Роль Интернета в современном образовании
Наиболее простой способ обезопасить себя от негативного влияния компьютерных сетей – отказаться от Интернета вообще - в настоящее время уже невозможен! Интернет прочно вошел в современную образовательную систему многих стран.
Отметим следующие функции интернета для современной образовательной среды. Интернет или глобальная сеть - на сегодняшний день для многих школьников является основным источником информации. А именно с помощью Интернета у школьника есть возможность оперативно получить необходимую информацию, документы, которые сложно найти где-либо ещё, различные видео- и фотоматериалы и т.п. На школьных сайтах может быть официально представлена информация о школе, что удобно для работающих родителей. Школьники могут посмотреть расписание уроков, домашнее задание, общаться с учителем и с одноклассниками. Классный руководитель вместе с учениками может планировать различные мероприятия, общаться с родителями.
Используя Интернет можно:
- получить доступ к различным электронным библиотекам, справочникам (географическим, специальным, адресным и т.п.), словарям;
- передавать и принимать сообщения, документы, тексты, аудио-, фото- и видеоматериалы, быть в курсе последних новостей;
- изучать дистанционно иностранные языки, информатику и другие предметы;
- участвовать в обучающих викторинах, олимпиадах, конкурсах, телеконференциях, научных объединениях;
- создавать собственные сайты;
- использовать электронную почту;
- загружать на компьютер нужную информацию, обучающие программы и т.п.
Информационно образовательная среда Интернета мотивирует к расширению и углублению знаний ученика, к самостоятельной и творческой работе при решении учебных задач.
Важно, чтобы школьник чувствовал себя гражданином мира, мог общаться со сверстниками из других городов и стран, с интересными людьми. Компьютерные и интернет-технологии дистанционного образования меняют учебный процесс, требуют постоянной работы учителей с интернет-ресурсами и активного участия ученика как исследователя.
Однако интернет таит в себе много угроз, с которыми дети могут столкнуться, находясь в «бескрайнем» киберпространстве, поэтому учителям и родителям нужно контролировать информацию, доступ к которой получает школьник.
Психологические интернет-угрозы для школьников
Однако, не смотря на громадную роль интернета в реализации учебного
потенциала школьника, нельзя не отметить и ряд негативных моментов, так называемых, интернет - угроз. Информацию, необходимую для жизни, школьник получает не только из своего опыта общения со сверстниками, родственниками, но из средств массовой информации (книг, радио, телевидения, интернета и т.д.). Как правило, преобладает информация, полученная из СМИ, а не из личного опыта. Нестабильность развития современного общества, политические и культурные кризисы, криминальные разборки оказывают негативное влияние на детскую аудиторию. Телевидение уже не воспитывает детей, не формирует моральное и эстетическое сознание.
Школьник, испытывающий дефицит общения в реальной жизни, неосознанно переносит опыт общения в сети Интернет на общение в повседневной жизни. Имея минимум жизненного опыта, дети не видят угроз, которые есть в глобальной интернет-сети.
Не все родители могут помочь своим детям, многие плохо разбираются в компьютерных играх, интернет-сайтах, не предназначенных для школьников. Основные угрозы образовательной среде в интернете: криминал, дезинформация, компьютерные преступления, спам; несанкционированный доступ, хищение информации, перлюстрация; кражи, шантаж, запугивание, манипуляция людьми и т. д.
Педагогов беспокоит массовое увлечение школьников сотовыми телефонами, планшетами. В школах выход в Интернет доступен с сотового телефона, наблюдается увлечение школьниками порно сайтами.
Виртуальный контакт в Интернете не дает истинного представления с кем общается школьник. Отсутствие межличностного контакта тормозит развитие устной речи, жестов, мимики, пантомимики подростка. Из-за большого круга общения подростку не удается полноценно вести коммуникативный диалог: возникают «контакты», но не прибавляется друзей. Это приводит к замкнутости и десоциализации.
При длительном нахождении за компьютером ухудшается иммунная система, работа артерий, осанка, суставы рук. Школьник может стать жертвой различного вида мошенничества: - фишинг (несанкционированный доступ к паролям и логинам); - фарминг (пользователя перенаправляют на ложный IP- адрес); - смс-мошенничество (предложения отправить сообщение на короткий номер, согласие на рассылку приводит к уменьшению средств на телефонном счету без уведомления хозяина); - кардинг (взламывают серверы интернет магазинов, расчетные и платежные системы, персональные компьютеры и непосредственно, или с помощью «трояны» и т.п. происходит похищение реквизитов платежных карт) и т.д. В социальных сетях много вредоносных ссылок и непроверенных приложений, поэтому школьник может стать жертвой кибербуллинга (подростковый виртуальный террор).
Невозможность контролировать всю информацию в Интернете, предугадать какие ребенок будет смотреть сайты, что ему посоветуют изготовить (наркотики, взрывчатку), вынуждает применять предупредительные меры: обучать школьников основам безопасности при работе в Интернете; ограничить время пользования интернетом; установить программы, которые ограничивают выбор тем, установить на компьютер «антивирус».
Школьники должны знать про вредоносные программы, такие как программы-вирусы «троянский конь», черви и т.п. Эти программы созданы для сбора и уничтожения личной информации и распространяются без ведома хозяина компьютера на компьютеры знакомых, родственников, всех, кто находится в базе электронной почты, по всей интернет-сети. Сначала компьютер начинает медленнее работать, потом неожиданно перезагружаться, потом пропадают файлы.
Увлечение Интернетом, социальными сетями, может привести к постоянному желанию иметь доступ к глобальной сети – интернет-зависимости, которая негативно сказывается на жизни детей, заменяя реальную жизнь виртуальной. Длительное нахождение в социальные сети вызывает интернет-зависимость, привыкание у подростков. Возникает постоянное, болезненное желание быть в Сети, которое вытесняет другие сферы жизни. Отсутствия доступа к Интернету и длительное нахождение в сети вызывают депрессию у подростков. Глядя на красивую жизнь знакомых и друзей, подростки сравнивают себя с ними и видят, что у знакомых всё лучше: фотографии, часы, фигура, и вообще жизнь ярче и насыщеннее, чем у них. Активное участие в онлайн-играх, азарт, приводит к зависимости от игр и виртуального мира, к психическому расстройству, и как следствие – к депрессии и физическому истощению, и даже к совершению преступления.
Заболевание «киберхондрия» возникает в результате чтения о болезнях, подробное описание которых в изобилии находится в Интернете. Здоровый школьник, имея простую простуду, может найти у себя серьезное заболевание и не одно. Убедив себя в этом, он действительно может заболеть. Ученые из Колумбийского университета опубликовали результаты исследования "Эффект Google". Оказывается, слишком частое обращение к гаджетам оказывает влияния на процессы запоминания информации. «Человеку сложнее запомнить информацию, если он знает, где ее можно найти, если понадобится, - говорит психолог Бэтси Спэрроу. Этот тип запоминания называется транзактивная память. Мы не помним саму информацию, но помним, где ее взять».