ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНИКА ИСТОРИИ




Дополнительный Основной Пояснительный
Документы Отрывки из художественной литературы Биографические справки Повествовательный Описательный Объяснительный Проблемный Обобщающий Определение терминов   Подписи к иллюстрациям   Пояснения в скобках

Т Е К С Т
       
   
ТРАДИЦИОННЫЙ УЧЕБНИК
 
 
ВНЕТЕКСТОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

 


Вопросы и задания Выделения в тексте Пункты параграфов Даты, термины Таблицы Инструктивно-методические материалы Фотографии и репродукции картин   Достоверные изображения эпохи   Картосхемы, схемы, карты Оглавление Рубрикации Сигналы-символы Указатели   Рекомендуемая литература
Методический Иллюстрации Аппарат ориентировки

 

Значительным дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, исторические и географические карты, фонохрестоматии, книги для внеклассного чтения и др. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с ними, обучаемые учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы[50].

К содержанию

Функции учебника разносторонне определены исследователем проблем школьного учебника Д. Д. Зуевым[51]. К ним относится прежде всего информационная функция — обеспечение учащихся необходимой и достаточной информацией, формирующей мировоззрение обучаемых, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира. Трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований, становится доступным. Систематизирующая функция реализует требование обязательного, системного и последовательного изложения материала в логике учебного предмета. Функция закрепления материала и осуществления учащимися самоконтроля видна в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим обучаемым правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Суть интегрирующей функции в том, что учебник помогает обучаемому приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Одновременно учебник выполняет координирующую функцию, способствуя привлечению в процессе работы над материалом разнообразных других средств обучения (карты, иллюстрации, диапозитивы, натура). Развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность. Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования: конспектирования, обобщения, выделения главного, логического запоминания.

Таким образом, учебники и учебные пособия - это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности. Российская как высшая, так и общеобразовательная школа успешно продвигается по пути от монопольного учебника к вариативным учебникам, а также от монофункциональных технических средств обучения к полифункциональным средствам и информационным технологиям.

 

К содержанию

Понятно, что если для традиционного (в смысле, бумажного) учебника есть свои понятия, определение, структура, то это должно учитываться при формировании сущностных характеристик электронного учебника.

В электронном издании основные структурные компоненты учебника истории видоизменяются и добавляются дополнительные, присущие сугубо компьютерной форме (интерактивный задачник по истории, математическое и имитационное моделирование истории с компьютерной визуализацией, анимированные карты, сражения и др.), с текста, как основного компонента, акцент смещается на внетекстовые.

Базовый компонент бумажного учебника — текст претерпевает существенные изменения. Основной текст переструктуризируется на гипертекстовой основе. Происходит отбор, переработка и доработка материала для главной и вспомогательных гиперплоскостей.

Ядро основного текста

1.1) минимизируется до сценария-остова (основы ствола гипертекста, основной гиперплоскости), превращаясь в проблемный,обобщающий текст, а повествовательный, описательный и объяснительный — “перетекают” во вспомогательные плоскости, изменяясь в гипермедиа[52]. Дополнительный компонент значительно прирастает

1.2) отсканированными и распознанными, представленными как образ и как текст первоисточниками с разными толкованиями,

1.3) отрывками из художественной литературы и кинофильмов с виртуальным ощущением времени и пространства, кинохроники, отдельно аудио- и видеоряда и др.[53],

1.4) введением виртуальных персонажей, сопровождающих изучение курса, например, ученых отстаивающих противоположные точки зрения, провоцирующих обучаемого на эмоциональную дискуссию или личностей, живших в изучаемый период, или фантастических персонажей, порицающих или восхваляющих деяния обучаемого,

1.5) справочный аппарат значительно увеличивается, вбирая в себя биографический, географический, топографический, терминологический, событийный и др. словари-указатели[54] как алфавитные, так и тематические, имеющие и словесное толкование и образное представление[55], приобретая форму базы данных.

Пояснительный компонент с целью экономии экранного пространства сворачивается в гиперсвязь или объект с галонным визуальным и/или звуковым эффектом.

Проиллюстрировать принципиально новые возможности подачи материала можно на примере компакт-диск “А. С. Пушкин: в зеркале двух столетий”, который знакомит нас со всеми отражениями творчества поэта. Известное понятие “пушкиниана” включает “пушкиниану” в живописи, в музыке, драматическом искусстве, кинематографе, скульптуре и т. д. Компакт-диск знакомит со всеми видами “пушкиниан”, с культурно-историческим контекстом пушкинской эпохи, со средой, в которой жили и живут его произведения. В этом своем качестве компакт-диск не имеет аналогов в мире. Достаточно сказать, что крупнейшие имена мировой культуры (Шекспир, Гёте и т. д.) не имеют аналогов данному изданию (“отражений” в зеркале столетий), о чем было сказано на международной конференции по кросс-культурным связям в Германии.

Еще такой пример. "Старинная монета для нумизмата, марка исчезнувшего государства для филателиста, название старинной слободы для специалиста в области топонимии — это окошки в историю. Мультимедиа технологии могут реализовать это в буквальном смысле слова. Щелчок мышки на старинной монете — и открывается подлинное окошко, окошко в историю! Вы выглядываете в это окошко, высовываете голову, крутите головой… Вы можете попасть в настоящую виртуальную реальность, моделирующую эпоху, включая неповторимое очарование и аромат, звуки, обычаи, юмор, встречи с ожившими историческими фигурами, радости и тревоги."[56]

Дать материал в текстовом виде, озвучить этот текст, или речь политических лидеров или разговорный колорит эпохи, музыку и песни ушедших лет, проиллюстрировать, по возможности, озвученное схемами, картами, картосхемами, диаграммами, анимацией, видео и др. с возможностью распечатки статических объектов, погрузить в виртуальный мир изучаемого времени — в этом, безусловно, традиционное бумажное издание уступает электронному.

Рассмотрим подробнее внетекстовые компонент ы.

В методическом компоненте весьма значительно возрастает количество

2.1) вопросов и заданий, вбирая всю шкалу таксономии компьютерных заданий по истории как репродуктивного, так и продуктивного уровней усвоения знаний, умений и навыков /

а) тестовые задания четырех форм,

б) вопросные со свободно-конструируемым ответом трех уровней,

в) вычислительные двух видов,

г) игровые трех разрядов,

д) моделирующие двух типов,

е) блочно-конструируемые,

ж) свободного изложения и др./[57], которые обучаемые могут решать в диалоговом режиме, с обратной связью, после корректировки ответа с каждой итерацией неумолимо приближаясь к верному ответу, что превращает эту часть методического компонента в интерактивный задачник по истории. Во многом благодаря именно данной особенности дидактические свойства ЭУ становятся выше традиционного;

2.2) выделения в тексте, даты, термины из статичных могут видоизменяться в динамичные с гипертекстовым расширением или всплывающей подсказкой;

2.3) пункты параграфов строятся по гипертекстовому принципу;

2.4) увеличивается число всевозможных таблиц, например, привычного для историка “инструментария” в виде синхронных хронологических таблиц, которые кроме синхронного перемещения во времени по информационным пластам “Эпохи” – “События” – “Персоны”, позволяют формировать и отображать на экране информационные выборки по отдельным разделам и рубрикам[58], а также новых таблиц за счет переформирования текстового материала в табличную форму;

2.5) возрастет значение инструктивно-методических материалов (карта навигации, правила формирования ответов при решении заданий и др.).

В иллюстративном компоненте

2.6) резко, пожалуй, на порядок, возрастает число традиционных иллюстраций — фотографий, репродукций картин, рисунков, плакатов, изменяется и их качественное представление (режим “лупы”, послойное, вслед за кистью художника “написание” картины, наблюдение в режиме “быстрого просмотра” создания рисунка, погружение в эпоху фотографии и др.), добавляются сугубо компьютерные — видео-, аудио-, тактильный материал;

2.7) достоверное изображение эпохи кроме вышеперечисленных достигается за счет эффектов виртуальной реальности, благодаря которой предоставляется не только звуковая и пространственная зрительная информация, но также и осязательная (тактильная) и создается иллюзия вхождения и присутствия обучаемого в реальном времени в стереоскопически представленном “экранном мире”, иллюзия перемещения пользователя относительно объектов этого мира;

2.8) растет число схем, карт, картосхем, диаграмм за счет переструктуризации сугубо текстового материала, “перетекания” текста в схемы, картосхемы; видоизменяются сами объекты, превращаясь в интерактивные динамичные анимированные образования.

В аппарате ориентировки

2.9) оглавление превращается в масштабную карту навигации со своеобразным “маячком”, указывающим местонахождение студента в электронной среде;

2.10) рубрикации носят гипертекстовый характер,

2.11) сигналы-символы и указатели приобретают мультимедийность;

2.12) рекомендованная литература, как основная, так и дополнительная прирастает CD-ROMами, Web-адресами, последние, переадресуясь с сайта на сайт, могут охватить все интернет-ресуры сети по изучаемой дисциплине (разделу, теме).

 

К содержанию

Предпосылки понятия, определения и структуры электронного учебника на постсоветском пространстве по социально-гуманитарным дисциплинам заложены в 90-х гг. ХХ в.[59]

Электронный учебник (ЭУ), как отмечает А. В. Кириллов, это – “ компьютерная программа, представляющая собой банк текстов и изображений (не исключая мультимедиа технологии), включающая гипертекстовую среду, в которой реализованы глоссарий и интерактивный интерфейс, а также мощный анализатор ответов обучаемых и блок для сбора и обработки статистической информации". И далее: "При работе с электронным учебником, моделирующим обучающий диалог (учитель<–> ученик), достигается наивысший педагогический эффект, что делает такое средство обучения незаменимым в самостоятельной работе " [60].

О. М. и Л. А. Штомпели представляют компьютерный учебник как программно-методический комплекс, содержащий обучающе-контролирующие программы и учебное пособие (теория, хрестоматия, рекомендации для использования программных продуктов, справочный материал). Компьютерное занятие по той или иной теме является методической целостностью, включающей ряд взаимосвязанных дидактических элементов: первичное тестирование, определение основных понятий, работа с исходными теоретическим положениями, решение проблемных заданий, решение обучающих и контролирующих задач, работа с выводами. Обучение осуществляется в диалогово-проблемном режиме как последовательная серия разновидных, методически связанных заданий с одновременной оценкой работы пользователя, адаптацией программы к уровню его восприятия [61].

В соответствии с материалами международного семинара “Педагогические аспекты исторической информатики” (11-13 марта 1999г, Минск)[62], сложилось следующее видение ЭУ.

Ростовскими исследователям (С. П. Крицкий, А. А. Кудрявцева, Н. В. Самарина, А. В. Щербина) электронный учебник видится как продукт, структурно включающий в себя и теорию, и контроль, и дополнительные компоненты. Причем, теория — это гипертекстовое изложение материала, хронологические таблицы, карты; дополнительные компоненты — словарь, указатель дополнительной литературы, гиперссылки на Web-страницы и сайты с дополнительной информацией; контроль — вопросы для самоконтроля и тестирование.

Московские специалисты (Т. С. Антонова и А. Л. Харитонов) настаивают на том, чтобы в электронном учебнике основной текст был представлен в той или иной мультимедийной форме – слайд–шоу, мультфильме (простом или интерактивном), озвученном видео. При этом голос диктора должен быть оттенен музыкальными и шумовыми фонами, способствующими созданию эффекта эмоционального “погружения” в эпоху, иллюстративный ряд -- содержать озвученную кинохронику, отрывки из документальных и художественных фильмов, органично вплетенных в учебный материал, иллюстрации (фотографии, рисунки, плакаты, картины, диаграммы, анимированные карты и т. д.) -- сменяться каждые 5–10 секунд и в точном соответствии с информацией диктора, справочный материал -- включать персоналии политических и общественных деятелей с фонограммами их речей, хронологию событий, терминологический словарь, популярные песен разных лет и т. п. ЭУ в их представлении – это и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и хрестоматия, и справочник с полнотекстовой поисковой подсистемой и различными уровнями сложности.

Разделы ЭУ, по их мнению, должны состоять из параграфов, которые в свою очередь делятся на подпараграфы — мультимедийные лекции. По завершении работы с каждым подпараграфом можно составить его краткий план-конспект. После изучения всех подпараграфов — контроль. Для контроля используются тестовые задания двух форм: закрытой и на соответствие, а также кроссворды.

Согласно Ю. Ю. Юмашевой, обучающий мультимедиа-продукт должен содержать определенный набор компонентов. На базовом (логическом) уровне он представляет собой некоторую “россыпь деталей” – информационных материалов, относящихся к изучаемому предмету, т.е. тексты, иллюстрации, звуковые фреймы (они могут быть самостоятельными информационными частями или представлять собой “озвученный” текст), видеофрагменты, географические и прочие карты, анимация, отрывки из литературных произведений, термины, биографии исторических персонажей, библиографические справки и т. д.

Для того, чтобы облегчить использование этой обширной информации, разрабатывается специальный сценарий диска, который может состоять из неограниченного числа разделов, главными из которых являются все же два.

Первый — это полностью перенесенная в состав продукта структурированная программа изучаемого предмета, поделенная на классы, темы, уроки, сюжеты и т. д. При этом каждая тема “выстроена” из тех самых деталей, о которых говорилось выше, и представляет собой раз и навсегда зафиксированный набор и порядок представления этих деталей. Пользователь, выбирая класс, тему, урок, получает сразу весь объем необходимых ему материалов, содержащихся в диске. Он может воспользоваться всем предоставленным ему комплектом, или выбрать только то, что его интересует.

Второй — это собственно конструктор, в котором представлены все имеющие в диске материалы, сгруппированные по видам. В этом разделе каждый имеет возможность создать “свой” урок или тему, выбрав то, что его интересует. Таким образом обеспечивается полная свобода творчества, ограниченная лишь информационным объемом диска.

Закрепление (практика) и проверка (контроль) изученного материала — тестовые задания и кроссворды.

На втором семинаре “Педагогические аспекты исторической информатики-2001” в докладе представителя Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям при Министерстве образования РФ К. Митько были перечислены критерии экспертной оценки, которыми руководствуется Совет при экспертизе того или иного издания: 1. Уровень интерактивности; 2. Соответствие УЭИ интересам обучаемого; 3. Соответствие УЭИ открытой системе образования; 4. Соответствие УЭИ принципам вариативности образования; 5. Соответствие УЭИ интересам преподавателя; 6. Содержательность, объем информации в УЭИ и степень проработанности темы в целом; 7. Простота использования УЭИ преподавателем и учащимся; 8. Соответствие системы контроля результатов изучения УЭИ современному уровню; 9. Соответствие навигационной схемы УЭИ современному уровню; 10. Адекватность и приемлемость культурного наполнения УЭИ; 11. Совместимость УЭИ и существующего учебно-методического комплекса; 12. Анализ звукового аспекта УЭИ, соответствие его современному уровню; 13. Анализ визуального аспекта УЭИ, соответствие его современному уровню дизайна; 14. Качество программной реализации УЭИ; 15. Эргономика УЭИ, соответствие санитарным, гигиеническим правила и нормам; 16. Методические аспекты УЭИ; 17. Соответствие УЭИ психолого-педагогическим требованиям; 18. Анализ оптимальности применения шрифтов в УЭИ. [63]. Эти критерии говорят об осмыслении подхода к разработке УЭИ, подталкивая к мысли, что УЭИ — это не кустарная поделка, а серьезное производство.

Ю.Ю. Юмашевой была предложена к рассмотрению собственная структура критериев для экспертизы электронных мультимедиа-учебников, основывающаяся на оценке функциональной реализации в изданиях практических педагогических приемов учебного процесса. В ходе дискуссии и по материалам семинара ею было замечено по крайней мере 6 вариантов трактовки понятия “ электронный учебник ”, например: а ) ЭУ - размеченный с помощью языка разметки гипертекстовых страниц HTML вместе с языком описания сценариев JavaScript учебный текст, сопровождаемый графикой, звуком и видео и представленный в сети; б) ЭУ - гипертекстовый документ, объединяющий конспекты лекций и другие дидактические материалы по данной и смежным дисциплинам в единую систему. Компоненты структуры связаны между собой перекрестными ссылками; в) ЭУ – комплекс средств, обеспечивающий учителя и ученика необходимыми учебными и методическими материалами, рекомендациями для изучения предмета, для подготовки и проведения уроков, организации факультатива; г) Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник - основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. (Цитата из инструкции “О порядке рассмотрения и утверждения грифа Минобразования России на учебные электронные издания ”, 1998)[64].

На семинаре обсуждались вопросы подробнейшей структуры используемых в учебном процессе ЭУ и ЭУП как с полным набором звеньев “теория” — “практика” — “контроль”, так и с частичным набором педагогических звеньев, как то “практика” — “контроль”, только “теория” или только “контроль”. Среди полного трехзвенного набора такие как супер-тьютор мультимедийный комплекс по курсу “История Отечества” (содержание курса соответствует государственному образовательному стандарту по дисциплине “История России” для студентов и школьников неисторических специальностей), разработанный Современным Гуманитарным Университетом[65]; мультимедиа-учебник “Родная история”, созданный Православной гимназией во имя Преподобного Сергия Радонежского в сотрудничестве с Мультимедиа центром Новосибирского госуниверситета для учащихся гуманитарных классов и гимназий[66], мультимедиа-продукт “Москвоведение”, выпущенный в свет издательством “Кордис&Медиа”[67] для школы, ЭУП “Шедевры Иконописи Беларуси XII-XVIII вв.”, разработанное историческим факультетом Белгосуниверситета и предназначенное для учащихся старших классов общеобразовательной школы, студентов искусствоведческих и музееведческих специальностей, учителей и преподавателей вузов, историков, исследователей национального искусства Беларуси[68]. С частичным набором звеньев, такие как комплект компьютерных тестов по истории новейшего времени стран Европы и Америки (1918-1939) — составная часть триединого комплекса лекции-семинары-СРС, разработанный Волгоградским государственным педагогическим университетом для студентов-гуманитариев[69], блоки компьютерной тестовой проверки текущих знаний по курсу “История Древнего мира”, разработанной на историческом факультете Воронежского госуниверситета для студентов-историков[70], мультимедиа-курс “Росиийско-сибирская культура” (просмотр или углубленное изучение виртуального музея + сквозная видео-лекция), созданный алтайскими разработчиками[71]. На семинаре подробно обсуждались методики работы с ЭУ и ЭУП. А.Ф. Оськиным (Полоцкий госуниверситет) была предложена концепция комплексного электронного учебника, в основу которого положена объектно-ориентированная модель обучения (новый модульный подход к построению системы дистанционного образования, развиваемый инициативной группой, состоящей из представителей компаний, производящих программное обеспечение, издательств и университетов; группа образовала консорциум, получивший название IMS Global Learning Consortium)[72].

В работе А.С. Демушкина и др.[73] дается следующее толкование: “ Компьютерный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. ”, где авторы говорят о реализации теоретической части на бумажном носителе, а практической – на электронном.

Позже один из авторов указанной выше работы дает такое определение: электронный учебник — это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел именно с помощью компьютера. Электронный учебник или курс обычно содержит три составляющих: презентационная часть, в которой излагается основная информационная часть курса; упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания; тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента [74].

Комбинированным (теоретическая часть на бумажном носителе, СРС + контроль — на электронном в виде тестов) видят электронный учебник З. О. Джалиашвили и А. В. Кириллов [75]

С.А.Христочевский [76] определяет ЭУ как программно-методический комплекс, содержащий три составляющих (презентационную часть, в которой излагается основная информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания и тесты, позволяющие проводить оценку знаний) и обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его часть. При этом одним из основных элементов ЭУ, как он считает, являются фрагменты “живых” лекций лучших преподавателей.

П.Б.Залманов [77] считает, что ЭУ должен строиться на основе реального учебника с использованием его структурной формулы. Пользователь должен иметь возможность а) увидеть полную структурную формулу учебника, б) получить представление о содержании учебника, просматривая его структурные единицы, в т.ч. представленные в виде таблицы, в) обратиться к перечню понятий, используемых в учебнике. ЭУ — фундамент для целого комплекса задач: 1) автоматизированное создание тестовых заданий, 2) контрольное тестирование по учебнику и построение многоуровнего педагогического мониторинга на базе результатов тестирования. ЭУ — открытая, развивающаяся система. Должна существовать возможность подключения к содержанию учебника демонстрационных и обучающих программ, построенных по технологии мультимедиа.

Все приведенные образцы ЭУ несколько схожи между собой, могут состоять из нескольких комбинированных (“ теория — практика — контроль”) компьютерных учебных программ и подключать дополнительные компоненты (объемный глоссарий, поисковая система и др.).

В идеале электронный (компьютерный) учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. Такой электронный учебник (ЭУ) можно будет легко “переиздавать”, то есть корректировать по мере необходимости, он хорошо впишется в систему дистанционного обучения и автоматически обеспечит непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения. Как известно[78], “дидактический цикл - это структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками, выполняющая функцию максимально полной организации усвоения (в данных условиях) фрагмента содержания образования”. Первое звено дидактического цикла реализует постановку познавательной задачи, второе звено обеспечивает предъявление содержания учебного материала, третье организует применение первично полученных знаний (организация деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний), четвертое звено дидактического цикла - это получение обратной связи, контроль деятельности учащихся, пятое звено организует подготовку к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы). Реализация всех звеньев дидактического цикла процесса обучения посредством единой компьютерной программы без обращения к бумажным носителям информации существенно упростит организацию учебного процесса, сократит затраты времени учащегося на обучение и автоматически обеспечит целостность дидактического цикла в пределах одного занятия (одного сеанса работы с ЭУ).

Но социально-гуманитарное знание обладает неартикулярностью, слабой формализацией и структуризацией. Поэтому далеко не каждую тему возможно целиком по всем трем звеньям “теория” — “практика” — “контроль” компьютеризировать. Да и нужно ли? Наиболее целесообразно, как показала практика, компьютеризировать следующие темы:

а) темы, поддающиеся формализации,

б) темы из общих курсов, рассчитанные на массового студента,

в) темы с устоявшимся материалом, научно обоснованным, выверенным и доказанным;

г) темы, которые можно назвать своеобразными "таблицами умножения" для историка, т. е. предполагающие вопросы "что", "где", "кто", "когда", "перечислить", "назвать" и построенные по принципу тренинга;

д) темы — "азбуки", включающие в себя тот багаж знаний, без которого невозможно изучение предмета, и поднимающие студента до “определенной планки”, установленной педагогом;

е) основные, ключевые темы, без знания которых весьма затруднительно дальнейшее обучение;

ж) трудно усваиваемые и "нелюбимые" (сухие и неинтересные) студентами темы.

Темам же дискуссионным, по которым ведутся научные споры, описательным, философским, эмоциональным, по которым студент сам делает свои научные выводы и обсуждает их в кругу сокурсников и с преподавателем, говорится компьютерное "нет" при создании обучающих программ “тренаж”, “игра”, “модель”. По этим темам можно дискутировать либо на традиционном семинаре, либо проводя телеконференции, эхо-конференции.

Следовательно, наиболее целесообразно компьютеризировать материал, научно устоявшийся, обильный фактами и изобразительными средствами, ключевой, трудно усваиваемый и "нелюбимый".

А м.б. по отдельным темам, которые олицетворяют собой последнее научное открытие, достаточно тезисное описание новой идеи, краткое доказательство и список источников и литературы, на которых базируется данное открытие с приглашением на электронную дискуссию? И если УЭИ по дисциплине (разделу) представить суммой отдельных модулей (комбинированных компьютерных учебных программ), где каждый из этих модулей, в свою очередь представляет совокупность составляющих “теория–практика–контроль”, то отдельные модули будут полностью компьютеризированы, другие — частично (например, только “теория”, или “теория” + контроль <от тестового до эссе>, или “практика” + “контроль”), а третьи — лишь в малой степени.

Л. Х. Зайнутдиновой [79] было сформулировано следующее определение: “ Электронный учебник — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи ”.

Безусловно, создание ЭУ в таком понимании потребует больших усилий, и, как это справедливо отмечено[80], реализация всех функций в одной обучающей программе - цель трудно осуществимая. Но тем не менее такая цель должна быть достигнута.

В работе М. И. Беляева и др. даются такие определения образовательного электронного издания, электронного учебника, электронного учебного пособия: “ Образовательное электронное издание (ОЭИ) — электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. ОЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. ОЭИ не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств”[81];

Электронный учебник — основное образовательное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой, обеспечивающее непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществлении интерактивной обратной связи. Электронный учебник не может быть редуцирован к бумажному варианту без потери дидактических свойств”;

Электронное учебное пособие — образовательное электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронное учебное пособие не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.”[82].

Общепринятого определения понятия “электронный (компьютерный, мультимедийный) учебник” пока не существует, хотя уже введен 1 июля 2002 г. ГОСТ[83] по электронным изданиям и инструкция (приложение 2 к приказу Минобразования России от 19 июня 1998 г. № 1646), которая является основным документом Минобразования России, содержащим определения понятий и правила технической, учебно-методической, эргономической и содержательной экспертизы учебных электронных изданий [84].

В приложение 2 к приказу Минобразования России даны основные определения.

2.1. Электронное издание — это совокупностьграфической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе — магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, СD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

К учебным электронным изданиям относятся издания, разработанные по заказу Минобразования России, заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.). Под учебным курсом в данном случае понимаются дисциплины вуза, включенные в утвержденный Минобразованием России Государственный образовательный стандарт, и примерный учебный план, а также дисциплины средней школы, соответствующие утвержденному Минобразованием России учебному плану. Официальный статус учебного электронного издания утверждается только федеральным органом управления образованием.

2.2. Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Электронный учебник — основное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

2.3. Электронное учебное пособие — это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам пример­ного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестомати



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: