Чечина Елена Станиславовна,. Технологическая карта урока




Чечина Елена Станиславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 22»

г. Набережные Челны

Республики Татарстан

 

Предмет: Окружающий мир

ОС «Школа 2100», авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Тема С чего начинается Родина? (1 урок по данной теме)
Цели Расширить понятие «Родина». Формировать умение объяснять значение понятий: «Родина», «Отечество». Формировать умения: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД); - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД); - извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию (Познавательные УУД).
Приёмы ТРКМ «Корзина идей» (цель - вызвать индивидуальные имеющиеся представления по изучаемой теме; обеспечить включение каждого ученика в учебный процесс). «Таблица-синтез» (цель – формировать умение работать с текстом). «Синквейн» (цель – развивать образную речь, критическое мышление; обогащать словарный запас).
Основные понятия Родина, Отечество
Оборудование - 4 стола, таблички для нумерации столов - нарисованная корзина большого размера (для приёма «Корзина идей») - листы формата А5 (по количеству учащихся) - листы формата А4 (4 штуки, по 1 листу на каждую группу) - маркеры (по количеству учащихся) - полоски бумаги (20 штук, 5 штук у каждой группы) - пословицы (Приложение 1) - текст песни М. Матусовского «С чего начинается Родина» (Приложение 2) - диск с данной песней - текст «Наше Отечество» автор К.Ушинский (Приложение 3) -«Стихи о Родине» (Приложение 4) - таблички: девиз урока, тема урока - памятка (Приложение 5) - Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 3 класс. («Моё Отечество») Учебник в 2 частях. Часть 2. Стр. 18-21.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа
   
Фазы ТРКМ Этапы урока Задания для учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся
ВЫЗОВ I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Проговорить девиз урока. Определить смысл высказывания.   Проговорить правила общения. - Девизом нашего урока будут слова … - Как вы понимаете смысл?     - Что необычного в классе сегодня? - Значит, как мы будем работать? - Давайте вспомним правила общения в группе.   - А следить за соблюдением этих правил будут руководители групп. - Поднимите руки руководители. Назначаются учителем или выбираются членами группы до урока. Примечание: 4 группы по 6-7 человек. Читают на доске девиз: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Если знаешь ответ на вопрос – говори, а если не знаешь – слушай других, кто знает. - Столы соединены, несколько групп получилось. - Группами. - Не перебивай собеседника. Говори вежливо. Называй собеседника по имени. Говори внятно, чётко, понятно. Если не понял, переспроси.
II. Формулирование темы урока, постановка целей (2 мин) Прослушать отрывок из песни М. Матусовского «С чего начинается Родина».     - Какой вопрос прозвучал в песне? - Это и будет темой нашего урока. Вывешивает на доску табличку с названием темы урока «С чего начинается Родина?». - Значит, какую ставим цель? - С чего начинается Родина?     - Найти ответ на вопрос «С чего начинается Родина?»
III. Выявление имеющихся представлений по теме (8 мин) Записать слова, выражения, связанные с понятием Родина. Приём «Корзина идей» - Чтобы ответить на этот вопрос, что для этого нам нужно знать? - Какие слова, выражения могут быть связаны с этим понятием? Запишите на листах, которые есть у вас.     - А теперь обменяйтесь информацией в группе и на полосках бумаги запишите слова, выражения. - А теперь «сбросим» ваши идеи в корзину. Учитель прикрепляет полоски к корзине. - Что такое «Родина»?     Индивидуальная работа (2 мин). Записывают слова, выражения на листах формата А5 маркерами. Групповая работа (2 мин). (2 мин). Руководители каждой группы передают по 1 слову (выражению), написанному на полосках бумаги поочерёдно. Но следят, чтобы слова не повторялись. Например: Отечество, отчий дом, мать, родители, страна, народ…
ОСМЫСЛЕНИЕ IV. Открытие нового знания (21 мин) 1 группа – Среди пословиц найти и подчеркнуть пословицы о Родине (Приложение 1). 2 группа – Чтение текста песни М. Матусовского «С чего начинается Родина» (Приложение 2). Найти и подчеркнуть ответ на вопрос или записать своими словами. 3 группа – Чтение отрывка «Наше отечество» К. Ушинского. Заполнить таблицу. 4 группа – Прочитать «Стихи о Родине» Н. Сидоренко. Подчеркнуть слова, которые дают ответ на вопрос: «Что Родиной моей зовётся?».     Проверка предположений (6 мин).   - А теперь проверим ваши предположения. - Вам предстоит поработать в группах. Каждая группа получает своё задание.     - А теперь время представить результаты работы.     - Как вы понимаете смысл пословиц?     - А кто должен быть рядом?   - Вернёмся к «Корзине идей». - Какие слова (выражения) мы записали? Прозвучали они сегодня при выполнении заданий групп? - Какие слова (выражения) пока не прозвучали? - Какие слова (выражения) лишние? Почему? Групповая работа. (5 мин)   3 группа заполняет «Таблицу синтез»:
Ключевые слова Выписка из текста с ключевыми словами Почему цитата важна для нас?
     
     
     

 

 

По 1 представителю от группы представляют результаты выполнения заданий. (10 мин)

Примерные ответы учащихся:

1 группа: Человек без Родины – что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

2 группа: Родина начинается с «песни, которую пела мать», с родного дома.

3 группа:

Ключевые слова Выписка из текста с ключевыми словами Почему цитата важна для нас?
Отечество «Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши». Отечество = Родина.
Родина «Родиной мы зовём её потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное». Родина – родной дом.
Мать «…матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов». Родина – это как мать.

4 группа:

Та вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!

 

- Мама, родные, друзья.

Называют эти слова.

Высказывают свои предположения.

РЕФЛЕКСИЯ V. Рефлексия учебной деятельности (9 мин) Зафиксировать новое содержание урока.     Составление синквейна. - Какая тема урока была? - Так с чего же начинается Родина?     - Используя памятку (Приложение 5), составьте синквейн по теме урока сегодня.   - Руководителей групп прошу представить результаты своей работы.     - Какой синквейн наиболее точно передаёт содержание темы урока? - «С чего начинается Родина?» - С родного дома, матери, родителей… Групповая работа (5 мин). Работа выполняется на листах формата А4.   Фронтальная работа (3 мин). Например: 1. Родина 2. Родной, отцовский 3. Вскормила, защищает, бережёт. 4. Родина начинается с матери. 5. Отечество. Выбирают лучший синквейн (2 мин).
VI. Домашнее задание (3 мин) Найти определения понятий. Заполнить таблицу.

- Какие слова (выражения) из «Корзины идей» не прозвучали на уроке сегодня?

- Посмотрите в учебнике на стр. 18 – 21, какие ещё мы не использовали понятия (выделены жирным шрифтом).

Заполните таблицу (приём «Таблица-синтез»):

Ключевые слова Толкование Выписки из текста
     
     
     
     

- Эти понятия мы рассмотрим на следующем уроке по данной теме.

Называют эти слова.     - Общество, государство, правительство, законы, государственная власть.  
           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: