Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.




Познавательный интерес -это один из важнейших мотивов учения школьников.

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

Познавательный интерес есть стимул познавательной активности школьников.

Высшим уровнем познавательного интереса выступает познавательная

(слайд 6) активностькак умение учащихся реализовать теоретические положения, усвоенные в результате самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, в определенных жизненно-практических ситуациях. Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте способствует росту сознательного отношения обучающегося к учению, развитию познавательных процессов, стимулирует умение ими управлять.

Познавательный интерес — это один из сильно действующих мотивов в человеческой деятельности, то есть реальная причина действий, которая ощущается растущим человеком как особо важная для него.

Он характеризуется избирательной направленностью на учебные предметы, ценностной мотивацией; проникновением личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. В процессе формирования познавательного интереса школьников надо знать качественные уровни интереса, показатели и критические оценки уровней

Итак, все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы, познавательный интерес — сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательности, усидчивости, воли, мотивации)Он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

Следовательно, мастерство учителя состоит в том, чтобы сделать учение для ученика желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью. Путь к этому лежит через интерес. Учитель в этом отношении располагает большими возможностями.

1.2 В следующем пункте нашей работы рассмотрены средства Средства формирования познавательных интересов у младших школьников на уроках окружающего мира

 

(8 слайд) Средства – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

Виды информационно – коммуникативных технологий на уроках окружающего мира: выведены на слайд (9слайд)

 

На уроках окружающего мира эффективными средствами формирования познавательных интересов являются: самостоятельная работа, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, занимательность, игры.

Глава 2 посвящается ОПЫТУ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ (10слайд)

В пункте 2.1 мы рассматриваем Опыт учителей МОУ НОШ № 7 по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках окружающего мира различными средствами

 

Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к познанию углубляется. Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребёнка к приобретению знаний.

Учителя МОУ НОШ №7 на своих уроках используют различные средства (11 слайд)

- кроссворды;

¾ информационно-коммуникационные технологии

¾ логические задачи;

На уроках окружающего мира Марина Николаевна Кудрявцева использует дидактические игры для формирования познавательных интересов у младших школьников. На ее занятиях учащиеся с удовольствием разгадывают кроссворды. Это способствует развитию фантазии, упражняет остроумие, сообразительность, быстроту мысли, дает хорошее основание, для самостоятельного мышления. При их использовании она знакомит детей и с правилами разгадывания. Учитель в своей работе использует логические задачи.

Она также учит школьников разыгрывать небольшие сценки

На уроках окружающего мира для формирования познавательных интересов учитель использует занимательные задания. Особое значение на уроках окружающего мира приобретает использование игровых приемов и занимательных материалов. В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигаются на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей.

Валентина Ивановна Матчанова (12слайд) использует такое средство как компьютерные технологии. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.

Компьютерные программы позволяют учителю сделать обучение интересным и разнообразным по форме, показать в динамике сложные для понимания процессы, вступить в диалог с компьютерной программой, легко пользоваться справочным материалом, выполнять небольшие исследования и проекты.

Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников.

В течение практики «Пробные уроки и занятия в школе» каждый студент выдавал по два урока окружающего мира. На уроках, которые я посетила у своих однокурсников, отметила использование ими различных средств формирования познавательных интересов.

Белозерова Светлана выдавала урок на тему: «Кожа – наша первая одежда».(приложение6) Она использовала на уроке компьютерную технологию. Данное средство позволило детям глубже понять функции кожи и увидеть то, что они не смогли бы увидеть невооружённым глазом. Дети была заинтересованы, активно включались в процесс обсуждения.

Посетила урок Веселовой Олеси.(приложение 7) Тема урока: «Семейный бюджет»

На уроке студентка больше опиралась на занимательный материал. На уроке детям предлагалось разыграть сценку про семейный бюджет, использовался просмотр мультфильма, проводился блиц – опрос. Олеся использовала игры такие как:

¾ игра- пазл «Семейный бюджет»

¾ игра- диалог «Доход-расход»

Бодылев Денис выдавал урок на тему: «Для чего нужна экономика»

(приложение 8)

На уроке он использовал компьютерную технологию и занимательный материал. Денис проводил такие игры как:

¾ игра «Отгадай потребность»

¾ игра «Товар - услуга»

По окончанию урока был проведен тест в качестве закрепления пройденного материала.

На протяжении всего урока дети были активны и заинтересованы в работе.

Итак, подводя итог вышесказанному мы можем говорить о том, что формирование познавательного интереса сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. Использование занимательного материала, ИКТ, игр, проблемных вопросов на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, поддерживает интерес к обучаемому и формировать познавательный интерес



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: