ВВЕДЕНИЕ
В данной работе содержатся методические разработки для преподавателей по проведению практических занятий по 4 темам 7-го семестра: по топографической анатомии и оперативной хирургии переднебоковой стенки живота, верхнего (2 занятия) и нижнего этажа брюшной полости и забрюшинного пространства.
Методические разработки рассчитаны на занятия продолжительностью в 4 академических часа.
Методические разработки составлены с учетом унифицированной схемы организации учебного процесса и единым планом построения и последовательности изучения данных тем на основе интеграции с клиническими дисциплинами.
Методика изложена в соответствии с программой, общими и конкретными целями и задачами прохождения предмета на лечебных факультетах медицинских ВУЗов.
Методические разработки составлены на основе многолетнего опыта кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ММА им. И.М.Сеченова по изучению различных вопросов топографической анатомии и оперативной хирургии.
В рекомендуемой литературе приведены основные работы, с которыми необходимо познакомиться преподавателю, осуществляя подготовку к занятию со студентами.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ТАЗА И ПРОМЕЖНОСТИ
(2 занятия)
Общие цели и задачи:
Научить студентов:
1. Уметь использовать знание хода брюшины в полости малого таза, отношение брюшины к органам малого таза для топографо-анатомического обоснования оперативных доступов, а также для блокады и анестезии, для понимания локализации затеков в брюшинном отделе малого таза, пункции и дренирования их.
2. Уметь применить знания топографии фасций и клетчаточных пространств, сосудисто-нервных образований, расположенных в клетчаточных пространствах, для обоснования методики их дренирования.
|
3. Уметь применить знания топографии органов малого таза и промежности для понимания хода урологических, гинекологических и проктологических операций (наложение надлобкового свища на мочевой пузырь, операция при трубной (внематочной) беременности, дренирование клетчаточных пространств при флегмонах малого таза).
Список основной литературы:
А.В.Николаев – Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Учебник. Москва, Гэотар-мед., 2007
Сборник ситуационных задач под редакцией А.В.Николаева, Москва, 2008
Список дополнительной литературы:
Оперативная хирургия и топографическая анатомия: учебник под ред. В.В. Кованова. - М.: Медицина, 1978, 1985, 1995, 2001.
Топографическая анатомия и оперативная хирургия: в 2 т. под ред. Ю.М. Лопухина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
Основы оперативной хирургии / под ред. С.А. Симбирцева. — СПб: Гиппократ, 2002.
Большаков О.П., Семенов Г.М. Лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. — СПб: Питер, 2001.
Большаков О.П., Семенов Г.М. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: практикум. — СПб: Питер, 2001.
Гостищев В.К. Оперативная гнойная хирургия. — М.: Медицина, 1996.
Золотко Ю.Т. Атлас топографической анатомии человека. — М., 1964-1967. - Т. 1, 2, 3.
Кирпатовский И.Д., Смирнова Э.Д. Клиническая анатомия: в 2 т. - М.: МИА, 2003.
Кованов В.В., Бомаш Ю.М. Практическое руководство по топографической анатомии. — М., 1974.
Кованов В.В., Аникина Т.И. Хирургическая анатомия артерий человека. — М., 1974.
|
Кованов В.В., Аникина Т.И. Хирургическая анатомия фасций и клетчаточных пространств человека. — М., 1974.
Кованов В.В., Травин А.А. Хирургическая анатомия конечностей человека. — М., 1983.
Неттер Ф. Атлас анатомии человека. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.
Место проведения занятий - учебная комната кафедры.
Оснащение учебного занятия
1. Учебный материал: препарат мужского и женского таза с отпрепарированными сосудами и нервами на одной стороне, сагиттальный распил таза, матка с придатками.
2. Наглядные учебные пособия:
а) музейные влажные препараты: сагиттальный распил таза, матка с придатками, мужская и женская промежности; этапы операции удаления трубы при внематочной беременности;
б) таблицы: боковая стенка таза (мышцы), сосуды и нервы боковой стенки мужского таза, сосуды и нервы боковой стенки женского таза, сагиттальный распил мужского таза (ход брюшины), сагиттальный распил женского таза (ход брюшины), топография промежности женского таза, схема фасций малого таза, топография седалищно-анальной ямки, схема портокавальных анастомозов, топография прямой кишки, топография мочевого пузыря, простаты и семявыносящего протока, топография матки и придатков, лимфоотток от матки с придатками.
в) скелет таза со связками;
г) муляжи мужской и женской промежности;
План проведения занятий и распределение учебного времени.
Продолжительность одного занятия – 4 учебных часа
1. Проверка присутствующих, организационные вопросы – 5 минут
2. Введение к теме занятия - 5 минут
3. Тестовая проверка самоподготовки - 10 минут
4. Подготовка к разбору учебных препаратов (время для проверки тест-карт) - 30 минут.
5. Разбор со студентами учебных препаратов - 90 минут
6. Итоговый контроль - решение ситуационных задач – 30 минут
7. Заключение преподавателя по теме - 5 минут
8. Задание на следующее занятие - 5 минут.
ТЕМА: «Кости, связки и мышцы таза. Деление полости малого таза на отделы (этажи).