Учебные вопросы:
1 Порядок установления и продления ресурсов и сроков службы
2 Технология индивидуального продления ресурса и (или) срока службы
3 Основания для решения об индивидуальном установлении (продлении) ресурса
1 Порядок установления и продления ресурсов и сроков службы
К числу факторов, оказывающих существенное влияние на сохранение
летной годности ВС, относится принятый порядок установления и продления
для них ресурсов и сроков службы всех видов: назначенных, до первого ре-
монта и межремонтных.
Положение по вопросам установления (продления) ресурсов и (или) сроков служ-
бы ВС определяет:
- типовую последовательность проведения основных работ;
- перечень доказательной документации;
- взаимодействие и обязанности государственных органов воздушного
транспорта и промышленности, разработчиков и изготовителей ВС, эксплуа-
тантов ВС, организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиаци-
онной техники, научно-исследовательских институтов гражданской авиации.
Положение обязательно для исполнения всеми участниками работ по
установлению (продлению) ресурсов и (или) сроков службы авиационной
техники. Оно регламентирует следующую последовательность основных ра-
бот:
- подготовка директивного документа (решения) о порядке установ-
ления ресурса, срока службы и условий их отработки;
- утверждение государственным органом воздушного транспорта согла-
сованного с органом управления авиационной промышленности директивно-
го документа (решения) о порядке установления ресурса, срока службы и ус-
ловиях их отработки;
- подготовка доказательной документации, обосновывающей изме-
нение (увеличение) ресурса и (или) срока службы;
|
- подготовка решения по установлению для парка, группы и отдель-
ных изделий (ВС в частности) ресурса и (или) срока службы и об условиях их
отработки;
- утверждение государственным органом воздушного транспорта согла-
сованного с органом управления авиационной промышленности решения по
установлению для парка, группы и отдельных изделий ресурса и (или) срока
службы и об условиях их отработки;
- разработка и ввод в действие в установленном порядке необходи-
мой эксплуатационной документации (бюллетеней).
2 Технология индивидуального продления ресурса и (или) срока службы
Положение предусматривает возможность индивидуального установле-
ния (продления) ресурса и (или) срока службы ВС. Индивидуальному уста-
новлению (продлению) ресурса и (или) срока службы ВС должно предшест-
вовать выполнение процедур разработки и утверждения решения по установ-
лению ресурса и срока службы для парка ВС соответствующего типа.
При индивидуальном установлении (продлении) ресурса и (или) срока
службы ВС на основе периодического анализа опыта эксплуатации парка не-
обходимы:
- программа исследования технического состояния ВС с указанием
участников работ (включающая, при необходимости, программу облета), со-
ставленная разработчиком ВС;
- акт оценки технического, состояния ВС утвержденный гос. органом воздушного транспорта. Данный акт должен быть подготов-
лен по результатам работ по программе исследования технического состоя-
ния. В случае индивидуального установления (продления) межремонтного
ресурса и (или) срока службы ВС - работы по программе исследования тех-
нического состояния ВС выполняются при участии организации по ремонту
конкретной авиационной техники (или изготовителя) и акт согласовывается с
этой организацией;
|
- результаты анализа эффективности мероприятий по устранению
причин инцидентов, связанных с конструктивно-производственными недос-
татками.
Ресурсы и сроки службы ВС при индивидуальном продлении устанав-
ливаются и доводятся до авиапредприятия-эксплуатанта соответствующим
решением, которое:
- подготавливается разработчиком ВС совместно с соответствующи-
ми научно-исследовательскими институтами гражданской авиации;
- утверждается гос. органом воздушного транспорта.
Технология индивидуального продления ресурса и (или) срока службы
конкретному экземпляру ВС в авиапредприятии осуществляется следующим
образом.
При отработке одного или всех ресурсных параметров (летных часов,
полетов или календарного срока службы) инженерно-авиационной службой
авиапредприятия производится предварительная оценка экономической це-
лесообразности и технической возможности продления ресурса и (или) срока
службы конкретного экземпляра ВС.
При наличии технической возможности и экономической целесообраз-
ности предполагаемого продления ресурса и (или) срока службы конкретно-
му ВС ИАС авиапредприятия-эксплуатанта делает запрос-заявку на проведе-
ние работ по предполагаемому продлению в адреса разработчика типа ВС,
соответствующих научно-исследовательских институтов гражданской авиа-
ции и предприятия-изготовителя или авиаремонтного предприятия (если
продлевается межремонтный ресурс, межремонтный календарный срок
службы ВС). При этом указываются основные данные о ВС, информация по
предшествующему периоду эксплуатации и желательные параметры по про-
длению ресурса и (или) срока службы.
|
Предприятие-разработчик ВС совместно с соответствующими научно-
исследовательскими институтами гражданской авиации дают авиапредприя-
тию-эксплутанту экспертное заключение об условиях и возможности пред-
полагаемого продления ресурса и (или) срока службы конкретному ВС и (при
наличии договоренности с авиапредприятием-эксплуатантом) готовит индивидуальную программу по исследованию технического состояния ВС. Цель
программы - определить возможность индивидуального продления (назна-
ченного, межремонтного, в летных часах, в полетах) и (или) срока службы
(назначенного, межремонтного) конкретного экземпляра ВС и условия отра-
ботки ресурса в эксплуатации.
При наличии программы работ по индивидуальному продлению ресур-
са и (или) срока службы ВС авиапредприятие-эксплуатант готовит доказа-
тельную документацию по конкретному ВС. В состав документации входят:
справки по эксплуатации: наличие грубых посадок, особых условий полета,
попаданий в турбулентную атмосферу и т.п.; справки о выполнении бюлле-
теней промышленности и указаний гос. органа воздушного транс-
порта; справки по результатам расшифровки полетной информации за рас-
сматриваемый период эксплуатации ВС и т.п. К исследованию технического
состояния ВС привлекаются специалисты предприятия-разработчика, соот-
ветствующих научно-исследовательских институтов, предприятия-
изготовителя ВС или организации по ремонту авиационной техники (в слу-
чае продления межремонтного ресурса, межремонтного календарного срока
службы) для обеспечения всестороннего подхода при выработке окончатель-
ного определения о возможности продления ресурса и (или) срока службы
конкретному экземпляру ВС.
По результатам проведенных работ на ВС составляется «Акт оценки
технического состояния ВС», который подписывается всеми непосредствен-
ными участниками исследования технического состояния конкретного эк-
земпляра ВС, согласовывается с техническим руководителем предприятия-
изготовителя или организации по ремонту авиационной техники и утвержда-
ется гос. органом воздушного транспорта.
«Акт оценки технического состояния воздушного судна», должен ос-
вещать следующие вопросы:
- состав комиссии, назначенной руководителем эксплуатирующей
организации;
- краткое содержание и цель утвержденной Программы исследования
технического состояния ВС;
- сведения о воздушном судне;
- выполненные на ВС работы по техническому обслуживанию;
- индивидуальные особенности эксплуатации ВС со дня выпуска до
момента отработки одного из ресурсных параметров: попадание в зону ин-
тенсивной турбулентности, попадание в грозу, грубые посадки, превышение
эксплуатационных перегрузок, попадание в штормовые условия на земле,
повреждение ВС на земле и в полете с выходом из строя силовых элементов,
замена силовых элементов в эксплуатации и причина замены;
- перечень основных неисправностей, выявленных на ВС за прошед-
ший период эксплуатации (неисправностей, влияющих на продление кон-
кретного ресурса или срока эксплуатации);
- замена агрегатов и комплектующих изделий. Если агрегаты заменя-
лись своевременно, то указывается, что замена производилась согласно тре-
бований ресурсных бюллетеней и указаний. Указывается наработка и дата
замены агрегатов и комплектующих изделий, приведенных в Программе ис-
следования технического состояния ВС;
- сведения о выполнении доработок по бюллетеням, указанным в
Программе исследования технического состояния ВС. Если все доработки
выполнены, то делается запись «доработки выполнены» с указанием по каж-
дому бюллетеню даты выполнения и наработки агрегатов (деталей) и ком-
плектующих изделий после выполнения бюллетеня, а если нет, то указыва-
ются номера бюллетеней, по которым работы не выполнены.
На основании проведенных работ и «Акта оценки технического со-
стояния конкретного ВС» разработчиком ВС совместно с соответствующими
научно-исследовательскими институтами подготавливается Заключение о
возможности продления ресурса и (или) срока службы по заданным ресурс-
ным параметрам, а также Решение об индивидуальном продлении ресурса и
(или) срока службы конкретного ВС и условиях их отработки
3 Основания для решения об индивидуальном установлении (продлении) ресурса
Решение об индивидуальном установлении (продлении) ресурса и (или)
срока службы ВС согласовывается с руководителями соответствующих на-
учно-исследовательских институтов гражданской авиации и утверждается
Главным конструктором по типу ВС предприятия-разработчика и заместите-
лем начальника гос. органа воздушного транспорта по экс-
плуатации авиационной техники, доводится в установленном порядке до
авиапредприятия-эксплуатанта.
При проведении работ по установлению (продлению) ресурсов и сро-
ков службы авиационной техники эксплуатант (организация по техническо-
му обслуживанию) обязан:
- выполнять качественно и в полном объеме работы, предусмотрен-
ные программами (перечнями) исследований;
- проводить учет наработки и календарной продолжительности экс-
плуатации, а в случае необходимости и других данных, характеризующих
расход ресурса паспортизированных изделий, узлов, агрегатов и систем в ус-
ловиях эксплуатации по утвержденному перечню;
- в установленном порядке направлять дан-
ные по наработкам и всем эксплуатационным, конструктивно -
производственным недостаткам, дефектам, отказам комплектующих изделий;
- направлять на исследование разработчику или в соответствующие
научно-исследовательские институты гражданской авиации разрушенные
или отказавшие детали, узлы, приборы и агрегаты;
- обеспечивать первичную обработку данных бортовых регистрато-
ров параметров полета ВС и передачу информации в установленном порядке;
- сообщать в территориальныео всех изменениях в условиях эксплуатации, в том числе и о всех случаях базирования ВС за пределами Украины;
- принимать непосредственное участие в оценке технического со-
стояния конкретных экземпляров ВС и их комплектующих изделий при ин-
дивидуальном установлении (продлении) межремонтных ресурсов и (или)
календарных сроков службы.
Соответствующиенаучно-исследовательскиеинституты гражданской
авиации в связи с проведением работ по установлению (продлению) ресурсов
и сроков службы: определяют совместно с Разработчиком мероприятия по
обеспечению ресурсов и сроков службы и уточнению эксплуатационной до-
кументации; принимают участие в согласовании технических предложений и
планов дополнительных исследований Разработчика; изучают фактические
условия и особенности эксплуатации ВС и его компонентов; исследуют тех-
ническое состояние изделий конкретного ВС и обобщают опыт эксплуата-
ции; обобщают данные об отказах и повреждениях; контролируют при необ-
ходимости соответствие основных летно-технических характеристик эксплуатации ВС типовым, а также оценивают соответствие доказательной документации требованиям соответствующих нормативных документов.
Предприятие-разработчик конкретного типа ВС проводит и обеспечи-
вает расчетные и экспериментальные исследования изделий по программам,
согласованным с соответствующими научно-исследовательскими института-
ми авиационной промышленности и гражданской авиации; подготавливает
техническое предложение и план дополнительных исследований и испыта-
ний;разрабатывает проект программы по исследованию технического со-
стояния и характеристик ВС и его комплектующих изделий на различных
этапах их наработки; участвует в разработке необходимых директивных и
доказательных документов.
Все участники работ по установлению (продлению) ресурсов и (или)
календарных сроков службы ВС, обязаны выполнять качественно и в полном
объеме все требования, изложенные во «Временном Положении об организа-
ции и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы граж-
данской авиационной техники», в части их касающейся, а также нести ответ-
ственность в установленном действующим законодательством порядке.
Контроль за проведением организационно-технических мероприятий
по сохранению летной годности ВС в связи с проведением работ по установ-
лению (продлению) ресурсов и сроков службы авиационной техники (в част-
ности воздушных судов) осуществляет Госавиаадминистрация.