Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа




Содержание

 

1.Введение………………………………………………………………………3

2. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа…………………………………………………………………………....4

3. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации………………………………………………………………………9

4.Заключение…………………………………………………………………...12

5. Список использованной литературы……………………………………….15

 

Введение

Федеративное устройство в Российской Федерации, закрепляется в гл. 3 Конституции РФ. В соответствии со ст. 65 Конституции, в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации и ст. 65 закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации на момент принятия настоящей Конституции. В Российской Федерации 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Исторически они появлялись и видоизменялись в разное время как внутренние образования РСФСР (за исключением Тывы), что получало отражение в Конституции РСФСР 1937 и 1978 гг., а в последующем было оформлено Федеративным договором (договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти соответствующих ее субъектов) от 31 марта 1992 г.

Российская Федерация и Республика Татарстан 15 февраля 1994 г. подписали отдельный Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", которым подтверждалось, что последняя объединена с Россией "Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором".

Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

В ч.2 ст. 65 Конституции РФ предусматривается возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем:

1) принятия в Российскую Федерацию субъекта иностранного государства или его части;

2) образования в ее составе нового субъекта в результате:

а) объединения существующих субъектов;

б)вычленения из существующих субъектов самостоятельных образований;

в) обретения включенным в федерацию субъектом новой государственно-правовой формы (перехода из одного вида субъекта в другой); г) изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Любое из названных преобразований Российской Федерации должно осуществляться в порядке, установленном федеральным конституционным законом от 17.12.2001 г № 6- ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе субъектов РФ», а применительно к случаю, связанному с изменением статуса субъекта, и в той мере, в какой изменения его вида (государственно-правовой формы) затрагивают данный статус, также с учетом положений ч. 5 ст. 66 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции вносятся на основании соответствующего федерального конституционного закона.

Помимо перечисления в Конституции закрепляется также конституционно- правовой статус субъектов РФ. Понятие статуса включает в себя: права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность.

Административно-территориальное деление - это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. В современных условиях перехода России на демократические, рыночные принципы организации общества и государства как никогда остро встает вопрос о выборе наиболее эффективных форм административно - территориального устройства страны, а также форм самоорганизации и самоуправления на местах. От правильности выбора этих форм, без преувеличения, зависит настоящее и будущее нашей страны, так как именно административно территориальное устройство и местное самоуправление обеспечивают эффективное функционирование органов государственной власти.

 

Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа

В состав РФ входит одна автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов, из которых один (Чукотский) входит непосредственно в РФ, а девять остальных входят в РФ через посредство краев и областей (Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий).

С 1 декабря 2005 года прекратит свое существование Коми-Пермяцкий автономный округ в качестве субъекта РФ, а образуется новый субъект РФ - Пермский край. Образование произойдет в результате объединения двух граничащих между собой субъектов РФ – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Таким образом, количество автономных округов с 1 декабря 2005 года составит 9. Автономная область и автономные округа расположены на Севере и Востоке страны. Они невелики по численности населения, хотя некоторые из них имеют значительную территорию. В отличие от большинства областей и краев — это национально-территориальные образования. В отличие от русскоязычных краев и областей они созданы с учетом национального состава населения. Правда, в Еврейской автономной области еврейского населения почти нет, а все округа — многонациональны, причем коренная национальность (этническая группа) нигде не преобладает. Наибольшая доля коренной национальности в Ненецком автономном округе — 16,5%.

Еврейская автономная областьпо размерам своей территории (36,3 тыс. кв. км) впятеро меньше самого небольшого автономного округа. Ранее она входила в состав Хабаровского края, но законом РСФСР 1990 г. была выведена из него и непосредственно включена в Российскую Федерацию. Устав Еврейской автономной области в принципиальных положениях (основы конституционного строя, основы правового положения личности и др.) с соответствующими изменениями применительно к автономной области дублирует положения Конституции РФ. Он закрепляет исключительные полномочия области (ст. 13). К их числу относятся: принятие и изменение Устава и законов области, административно-территориальное устройство области, установление органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя РФ и принципами организации представительных и исполнительных органов РФ, установленными федеральным законом, государственная собственность области, областной бюджет, проведение областной государственной политики цен в соответствии с основами ценовой политики РФ, областные программы экономического, экологического, социального, культурного развития области, системы жизнеобеспечения (транспорт, информация, связь области), награды и почетные звания области, иные полномочия, находящиеся вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и области. Устав автономной области устанавливает систему органов государственной власти (законодательное собрание, губернатор, правительство), взаимоотношения между ними. Законодательное собрание 2/3 голосов может принять решение об отрешении от должности губернатора области, избираемого гражданами, за установленные судом нарушения Конституции РФ и Устава области. Постановления законодательного собрания направляются губернатору, который может в трехдневный срок обратиться в Законодательное собрание с предложением о приостановлении их действия, об их отмене, о внесении в них изменений, а также обжаловать в судебном порядке. Проекты законов области после каждого чтения представляются губернатору, поправки и заключения которого рассматриваются Собранием в обязательном порядке. Губернатор возглавляет правительство. Его члены назначаются губернатором, за исключением руководителя комитета по управлению государственным имуществом области, назначение и освобождение которого от должности подлежит утверждению Законодательного собрания. Члены правительства несут ответственность перед губернатором.

Постановления и распоряжения губернатора и правительства области направляются в Законодательное собрание, которое в трехдневный срок может обратиться к губернатору с предложением об изменении, дополнении или отмене этих актов, а в случае отказа обжаловать их в судебном порядке. Споры между законодательным собранием и губернатором по вопросам осуществления их полномочий решаются путем создания паритетных комиссий на срок не более одного месяца. По истечении срока рассмотрение спора может быть передано в Конституционный Суд РФ и уставный суд области. Устав автономной области предусматривает свою символику (герб, флаг), но свои гимн и столица не предусмотрены.

Автономные округа, расположенные на севере и северо-востоке страны, имеют огромную территорию при небольшой численности населения (от 181,5 тыс. кв. км до 860, 2 тыс. кв. км), в последнем случае это приблизительно втрое превышает территорию Германии. Автономные округа — национально-государственные образования, хотя в каждом из них проживают, как правило, несколько народностей, относящихся к коренным малочисленным народам РФ (Единый перечень коренных малочисленных народов утвержден постановлением Правительства РФ 24 марта 2000 г., их насчитывается 45. В Ханты-Мансийском автономном округе живут ханты, манси, коми и ненцы, в Корякском — коряки, чукчи, ительмены и ламуты, в Чукотском — чукчи, эскимосы, эвены, коряки, юкагиры и т.д. Кроме того, значительную, а нередко преобладающую часть составляет русскоязычное население.

Положение автономных округов неодинаково. Законом 1990 г. им было предоставлено право самостоятельно решить вопрос, остаться в крае, области или непосредственно войти в состав Федерации в качестве субъекта. Этим правом в 1992 г. воспользовался Чукотский автономный округ, выделившийся из Магаданской области. Остальные автономные округа теперь воспользоваться этим правом в одностороннем порядке не могут, поскольку Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что границы между субъектами РФ изменяются только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). Поэтому попытка Ненецкого автономного округа в 1994 г. выйти из состава Архангельской области (была назначена даже дата референдума по этому вопросу) не осуществилась. Будучи по Конституции РФ равноправными с другими субъектами, автономные округа в своем подавляющем большинстве входят в другой субъект РФ. Такая ситуация создает, во-первых, определенное неравенство между автономными округами, а, во-вторых, конституционное положение (ч. 4 ст. 66) о «вхождении» автономных округов в состав края, области ставит вопрос о его точности.

Статусавтономного округа, входящего в край, область, может быть изменен другим путем: по взаимному согласию округа и области (края) в соответствии с федеральным конституционным законом. Это вытекает из общих положений Конституции о порядке изменения статуса любого субъекта Федерации. Ситуация, однако, такова, что края (области) вряд ли дадут согласие на выход автономных округов из их состава и непосредственное вхождение в РФ. Обычно в автономных округах с их малочисленным населением имеются богатые природные ресурсы (в частности, нефть, газ). Значительную долю поступлений в краевой, областной бюджет края и области получают за счет эксплуатации природных ресурсов (газа, нефти, металлов) в автономных округах. Округа же не желают делиться с краем, областью финансами, которые они получают за счет природных ресурсов. Есть и другие причины неэкономического характера, в том числе нежелание подчиняться краю, области, стремление демонстрировать свою самостоятельность как равноправного (по Конституции) субъекта. В некоторых округах (например, в Таймырском даже в 2000 г.) были факты, когда губернатор (глава администрации) запрещал проводить на территории округа выборы в краевое (областное) законодательное собрание, выборы губернатора (администрации) края, области, ссылаясь на то, что в округе уже есть свои законодательный орган и губернатор.

Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа, как указано в пункте 3 статьи 66 Конституции, может дополнительно регламентироваться также федеральным законом об автономной области, автономном округе, принятым по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа в отношении каждого из этих субъектов. Вместе с тем возможно принятие и единого федерального закона об автономных округах. Если такого представления не будет, закон не принимается. Кроме того, в Конституции говорится, что такой закон может быть, а не обязательно должен быть принят.

В отличие от других субъектов их отношения с краем, областью могут регулироваться, во-первых, федеральным законом (ч. 4 ст. 66). Речь идет, видимо, о законе общего, а не индивидуального характера. Такой федеральный закон также не принят.

Во-вторых, отношения автономных округов, входящих в края, области, могут регулироваться договорами между органами государственной власти автономного округа и того края, области, в состав которого автономный округ входит. Это договорыконституционно-правового характера. Такие соглашения общего характера (договоры о взаимоотношениях органов государственной власти края или области с органами государственной власти) заключены в 1996 г. в Иркутской области в 1997 г. в Красноярском крае (с одним из автономных округов, второй от этого отказывается), в Тюменской области в 1997 г. заключено соглашение частного характера о числе представителей одного из автономных округов в областной Думе. По постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. выборы в автономных округах должны проводиться не только в свой законодательный орган, но и в орган края, области, куда входит автономный округ.

Наконец, взаимоотношения автономных округов с областями, краями, определяются уставами округов и областей (краев), в состав которых они входят. В уставе Иркутской области 1995 г. говорится, что Усть-Ордынский Бурятский автономный округ входит в Иркутскую область, которая строит отношения с ним, в том числе и в соответствии с уставом области. Согласно Уставу области округу гарантируется представительство в законодательном собрании области (ст. 6). В некоторых уставах имеются детальные главы об отношениях автономного округа и области, края, в состав которых входят округа. В уставе Корякского автономного округа 1997 г. говорится о полномочиях, которые передают органы исполнительной власти Камчатской области округу, о совместных полномочиях органов государственной власти области и округа, о координации деятельности органов государственной власти области и округа, о совместной подготовке нормативных актов области и округа, если эти акты касаются ряда вопросов принципиального значения (защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью, жизнеобеспечение, административно-территориальное устройство, местное самоуправление). Население округа может участвовать в выборах органов государственной власти края (области), но порядок выборов должен согласовываться с органами власти округа и регулируется как законом края (области), так и законом округа. Важные положения связаны с действием правовых актов, принятых краем (областью) на территории входящего в них округа. Они напоминают конфедеративные отношения: акты области (края), принятые в пределах ее полномочий, могут быть распространены на территорию округа после принятия таких актов округом (ст. 31 Устава Корякского автономного округа 1997 г.). В уставах других областей (краев) подобных положений о роли устава области нет. Говорится, что автономный округ входит в соответствующую область, область признает равноправие населения округа, его право на самоопределение, на равноправие языка, культуры, уважает традиции и обычаи, а отношения между областью и округом регулируются заключаемыми между ними договорами (ст. 6 Устава Пермской области 1995 г.). Наконец, некоторые уставы избегают упоминания о вхождении округа в край, область, а говорят, что округ входит в состав РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: