ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ




Глава 7.

МЕТОДЫВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕЛОВУЮ СРЕДУ

 

Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость

 

7.1. ЕСЛИ ВАМ ПРЕДСТОИТ ОТВЕТСТВЕННОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ...

Поэтами рождаются. Ораторами становятся.

Цицерон

Сколько времени и как готовиться

О времени. Чем выше профессионализм и культура выступающего, тем меньше времени ему необходимо для подготовки. Неопытным ораторам, конечно же, больше, чем «зубрам».

Многие люди грешат тем, что посвящают мало вре­мени подготовке своей речи. К таким, в частности, относятся слова Гете: «Сущность дилетанта в том, что он недооценивает трудности дела».

Есть важная закономерность: чем короче выступле­ние, тем большего времени оно требует для его подго­товки.

Конечно, речь идет не о выступлении-реплике, а об ответственной речи, когда за 3—7 минут необходимов чем-либо убедить аудиторию. Чтобы найти слова, аргументы, которые помогут достичь этого, нужно проделать огромную аналитическую работу, отобрать самое главное, выстроить доводы в нужную цепочку, продумать психологические моменты.

Опытные ораторы хорошо знают о сложности вы­ступления, когда на него отпущено мало времени. Од­ного из них спросили, сколько он готовится к выступ­лению, тот ответил: «Это зависит от регламента: если десять минут — неделю, если двадцать — два дня, а если два часа — готов выступить хоть сейчас».

Знание предмета и план выступления. Ввоенном деле, как известно, для успеха наступления одним из необходимых условий является трехкратное превосход­ство в силе над противником.

Аналогичное положение и при публичном выступ­лении. Оратор должен намного больше слушателей знать опредмете своей речи. Конечно, далеко не все высту­пающие, особенно по социальным проблемам, отве­чают этому условию. Поэтому и убедительность боль­шинства из них оставляет желать лучшего.

Глубокое изучение, знание предмета выступления обязательны для оратора, уважающего и себя, и своих слушателей.

Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, тот ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи.

Интересная, захватывающая речь — это прежде все­го результат ее тщательного планирования.

Писать ли текст речи до выступления. Античные теоретики риторики считали предварительное написа­ние речи единственно верным способом ее подготовки. Великий оратор Древнего Рима Цицерон считал это обязательным. «Лишь спомощью писания можно до­стигнуть легкости речи», — утверждал римский ора­тор Квинтилиан.

Поддавшись вдохновению, вы можете упустить суще­ственное и даже важнейшее.

Написание речи — действительно прекрасная шко­ла. Прежде всего — школа логических рассуждений. На бумаге легче выстроить более логичную цепочку убе­дительных доводов, отбросить все лишнее, увидеть, чего недостает.

Вообще говоря, надеяться, что с первого раза по­падешь «в десятку», точно выразишь свою мысль, — излишняя самонадеянность. Великие писатели это по­нимали и подолгу работали над каждой фразой. На­пример, Лев Толстой по десять и более раз переделы­вал свои произведения.

Точно и образно выражать свои мысли не каждому дано. Но без большого труда нет успеха ни в какой сфере деятельности. «Слава — в руках труда». Это мнение чело­века, которому можно верить, ибо слова эти принадле­жат гениальному человеку — живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру Леонардо да Винчи.

Слабые стороны написанного видны уже на следу­ющий день. Еще можно все исправить.

Тезисы. Альтернативой написанию полного текста речи является подготовка.тезисов в соответствии с ее планом. При известном навыке и хорошем знании темы этого может быть вполне достаточно.

Обязательное условие — фиксирование ключевых слов. Автор говорит это исходя из своего опыта. Ис­пользование их нередко сокращает, а главное — улуч­шает изложение.

Чтобы не подвергать сомнению важные доводы, не­обходимые цифры, цитаты надо записывать.

 

Содержание речи

Что говорить: «изобретение мыслей». Прародители этого замечательного словосочетания — античные ри­торы. Именно с «изобретения мыслей» начинается под­готовка хорошей речи. Чем глубже, серьезнее мысли, тем более содержательна будущая речь. Точно подметил В. Гюго: «От полноты мысли зависит богатство речи».

Если в речи отсутствуют мысли, заслуживающие внимания аудитории, это расценивается обычно как пустая болтовня.

Цель оратора — воздействовать на сознание слуша­телей. Еще Аристотель обращал внимание, что один из способов убеждения — учет характера слушателей, их интересов. Поэтому говорить следует отом, что ин­тересует данную аудиторию. Как хороший портной кроит костюм по фигуре заказчика, так и хороший оратор строит свою речь, всецело завладевая вниманием слу­шателей.

Стержневая идея. В любой речи должна быть такая идея, отвечающая цели выступления. Ее необходимо ясно сформулировать уже в начале выступления. Это сразу же привлекает внимание аудитории к тому, что она услышит.

Главенствующая идея служит связующим звеном для отдельных положений речи, почему она и называется стержневой.

А вот основных идей в речи может быть несколько.

Объем речи. Не пытайтесь «втиснуть» слишком много материала в свою речь, ограниченную по времени. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Просрочка времени, перескакивание с одного на дру­гое в процессе выступления может непоправимо ис­портить впечатление от него. Нередко в выступлении нельзя использовать весь имеющийся материал, поэтому он должен тщательно отобран. О некоторых сторонах дела можно только упомянуть или предложить жела­ющим ознакомиться с ними после доклада.

Здесь уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: «Лучше в совершенстве выполнить неболь­шую часть дела, чем сделать плохо в десять раз боль­шее».

Можно предварительно определить объем речи. Ска­жем, чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.

Репетиция

Старое правило гласит: оратор должен говорить так, чтобы его можно было не только понять, но и невоз­можно не понять.

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная за­пись выступления во время репетиции, а тем более — видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны при прослушивании спустя несколько дней после ре­петиции. Известные ораторы посвящали много време­ни подготовке своих речей. Блестящие «экспромты» на деле нередко являются удачными домашними за­готовками.

Репетируют речь, если не хотят зачитывать ее. Это, как правило, не импонирует аудитории. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, нет живо­го контакта между ними и оратором. К тому же зачи­тывание речи у многих ассоциируется с недостаточ­ным знанием оратором вопроса или его неумением излагать свои мысли.

В 1672 году Петр I издал указ, гласивший: «Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была».

Даже выступая «без бумажки», рекомендуется все же кое-что зачитывать. Прежде всего — цитаты и циф­ровой материал.

Цитаты и цифры представляют собой сгустки ин­формации и являются сильнейшими аргументами. Ма­лейшая неточность может повлиять на смысл изла­гаемого. Например, ошибка в цифрах, или просто перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова — все это может привести к суще­ственным искажениям информации. Нечестные орато­ры пользуются этим преднамеренно, прием этот на­зывают «передергиванием» фактов. При разоблачении они обычно ссылаются на свою память или оговорку.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами): выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступ­ления. Достаточно мгновенного взгляда на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный мате­риал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возмож­ность оратору держаться уверенно.

Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.

 

ТЕХНИКА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Прежде чем начать...

Многие выступающие обнаруживают свое волнение тем, что, получив слово, сразу же начинают говорить, хотя аудитория еще не настроилась на восприятие его. речи. Поэтому вначале необходима некоторая пауза-, до- щ статочная по крайней мере для установления полной ти­шины. Для большей выразительности паузы можно при­стально смотреть на людей, которые еще не успокоились.

Не следует делать замечания или просить тишины, ибо нравоучения не нравятся слушателям.

Иногда полезно и пошутить, например: «Пожалуй­ста, проходите вперед. Здесь есть свободные места, где вы можете вздремнуть так же хорошо, как и сзади».

Вступление

Основная задача. «Почти во всех делах самое труд­ное — начало». Эти слова принадлежат Ж.Ж. Руссо.

От того, как оратор начнет свою речь, насколько ему удастся заинтересовать аудиторию, во многом за­висит его успех.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Пе­ред оратором стоит важная психологическая задача — настроить слушателей на восприятие того, что они услышат.

Однако не «засиживайтесь» на вступлении, оно долж­но быть кратким.

Одних слушателей интересует сама тема выступле­ния, они надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Других просто обязали быть на этом ме­роприятии, так что они пришли не слушать и предпо­читают заниматься посторонними делами (читать, бол­тать, разгадывать кроссворды и т.п.).

Оратору необходимо завоевать внимание всей ауди­тории. Это, бесспорно, трудное дело. Поэтому осо­бое внимание следует уделить началу речи, первым фразам.

Первые слова. Опытные ораторы рекомендуют на­чинать с интересного примера, пословицы и поговор­ки, крылатого выражения, юмористического замеча­ния, хлесткой цитаты.

Пробуждает интерес к выступлению и рассказ ока­ких-либо событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слуша­телей — вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть слушателей в активный умственный процесс.

 

Основная часть речи

Логика изложения и средства ее достижения. Все излагаемое должно вращаться вокруг стержневой идеи. Рассматриваются различные аспекты, способствующие ее лучшему осмыслению слушателями.

При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения, выводов. В связи с этим рекомендуется иметь в запасе сокращен­ный вариант основной части речи и воспользоваться им, если вы не укладываетесь вотведенное вам время. Торопясь изложить как можно больше фактического материала, вы в итоге скомкаете заключительную часть своего доклада или вообще не сможете сформулиро­вать и довести до слушателей свои выводы.

Цифровые данные, поясняющие стержневую идею, для облегчения восприятия можно демонстрировать с помощью диаграмм, таблиц и графиков. Обязательным атрибутом демонстрации является указка.

Но в устном выступлении объем цифрового матери­ала должен быть ограниченным: цифры утомляют слу­шателей, как правило. Однако выводы из цифровых Данных являются наиболее аргументированной частью выступления, поэтому желательно, чтобы они имели ^прямое отношение к стержневой идее.

Чтобы слушатели не сомневались в точности приво­димых цифр, рекомендуется иногда «подглядывать» в текст, даже если вы помните их наизусть.

Речевые инструменты. Не рекомендуется исполь­зовать (с целью произвести впечатление на аудиторию) малоизвестные слова и сложные словосочетания. Для точной передачи главной идеи используйте всем по­нятные слова и термины. Избегайте напыщенных фраз. Эффективным речевым инструментом являются шут­ки. Однако лишь хорошие и сказанные «к месту». Не­удачная шутка, не всем пришедшаяся по вкусу, вре­дит самому оратору.

При продолжительном выступлении шутки снима­ют усталость у слушателей, дают импульс для даль­нейшей работы.

Шуткой можно отделить один важный вопрос от другого, удачно вставленная шутка помогает подчерк­нуть стержневую идею речи.

Однако и в отношении юмора необходимо знать меру, чтобы вас не сочли легкомысленным человеком. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеет­ся их изрядный и постоянно пополняемый запас. Начинающим ораторам советуем следующее: 1) хорошо запомните точный ее текст, чтобы не исказить при выступлении; 2) говорите с самым серь­езным видом: контраст между формой изложения и содержанием будет вашим союзником (блестящим рас­сказчиком шуток, анекдотов был Юрий Никулин); 3) сделайте небольшую паузу, перед тем как произне­сти ключевые слова шутки, чтобы усилить впечатле­ние, и паузу после ее произнесения. А теперь о пяти «не»:

Не анонсируйте шутку, так как теряется элемент ее внезапности.

Не зачитывайте ее.

Не объясняйте суть шутки и не извиняйтесь за нее.

Не используйте непринятую терминологию, жар­гона, нерассказывайте сомнительных историй.

Не расстраивайтесь, если не услышите смеха. Воз­можно, слушатели все же получили удовольствие от вашей шутки, а это и было вашей целью.

Шутки смягчают напряжение, особенно в острых дебатах.

«Не правда ли, господин Реннер, если вы придете к вла­сти, то повесите меня»,сказал однажды Аденауэр из­вестному коммунисту. Тот на это: «Конечно, господин кан­цлер, но со всем почтением».

Министру иностранных дел Германии Геншеру плохо давался английский язык. Вынужденный выступать на этом языке, он начал так: «У меня с английским, как с женой,люблю, но не владею». Слушатели наградили его аплодисментами.

Важным средством донесения до слушателей основ­ной мысли и ее запоминания являются повторения. В отличие от письменного текста, где повторения счи­тают признаком бедности словарного запаса, в вы­ступлении они психологически оправданны. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». Не стоит за­блуждаться, что важная мысль, произнесенная однаж­ды, сразу дойдет до сознания слушателей.

Еще Чингисхан говорил: «Если хочешь, чтобы твою мысль запомнили, — не уставай ее повторять».

У Платона есть интересное суждение: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить весь предмет».

Мысль, запечатлевшаяся в памяти, ценнее пятиде­сяти, которые пронеслись в голове, не оставив следа. Лучше крепко вбить один хороший гвоздь, чем вот­кнуть дюжину канцелярских кнопок, которые отвалят­ся через час.

Повторения постепенно внедряют проповедуемую мысль в сознание слушателя. Происходит это в соот­ветствии с притчей, приписываемой выдающемуся немецкому ученому Александру Гумбольдту. В ней го­ворится, как мы воспринимаем новые идеи: сначала — «Какая чушь!», затем — «В этом что-то есть...», нако­нец — «Кто же этого не знал?!».

Наглядные пособия. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — в справедливости этого утверждения не сомневается никто. Как считают психологи, че­ловек запоминает в среднем 10 % из того, что слы­шит, и 50 % того, что видит.

Диаграммы, рисунки, схемы, графики, служащие для наглядности излагаемого материала, являются, кроме того, и своего рода «скелетом» выступления, помогая докладчику не сбиться с мысли.

Однако плохо подготовленные пособия будут толь­ко раздражать слушателей. Да и сам выступающий бу­дет испытывать затруднения, если, например, плакат написан мелким шрифтом.

В больших аудиториях предпочтительна демонстра­ция слайдов. Цветные, качественно исполненные слай­ды значительно помогают восприятию излагаемого, ос­тавляя благоприятное впечатление от всего выступления.

 

Заключительная часть

Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом, а глав­ное — достижению его цели.

В заключении имеет смысл повторить свою стерж­невую идею и, кроме того, вновь вернуться к краткому изложению моментов, вызвавших наибольший инте­рес слушателей. Закончить выступление можно и ка­ким-либо решительным заявлением.

В процессе восприятия речи действует «закон края»: лучше запоминаются начало и конец сообщения. По-эгому и рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наибо­лее важные ее положения. В заключении подводится итог сказанному, делаются выводы, формулируются конкретные задачи.

Очень важны последние слова. Продумывая заклю­чительную часть речи, особенно тщательно поработайте над ними. Это окупится сторицей. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект, результа­тивность выступления.

Неплохо, если это уместно, закончить выступление на юмористической ноте, так как это оставляет аудиторию в хорошем настроении и создает благоприятное впечатление от выступления в целом. Найти наиболее подходящую шутку, байку легче, если имеется их из­рядный запас. Профессиональные ораторы имеют его и постоянно пополняют.

Антураж

Одежда. Для выступающего это один из факторов, определяющих его успех. Она не должна сковывать до­кладчика, мешать непринужденности изложения.

Не следует одеваться чересчур изысканно. Убедитесь, что ваш пиджак, даже будучи застегнутым, допускает свободу движений.

Надеть лучше тот костюм, к которому вы уже при­выкли. Нередко, несмотря на обычную комнатную тем­пературу, докладчику бывает жарковато. Не одевайтесь слишком тепло, чтобы не потеть не только в перенос­ном, но и в прямом смысле.

Во время выступления не поправляйте и не одерги­вайте одежду: этим вы лишь привлечете внимание к ней слушателей, отвлекая их от восприятия излагае­мого вами.

Невербальная связь с аудиторией. Кое-что о руках. Если есть кафедра, можно положить руки на нее, од­нако не должно создаваться впечатление, что вы на нее опираетесь, как бы готовясь к прыжку.

Определите с помощью зеркала, как вам лучше дер­жать руки, чтобы выглядеть естественно. Неопытным ораторам советуем их просто опустить вдоль тела.

Не держите руки в карманах. Не стоит также скре­щивать руки на груди. Негативный смысл этих жестов описан нами ранее.

Выберите подходящую позу. Не покачивайтесь взад-вперед, не шаркайте ногами и не топчитесь, это лишь отвлекает (или развлекает) аудиторию. Лучшей являет­ся поза, при которой вес тела равномерно распреде­лен на обе ступни, тело слегка наклонено вперед, чем обеспечивается свободное дыхание и хорошее звуча­ние голоса. Но это вовсе не означает, что нужно стоять неподвижно.

Публичное выступление, говорил Цицерон, тре­бует постоянного контроля за своими телодвиже­ниями.

Начинающему оратору рекомендуется начинать с умеренной жестикуляции и развивать соответствующие навыки постепенно.

Необходимо избавиться от повторяющихся бессоз­нательных движений — не стоит почесываться, тереть нос, дергать себя за ухо. Во многих случаях это может вызвать у слушателей раздражение, подобно беспрес­танному повторению слов-паразитов.

Немаловажен визуальный контакт с аудиторией. Обычно выступающие периодически смотрят на ле­вую часть аудитории и меньше обращают внимания на сидящих справа, уделяя основное внимание цент­ру. Лучше непрерывно скользить взглядом по аудито­рии, при этом нетрудно выявить слушателя или их группу, которые чем-то обеспокоены либо скучают или сонливы. Обращаясь непосредственно к ним, обыч­но удается восстановить полный контроль над ауди­торией. Для этого достаточно внезапно заговорить громче.

Прочный визуальный контакт достигается, если смотреть на группу слушателей примерно в течение времени прочтения абзаца средней величины. Это по­могает в оценке как слушателей, так и частей своего сообщения по степени вызываемого им интереса. Но слишком продолжительный взгляд на кого-либо из слушателей может вызвать у того неприятное ощу­щение.

Опытный оратор как бы показывает каждому слу­шателю, что он обращается лично к нему. Достигается это с помощью «эффекта луча»: оратор, глядя на од­ного из слушателей, видит и еще некоторых (обычно 3—5), находящихся перед ним на «луче», соединяющем оратора с означенным слушателем. Им кажется, что говорящий смотрит именно на них.

Отсутствие визуального контакта воспринимается слушателями как равнодушие оратора: «Говорит для себя, мы его не интересуем». Не стоит надеяться на хорошее впечатление от такой речи.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫВ ПРОЦЕССЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они.

У. Беркетт

Изложение в этом параграфе построено в форме во­просов и ответов. Это позволит читателю проверить свои познания. Как своего рода тест с развернутыми ответа­ми и пояснениями предлагаемый материал может быть использован на практических и семинарских занятиях.

Вопросы

1. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления?

2. Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса?

3. Вы волнуетесь, выступая. Как справиться со своим волнением?

4. Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшает; б) улучшает, если не коробит слушателей; в) ухудшает.

5. То же относительно комментариев личного характера.

Ответы и пояснения

1. Все зависит от того, каков статус выступающего.

Если он ниже, чем у слушателей (например, испол­нитель — перед заказчиками, студент-дипломник — перед госкомиссией, диссертант — перед ученым со­ветом), то прохаживание перед слушателями может иметь отрицательный эффект.

Если же статус выступающего выше (например, ру­ководитель перед подчиненными), то это улучшает восприятие его речи. И причины здесь три.

Первая состоит в том, что контролирующий боль­шее пространство воспринимается окружающими как более значимый. Подсознательно и его слова воспри­нимаются как внушающие большее доверие.

Вторая — внимание повышается непроизвольно. Мы машинально реагируем на движение объектов вблизи нас. Головы слушателей будут поворачиваться в соответствии с перемещением оратора (это, кстати, хоро­шее средство от утомления, так как движениями шеи (стимулируется приток крови к мозгу).

Третья причина вытекает из ответа на следующий вопрос.

2. Громкость и тембр голоса должны (в разумных пре­делах) меняться во время выступления. Это освежает восприятие, снижает степень утомления слушателей.

Способствует этому перемещения выступающего во время речи.

3. Очень поддерживают оратора те, кто внимательно его слушает, да еще и с доброжелательностью на лице. Найдите таких среди слушателей и рассказывайте, обращаясь к ним. Это поможет вам справиться с волнением.

4. Анекдот, шутка улучшают восприятие речи, если, конечно, не коробят слушателей. Недопустимо задевать достоинство кого-либо из присутствующих. Например, так называемые «мужские» анекдоты шоки­руют женщин, «женские» — не нравятся многим мужчинам, ибо в них мужчины представлены далеко не в лучшем виде, «национальные» — не всегда нравятся представителям национальности, затронутой в анекдоте.

5. Личные комментарии оживляют восприятие. Внимание всякий раз усиливается, когда выступа­ющий приводит личные наблюдения, случаи из жизни и т.д.

Вопросы

6. Вам предстоит сделать очень важное сообщение, ар­гументировать серьезные предложения. Какую продолжи­тельность выступления вы заявите?

7. Вам задали вопрос, интересующий всех. Ответа вы не знаете. Вы попытаетесь выкрутиться или сознаетесь, что не можете ответить?

8. Некоторые ораторы, чтобы справиться с волнением, принимают успокоительные таблетки. Как это влияет на выступление? Другие способы побороть волнение.

Ответы и пояснения

6. Если заявлено очень мало времени (до 10 минут), выступление сразу же воспринимается слушателями как «проходное», рядовое. Кроме того, за это время аргу­ментировать серьезные предложения, убедить слуша­телей очень трудно. Заявленное время «до 20 минут» у кого-то может вызвать недовольство, но обычно пред­седательствующий становится на сторону докладчика, обратив внимание на важность и сложность вопроса. В результате внимание аудитории к выступлению при­влечено.

Рассчитывать на большее время нежелательно. Иссле­дования показали, что люди внимательно могут слу­шать одного выступающего в среднем 15—20 минут. Удерживать их внимание сверх этого времени способ­ны лишь выдающиеся ораторы. Предел их возможнос­тей — 1 час. После этого слушатель теряет интерес, каким бы эффектным ни было выступление.

7. Обычно большинство ораторов «выкручиваются». Однако на занятиях, при групповом обсуждении во­проса, большинство приходят к правильному выводу: надо сознаться, что не знаешь ответа.

Не стоит недооценивать способность слушателя от­личить ответ от видимости ответа.

Вспоминается передача «Телевизионное знакомство», на которую был приглашен М.С. Горбачев. Выдающаяся спо­собность Михаила Сергеевича уходить от ответов была вконце передачи «оценена» ведущим Урманисом Оттом. Выражая разочарование (свое и зрителей), он-сказал: «Ми­хаил Сергеевич, я, видно, совсем потерял форму. Ведь за полтора часа мне не удалось получить ответ ни но один мой вопрос!».

Автор книги интересовался мнением об этой передаче у многих, кто ее видел. И практически все, независимо от образования и своих политических пристрастий, выска­зали свое разочарование (а многие — раздражение) тем, что не услышали ответов по существу поставленных во­просов.

Видимость ответа воспринимается слушателями или как попытка обмана, или как недооценка их интел­лекта. Так что попытка «выкрутиться» — плохой путь. Наоборот, человек, честно сознавшийся в том, что он не знает ответа, вызывает уважение. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Я не умнее вас».

8. Волнение выступающего есть проявление уваже­ния к аудитории. Не случайно артисты, выступление для которых — привычное дело, на вопрос, волнуются ли они перед выходом на сцену, всегда отвечают «да». Не сказать этого — значит проявить пренебрежение к зрителям. Как сказала однажды в свойственной ей от­кровенной манере одна очень популярная певица: «Если боишься публики, так чего тогда лезешь на сцену?». Волнение говорящего вызывает сочувствие слушателя.

Вот наблюдение из моей преподавательской прак­тики.

Экзамен на первом курсе. К столу преподавателя под­ходит очередная экзаменующаяся. «Ваша фамилия?»спрашивает преподаватель, чтобы найти ее зачетку. В ответмолчание. Взглянув на девушку, преподаватель видит ужас в ее глазах: она не может вспомнить даже свою фамилию!

«Ну что ж, будем искать вместе»,— улыбаясь говорит преподаватель. Читает фамилии с зачеток, с улыбкой сличает фотографии с «оригиналом»: «Эта?». Девушка кивает головой. «Ну что же вы так разволновались? Все будет хорошо, все у вас получится. Вы написали что-нибудь? Давайте я посмотрю».

Так, подбадривая студентку, преподаватель помогает ей осилить экзамен. Язык у него не поворачивается за­дать сложный вопрос.

Нечто аналогичное происходит и при выступлении перед аудиторией.

Однако если чрезмерное волнение мешает выступа­ющему говорить, надо что-то предпринять. Прежде все­го следует убедить себя, что ничего страшного не слу­чится, если выступление не получится. Осознание этого раскрепощает. Затем выпить холодной воды. Сделать не­сколько глубоких вдохов и энергичных движений.

Пить таблетки не рекомендуется: подавляя эмоции, они делают речь бесстрастной, бесцтветной, а реак­цию заторможенной.

Иногда ораторов смущает мысль о возможном про­вале. Неудачи бывают и у опытных ораторов. Смири­тесь, реагируйте на все спокойно и рассудительно.

Причиной тревожности может быть недостаточ­ная подготовленность к выступлению. Известный су­дебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступ­лением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше вол­нуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду, или, вернее, ре­зультату подготовки. Не видимый ни для кого пред­варительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать».

Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие со­вершают роковую ошибку, не удосуживаясь подгото­вить свою речь».

Вопросы

9. Во время вашего выступления председательствующий сообщил, что ваше время истекло. Как вы отреагируете на это: а) «Я заканчиваю»; б) «Прошу еще полторы ми­нуты»; в) «Таким образом...»; г) «И последнее, самое глав­ное...»; д) «В заключение хочется сказать еще- и о...»

10. Некоторые известные ораторы при построении выступления используют законы симфонической музыки. Что это за законы?

11. В чем состоит «прием эллипса» при выступлении*?

Ответы и пояснения

9. Ответам а и б слушатели обычно не верят: высту­пающий уже проявил неуважение аудитории, нарушив регламент, проявит и еще. Не уложился в 10 минут, не уложится и в полторы.

Ответом в оратор игнорирует сделанное замечание и может позволить себя говорить сколько угодно.

Ответ д неплохой, но не лучший. «Сказать о...» — расплывчатая формулировка для подведения итога ска­занному. А именно резюме ожидают слушатели.

Ответ «И последнее, самое главное...» следует при­знать лучшим. Слушатели захотят его услышать, иначе будут считать время зря потраченным.

10. Симфоническая музыка — высшая форма инстру­ментальной музыки. Будучи хорошо разработанной, эта форма музыкального воздействия учитывает на психо­логические особенности нашего восприятия. Именно для его облегчения в симфонии перемежаются темпы. Пер­вая часть чаще всего — в быстром темпе (аллегро), вто­рая — в медленном (адажио) или в умеренно медлен­ном (анданте). Затем темп снова меняется.

Большой знаток классической музыки, бывший незау­рядным оратором «гений зла» Адольф Гитлер строил свои выступления по законам построения симфоний. О силе его воздействия на аудиторию можно судить по кадрам кинохроники. Правда, при этом вспоминается афоризм: «У толпы много голов, но мало мозгов».

11. «Прием эллипса» состоит в недоговаривании по­следнего слова в фразе. Слушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаются в процесс активного слу­шания.

Вопросы

12. Часть аудитории настроена к вашему выступле­нию враждебно. Ваши действия?

13. Как справиться с мешающим вам слушателем?

14. Слушатели были равнодушны, а затем стали про­являть критическое отношение к выступающему. Како­вы возможные причины этого?

Ответы и пояснения

12. При проявлениях враждебности частью слушате­лей можно порекомендовать следующее.

Постарайтесь рассказать что-либо особенно интерес­ное, чтобы захватить инициативу.

Выделите людей, которые разделяют ваши взгля­ды, и обращайтесь к ним а) с приветственным жестом и улыбкой, б) словесно: «Вот Иван Иванович мо­жет подтвердить!».

Если есть неумолкающий лидер в аудитории, пред­ложите ему выйти на трибуну: пусть не с места, а ли­цом к аудитории попытается что-нибудь сказать. И в любом случае скажите спокойно: «Это одна точка зре­ния. (Сделайте нажим на слове «одна».) У меня другая. Послушайте и меня».

Обобщите выкрики (даже попросите их повторить, если нужно). А потом скажите: «Я с вами полностью согласен!», или «Моя точка зрения иная» — и изложи­те ее.

Понизьте голос, говорите медленнее, как бы вкрад­чивым голосом. Когда люди кричат, человек, говоря­щий шепотом, оказывается в центре внимания.

Образно говоря, «не вставайте на пути волны». Если не чувствуете в себе сил, чтобы справиться с аудито­рией, побудьте некоторое время просто наблюдателем. Продолжайте выступление, когда «запал» аудитории пройдет и она остынет.

13. Отдельную мешающую личность можно нейтра­лизовать следующими приемами: «зависните» над ним; скажите ему «спасибо» и продолжайте говорить; со­глашайтесь: «Да, вы правы, но...»; улыбнитесь этому человеку, и все; обыграйте его слова с помощью ка­кой-нибудь забавной истории.

14. Возможные причины возникновения критиче­ского отношения к выступающему: его слова задели самолюбие присутствующих; выступление неинтерес­ное и к тому же затягивается; внешний вид оратора или манера держаться восприняты как вызывающие; позиция превосходства оратора по отношению к ауди­тории; какие-либо обвинения в адрес слушателей (на­пример, в невнимательном слушании); навязывание своей точки зрения (скажем, попытка кого-то из слу­шателей возразить пресечена оратором); употребление грубых выражений и жаргона.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: