Поиск любви и счастья. Любовь к Наташе Ростовой. Разочарование. Разговор с Пьером.




«Да, это добрые, славные люди, - думал Болконский, - разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно-поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!»

Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне, в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.

После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не об чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?… О своих надеждах на будущее?… Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо-сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно-великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противоположность томила и радовала его во время ее пения.

 

…так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову; он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне?» говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее…

 

– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.

В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо-взятом намерении жениться на ней.

– Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее…Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…

 

Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца…

– Вот ее письма и портрет, – сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру. – Отдай это графине… ежели ты увидишь ее…Очень сожалею об ее болезни. Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.

– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…

– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.

– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:

– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [идти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…

Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.

Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из-за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.

Вывод:

Князь Андрей проходит путь сложных жизненных исканий. Он разочарован в пустоте светской жизни, он презирает ничтожные светские разговоры, его кумиром является Наполеон. Накануне Аустерлицкого сражения Андрей признаётся себе, что мечтает быть известным людям, любимым ими, он жаждет славы, подобной славе гениального французского императора. Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей совершает подвиг: видя бегство союзного войска, он бросается вперёд со знаменем в руках, увлекая за собой солдат. Раненый, князь Андрей падает и, почти теряя сознание, видит над собой вечное, бесконечное, прекрасное небо, далёкое от людской суеты. Андрей Болконский понимает бессмысленность гибели людей на этой войне, мелочность своего кумира. Наполеон теперь кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с величественным и спокойным небом.

Князь Андрей решает жить для себя и семьи, заниматься воспитанием сына, оставшегося без матери, умершей во время родов. Он не может забыть укоризненное лицо своей мёртвой жены, как будто говорившее: «Ах, что вы со мной сделали?» Чувство вины по отношению к жене за равнодушие к ней усиливает подавленность и разочарованность героя. Важный этап на пути духовных исканий Андрея Болконского – разговор с Пьером. Князь Андрей многое сделал в имении Богучарово: создал больницы и школы, улучшил жизнь крестьян, но он всё равно не видит смысла жизни. Пьер Безухов убеждает его, что «надо любить, надо верить».

Важным этапом поиска жизненных смыслов становится поездка в Отрадное, когда он услышал разговор Наташи и Сони. Князь убеждается, что Пьер Безухов был прав: надо жить и верить в жизнь. Неслучайно зазеленевший старый дуб становится для него символом возрождения. Теперь князь служит в Петербурге, принимает участие в реформаторской деятельности Сперанского. Однако довольно скоро герой разочаровывается в нём, понимая, что слишком далёк Сперанский от народных нужд, слишком увлечён самолюбованием. Новое пробуждение к жизни связано с любовью к Наташе Ростовой. В ней Андрей находит идеал подлинной искренности чувств, непосредственности и внутренней красоты. Однако предательство Наташи, её попытка бегства с Анатолем Курагиным становится сильным ударом для Андрея Болконского. Разочарование в любимой, жажда мести Анатолю мучат его. Князю Андрею кажется, что жизнь разрушена.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: