и все(таки) особенные и странные говорили об отсутствии человека (А. Серафимович). 8. Я вышел на ночную улицу и не узнал ее. Пустынная еще четверть часа назад она была сейчас забита молодежью (В. Аксенов). 9. А после, летом, она сияющая и обезумевшая, счастливая и молодая выращивала в благоухающем, воспрянувшем дачном саду неслыханные цветы выросшие из финских семян … (Т. Толстая). 10. Баржа и лодка возле нее (по)немногу терявшие очертания (не)ясно и темно рисовались у берега (А. Серафимович).

 

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните деепричастия, деепричастные обороты, объясните условия их обособления. В каких случаях обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, не обособляются (не выделяются запятыми)?

1. Отражаясь и дробясь б_гровым отблеском у самой воды горел костер, и поплескивал на шипевшие уголья сбегавшей пеной подвеш_нный котелок, ползали и шевелились ища чего-то по узкой полосе пр_брежного песку длинные тени, и задумчиво возвышался обрыв смутно краснея глиной (А. Серафимович). 2. Учился Саша шутя над учебниками не корпел (В. Чивилихин). 3. Павел сморщившись посмотрел на молодого франта придержал коня (К.Г. Паустовский). 4. Каштан сломя голову пустился бежать, а Яшка сидит, вцепился ногами в шерсть, крепко держится, а руками рвет Каштана за уши, щиплет шерсть клочьями (Б. Житков). 5. Проглотив добычу зимородок сел на ветку и опять погрузился в дремоту но услышав шум приближающейся лодки с криком понесся вдоль реки (В. Арсеньев). 6. Они под_ехали (в)плотную к костру сдерживая мотающих головами сторожко похрапывающих лошадей сидя прямо и крепко в седлах и концы винтовок поблескивали из-за спин (А. Серафимович). 7. Вскочит лошади на спину – лошадь топчется, гривой трясет, фыркает, а Яшка (не)спеша на другую перепрыгивает (Б. Житков). 8. Хотелось бросить все и вернувшись по следу назад поискать обходный путь (В. Чивилихин). 9. Галка встретила их на крыше и торжественно хлопая крыльями поздравила Митьку и Машу (В. Каверин). 10. Дома у себя читал он всегда лежа (А.П. Чехов).

 

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Определение — второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? И обозначает признак предмета. По характеру связи с определяемым словом все определения делятся на согласованные и несогласованные.

Согласованные определения связываются с существительным согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе и падеже. Согласованные определения выражаются прилагательными (Я надену белую рубашку ), местоимениями (Дай мне твою руку ), порядковыми числительными (На третий день пути лыжники вышли на равнину ), причастиями (Побледневшее небо стало опять синеть).

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога (Я люблю пьесы Чехова), притяжательными местоимениями его, ее, их (Это его дом ), наречиями (Нам подали яйца всмятку), глаголом в форме инфинитива (Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху), словосочетаниями (Человек высокого роста, с усами, вышел из чащи).

Обособляются и выделяются на письме запятыми:

1. Распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного: Любопытен процесс, наметившийся в американском театре (Ю.М. Нагибин).

2. Два или несколько одиночных согласованных определений, стоящих после определяемого слова, в особенности, если перед ним уже есть определение: Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем (М. Горький). Одиночное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется, если имеет добавочное обстоятельственное значение: Мальчик, обиженный, покраснел (т.е. будучи обижен).

3. Одиночные и распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению: Мало обремененный бытовыми тяготами, он открыт всем впечатлениям мира (Ю.М. Нагибин).

4. Одиночные и распространенные согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются только тогда, когда имеют дополнительное обстоятельственное значение (причинное, уступительное, временное): Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря (С.Т. Аксаков). Такие определения обычно могут быть заменены оборотом со словом будучи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: