Делегаты съезда приняли два постановления — с одобрением положений доклада и о его рассылке партийным организациям без опубликования в открытой печати.




Практическая работа № 20

Тема: СССР во времена правления Хрущёва.

Цель занятия: провести анализ особенностей развития СССР при Н.С..Хрущёве.

Задачи:

- определить характерные черты «оттепели».

- рассмотреть особенности политики Н.С..Хрущёва.

- закреплять умение анализировать, делать выводы.

Комплексно-методическое обеспечение: учебник, тексты заданий, дополнительная литература, интернет-ресурс, тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

- СССР в годы «Оттепели».

- Реформы Н.С.Хрущёва.

Задания для практического занятия

Задание 1. Дайте определение понятию «оттепель». Назовите характерные черты данного периода.

Задание 2.

Изучите текст, ответьте на вопросы. Отразите в ответах личное восприятие.

1) «Звездный час» той или иной личности... Что вы понимаете под этим выражением? Согласны ли вы с тем, что XX съезд был «звездным часом» Н. С. Хрущева? Обратите внимание на следующие мысли Ф. М. Бурлацкого:

«Как решился Хрущев выступить с докладом о Сталине, зная, что подавляющее большинство делегатов будет против разоблачения? Откуда он почерпнул такую уверенность в конечном успехе? То был один из редчайших случаев в истории, когда политический руководитель поставил на карту свою личную судьбу и даже жизнь во имя высших общественных целей. В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с подобным докладом о культе личности. Хрущев, и только Хрущев, на мой взгляд, мог сделать это — так смело, так эмоционально, а во многих отношениях и так необдуманно. Надо было обладать натурой Хрущева — отчаянностью до авантюризма, надо было пройти через испытания страданием, страхом, приспособленчеством, чтобы решиться на такой шаг».

2) Обратитесь к тексту доклада Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях»

(Известия ЦК КПСС. — 1989. — № 3). Постарайтесь понять, почему выступление с данным докладом в то время потребовало немалого политического мужества. С какими положениями доклада вы бы сегодня согласились, а какие не приняли бы?

Выступление на съезде

Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. Необычным было выбранное время проведения — после пленума ЦК по избранию руководящих органов партии, которым обыкновенно закрывались партийные форумы, и закрытый характер заседания — без присутствия приглашённых на съезд представителей зарубежных коммунистических партий, и порядок ведения — руководил заседанием Президиум ЦК КПСС, а не избранный делегатами рабочий президиум.

Как вспоминал один из очевидцев доклада А. Н. Яковлев, «в зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шёпота. Никто не смотрел друг на друга — то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким».

«Когда Хрущев оторвался от текста и, в запале жестикулируя, произнес: „А он, Сталин, руководил фронтами по глобусу“, все молчали, даже военачальники. Им-то было что сказать, чем возразить. В другой бы партии, наверное, крикнули бы, не выдержали: „Неправда!“, а тут смолчали», — вспоминал делегат съезда В. Я. Исаев[6]

Следует учитывать, что, как отмечает историк Р. Пихоя: «Что читал и что говорил Хрущев делегатам XX съезда, достоверно неизвестно. Установить степень соответствия печатного текста доклада Хрущева и его устного выступления не представляется возможным».

После окончания выступления председательствовавший на заседании Н. А. Булганин предложил прений по докладу не открывать и вопросов не задавать.

Делегаты съезда приняли два постановления — с одобрением положений доклада и о его рассылке партийным организациям без опубликования в открытой печати.

Текст доклада содержал следующие основные тезисы:

· Осуждение культа личности Сталина;

o Цитаты из классиков марксизма, которые осуждали «культ индивидуума»;

o «Письмо к съезду» (ленинское завещание) и заметки Н. К. Крупской о личности Сталина;

· Использование Сталиным термина «враг народа» в качестве оружия политической борьбы; до этого, борьба с троцкистами и оппозицией была чисто идеологической;

· Нарушение Сталиным правил коллективного руководства;

o Репрессирована большая часть «старых большевиков» и делегатов XVII Съезда, которые в основном происходили из рабочих и вступили в ВКП (б) до 1920 г.;

o После этих репрессий Сталин полностью перестал считаться с принципом коллегиальности;

· Подробности репрессий против известных членов партии;

· Требование о проведении масштабных репрессий: НКВД «опоздал на 4 года» с реализацией тезиса Сталина об «усилении классовой борьбы»;

o Ежовщина, массовая фальсификация дел, направленная на выполнение «планов» по осуждённым и расстрелянным;

· Преувеличение роли Сталина в Великой Отечественной войне;

· Депортация народов;

· Дело врачей и Мингрельское дело;

· Проявления культа личности: песни, названия городов, и т. п.;

o Текст Гимна СССР в редакции 1944—1956 гг.;

· Неприсуждение Ленинской премии и замена на Сталинскую премию.

В конце доклада говорилось, что несмотря на свои недостатки Сталин имеет заслуги перед партией, и что он выдающийся марксист-ленинец, ярый сторонник Ленина. Также в конце доклада Хрущев сказал, что Сталин вёл линию культа личности и репрессий, так как думал, что это правильно для построения коммунизма. «Это является трагедией Сталина», — сказал Хрущёв.

3) В 1956 г. на приеме в советском посольстве в Лондоне состоялся любопытный разговор между Черчиллем и
Хрущевым. Черчилль сказал, в частности: «Господин Хрущев, Вы затеваете большие реформы, и это хорошо. Хотел
бы только посоветовать Вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в нее».

Как вы думаете, о чем предупреждал У. Черчилль Н. С. Хрущева?

4) Как вам кажется, насколько удалось Хрущеву осуществить свои реформаторские идеи? Что означала, по вашему мнению, его отставка для дальнейшего развития страны? Считаете ли вы такой финал политической деятельности Хрущева закономерным и неизбежным? Разделяете ли вы следующую мысль критика Ю. Буртина: «Состоявшееся в октябре 1964 г. смещение Хрущева было не просто сменой руководства, а началом нового периода жизни страны. Событием, по своим последствиям... едва ли не равноценным XX съезду, но — с обратным знаком».

5) Как вы считаете, имелись ли на рубеже 50—60-х гг. существенные неиспользованные возможности улучшения отношений между ведущими государствами различных общественных систем? Если да, какие именно? Имейте в виду следующие размышления С. Кондрашова: «Хрущев, несомненно, был человеком мира, несомненно, выражал мирные устремления нашего народа, но его анализ обстановки, неся черты сталинского догматизма, не отличался точностью, преувеличивал агрессивность другой стороны, а избранные им средства отталкивали США и другие западные державы и по итогу скорее отдаляли, чем приближали достижение мирных целей... Пропагандируя принципы мирного сосуществования, он не уставал в тех или иных выражениях повторять дразнившую и ожесточавшую американцев мысль:

«Мы вас закопаем». Он признавал за каждым народом право выбора того или иного строя, но одновременно заявлял: «Ликвидация капиталистической системы — это коренной вопрос развития общества».

6) Какие уроки Карибского кризиса 1962 г., по вашему
мнению, должны были бы стать достоянием политиков?

Размышляя над поставленной проблемой, изучите фрагмент статьи журналиста В. Кобыша «Уроки Карибского кризиса»:

«Наверное, лучше сказать правду. А она ужасающе проста: в октябре 1962 г. мир оказался у порога третьей мировой войны, а человечество — на грани термоядерной катастрофы...

Летом 1962 г. правительство Кубы обратилось к Советскому Союзу с просьбой оказать их стране дополнительную помощь. В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности Кубы. Меры эти, в частно​сти, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны решение это представлялось тем более оправданным, что Соединенные Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что, доставив на Кубу свои первые ракеты, мы не сделали об этом офици​ального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт?..

Советские суда... шли на Кубу. Американские военные корабли встали им на пути... И в Москве, и в Вашингтоне в высоких ведомствах несколько ночей не спали. Надо признаться, что с обеих сторон было общее понимание: в любую минуту может случиться непоправимое.

Не случилось. Потому что... с обеих сторон хватило и мудрости, и мужества пойти на взаимные уступки... И со​ветское руководство во главе с Н. С. Хрущевым, и амери​канская администрация, которую тогда возглавлял президент Дж. Ф. Кеннеди, заняв жесткую твердую позицию, в ко​нечном счете продемонстрировали здравый смысл, гибкость, благоразумие».

Инструкция по выполнению практической работы:

1. Повторите теоретический материал по теме, используя учебник.

2. Ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала по теме.

3. Выполните задания 1-2.

4. Оформите выполненные задания в тетради для практических работ.

Форма контроля выполнения практической работы:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

Список рекомендуемой литературы:

1. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: 2014

2. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально­экономического профилей. В 2-х ч. - М.: 2014

3. Захаревич А.В. История Отечества. - М.: 2010

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. - М.: 2011

5. Сёмин В.П. Отечественная история. - М.: 2010

Интернет-ресурс:

1. https://www.gumer.info/ — Библиотека Гумер.

2. https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm - Библиотека Исторического факультета МГУ.

3. https://ru.wikisource.org/ — Викитека: свободная библиотека.

4. https://intellect-video.com/russian-history/ — история России и СССР: онлайн-видео.

5. https://history.tom.ru/ — история России от князей до Президента

6. https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html — электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

7. https://www.borodulincollection.com/index.html — раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. (коллекция Льва Бородулина).

8. https://www.arhivtime.ru/ — следы времени: Интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: