Психологические факторы, обеспечения информационно-психологической безопасности школьников.




Основная цель психолого-педагогического обеспечения в современной школе защитить формирующуюся личность школьника от вредоносного информационного влияния, сохранив все положительные функции интернета. Следует отметить, что проблема информационной безопасности общества имеет больший возраст, нежели сеть интернет. Об информационно-психологической безопасности общества ученые заговорили в начале 20 века, речь шла об угрозах со стороны печатных средств массовой информации (газет, журналов), позднее заговорили о безопасности по отношению к информации, поступающей по телевизору. Именно поэтому в психологии уже разработан мощный инструментарий, позволяющий и оценивать опасность информации, поступающей по тому или иного каналу, и защищаться от нее.

Очень много работ было выполнено по психологии пропаганды и по психологии рекламы. Соответственно были разработаны как приемы эффективного рекламного воздействия, так и методы защиты от нежелательной рекламной информации. Главнейшим фактором информационно - психологической безопасности человека было признано адекватное информирование его о реальном положении дел.

Наличие доступной информации о социальных явлениях, о ценах, товарах, услугах, ведет к тому, что человек оказывается информированных, а значит защищенным от вредоносного воздействия рекламы и пропаганды. Это верный подход, который можно применять и к оценке безопасности информации, поступающей из интернета.

Однако существуют пределы возможностей когнитивной переработки человеком поступающей информации. Чем больше поступает информации, тем труднее в ней разобраться, и тем более отделить информацию, свидетельствующую о реальном положении дел, от манипулятивной. Поэтому, особенно по отношению к школьникам, важнейшим факторов информационно-психологической безопасности мы считаем развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления. Во-первых, когнитивное развитие школьников является одной из задач современной психологической службы в школе. Во-вторых, развивать способности возможно силами педагогов и психологов, то есть, это посильная задача, которую можно реализовать в современной школе.

Мы предположили, что развитие когнитивных способностей обеспечивает лучшую информационно-психологическую безопасность школьника в информационно пространстве.

Когнитивные способности лежат в основе того, насколько человек может обеспечить себе информационно - психологическую безопасность в широком смысле этого слова. Поскольку, как отмечают современные исследователи, «основным объектом обеспечения информационно-психологической безопасности в сфере индивидуального сознания является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, свое место во внешнем мире, формировать в соответствии со своим жизненным опытом определенные убеждения и принимать решения в соответствии с ними».

Рекомендации для родителей. Полностью защитить детей от негативной информации невозможно, и технически в том числе. Но можно воспитать информационную культуру, неприятие сомнительной, неприличной, агрессивной информации.

1. Родителям и другим членам семьи надо показывать пример детям, как пользоваться Интернетом. Определить с детьми семейные правила использования Интернета (указать сайты, которые можно просматривать без ограничения, время подключения к Интернету, разъяснить инструкции по безопасному общению в социальных сетях), проявляя настойчивость, но при этом показывать позитивное, созидательное отношение к компьютеру, к Интернету.

2. Установите компьютеры в открытом месте, а не в спальне ребенка, тогда легче будет контролировать подключение и действия ребенка в Сети.

3. Используйте функцию «блокировка всплывающих окон».

4. Без разрешения родителей дети не должны загружать в компьютер файлы, бесплатные игры, бесплатную музыку, программы из Интернета, фильмы, чтобы не «подцепить вирус», программы-шпионы и т.п.».

5. Прежде чем дети разместят свои материалы (фото, тексты) в Интернете, желательно их просмотреть и проанализировать, чтобы на фотографиях не было личной информации (изображения семьи, школы, дома и др.), т.е. минимум реальной информации о себе, так как для просмотра этих материалам открыт доступ в Интернете всем, и недоброжелателям в том числе. Злоумышленник способен выследить человека по его номеру телефона или адресу.

6. Необходимо обращать внимание на то, что интересует ребенка, какие сайта посещает, что ищет. Попросите детей рассказывать вам всё о тех, с кем они общаются.

7. Расскажите детям, что нельзя отправлять незнакомым людям свой адрес, телефон - это может быть злоумышленник. Под видом подростка представиться может взрослый человек с корыстными, не добрыми намерениями; объясните, что обмениваясь текстами, изображениями, рисунками с веб-сайтов, можно нарушить авторские права.

8. Не надо оставлять в публичном доступе, ни на каких форумах, сайтах сообществ, свой адрес электронной почты - это добыча для спамеров, почта может заполниться рекламой и мусорными письмами.

9. Объясните своим детям-подросткам, что азартные игры в Интернете являются незаконными и могут привести и неприятным последствиям, в частности к игромании (зависимости от игр).

10. Напомните детям, что опубликованное нельзя «стереть», исправить.

11. Комментарий, фотография, сообщение, опубликованное ребенком в социальной сети остается там навсегда, поэтому нужно задуматься о последствиях своих действии.

Рекомендации для школьников:

- не отправляй смс со своего номера телефона на незнакомый номер в Интернете;

- для защиты от спама и нежелательных сообщений используй фильтр электронной почты;

- если пришло сообщение с незнакомого адреса, не открывай его и не загружай файлы, вложенные в него;

- при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;

- помни про «сетевой этикет», если напишешь всё сообщение заглавными буквами, то собеседник подумает, что ты на него кричишь;

- не занимайся распространением провокационных, агрессивно-настроенных материалов и сообщений по чьей-либо просьбе, не вступай в секты, незнакомые сообщества;

- в социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;

- при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;

- напомни родителям поставить антивирус на твой компьютер, он заблокирует распространение вирусов. Чисто когнитивные рекомендация ориентированы на процессы памяти, внимания, мышления.

- пароль надо придумать такой, о котором другие люди не догадаются. Пароль – это главный секрет;

- не записывай пароли на листках бумаги в открытом доступе, не отправляй их по электронной почте;

- помни, что всё, что ты разместишь в Интернете нельзя будет потом удалить или исправить.

- не сообщай о себе информацию, чтобы что-то получить бесплатно;

- данные из игр могут передаваться спамерам и в списки для рассылки рекламы.

Заключение

Школа, в которой есть Интернет, гордится подключением к глобальной сети. Интернет может изменить процесс обучения. Доступ к образованию стал более демократичным. Одинаковые возможности имеют и частная школа в столице, и школа в глубинке при использовании компьютерной техники, средств доставки информации, Интернета.

Социальные сети устраняют межличностные преграды, предоставляют неограниченные возможности общения, позволяют людям объединиться для решения различных проблем, осуществления задуманных проектов, идей, претворить их в жизнь.

В тоже время виртуальный мир, иллюзия вседозволенности в социальной сети ведут к психологическим проблемам, уходу от реальной жизни, физическому и психическому истощению. Также как и в реальной жизни, в Интернете, в социальной сети, школьник должен вести себя и общаться осторожно.

Задумываясь о серьёзности своего поведения в социальной сети, каждый человек может сделать нашу жизнь комфортной и безопасной. Формирование медиа-грамотности учащихся и их родителей обеспечит информационную безопасность работы в Интернете и защитит наших детей от возможной опасности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: