Оглавление
О трезвении и молитве
Разнообразие бдагодати
Топор
Понуждать непрестанно
Всё дары Бога
За престол сердечный
Исполнение устава
Послушание за послушание
Об уме
Ум и сердце
Делание
Фундамент для молитвы
Умаление благодати
Всегда готовься к войне
Свято место — пусто не бывает
Бог знает всё
Практика Иисусовой молитвы
Вступление
Подготовка
Делание
Ефрем Филофейский (Святогорец)
О трезвении и молитве
Под трезвенным деланием понимается внимание к помыслам, мечтаниям и движениям чувств.
Это сила души, которая противостоит злу, дальновидность, когда ум издалека видит искушения и избегает их, предпринимая соответствующие меры безопасности; это непрестанная молитва и наблюдение ума за сердцем, за входящими и исходящими из сердца.
Молитва — это катапульта против демонов, против страстей, против греха и вообще против всего того, что встает на пути спасения.
Молитва — это бич, который бичует любой демонский помысл. А мы ленивы и нерадивы, и диавол обманывает нас, и мы творим ему послушание и не занимаемся молитвой как должно. Если бы занимались ею, то не допустили бы стольким страстям и немощам овладеть нами.
Вместо того чтобы терять время зря, проговаривай молитву. И, когда приходят к тебе лень и нерадение, бойся угрозы Господа для лукавого и ленивого раба.
Когда уста молятся, а руки работают, то труд имеет двойную благодать — благодать послушания и молитвы.
Послушание делает труд достойным вознаграждения, а молитва его освящает, потому что и рукоделие, и какой бы то ни было другой труд, спутником которого является молитва, имеют особую благодать.
Разнообразие бдагодати
|
Благодать Святаго Духа проявляется многоразличным образом и в разных ощущениях. Святый Дух через преуспеяние в молитве и в трезвенном делании подает благодать слез, благодать радости, благодать предвидения, благодать наставления, благодать апостольского дара, силу долготерпения, Божественного утешения, великой надежды.
Каждый человек в соответствии с преуспеянием и пользой, полученной от молитвы, исправляет свои душевные и телесные страсти.
Исправление страстей и немощей показывает, насколько человек преуспел в молитве.
Топор
С нами воюют помыслы? Великим оружием является молитва.
Влечение греха отвлекает ум ко злу. Но когда ум возьмет в руки топор молитвы, поднимет его и начнет разить, то искореняет даже самые неподатливые помыслы. Надо только, чтобы человек хорошенько ухватился за топор и правильно его применял. Тогда он достигнет действительно чудесных результатов. Поэтому диавол препятствует молитве, чтобы ему легче было пленить нас.
Он приносит нам нерадение, различные попечения, он воздвигает перед нами сотни преград с единственной целью — воспрепятствовать молитве.
Согласно отцам, то попечение о вещах, которое выходит за пределы необходимого, называется духовным туберкулезом.
Понуждать непрестанно
Не остается ничего иного, как только понуждать себя, понуждать непрерывно.
Будем заниматься главным образом молитвой— непрестанно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
Просыпаясь утром, будем творить молитву.
И трудиться будем с именем Христовым.
Так мы с помощью молитвы отсечем празднословие, многословие, осуждение, гнев и недовольство, и каждый будет безмолвствовать сам в себе.
|
Горе нам, если нас учат и мы не делаем, не понуждаем себя, если нам подаются средства и мы бездействуем.
Что тогда нам остается делать, как не осуждать себя постоянно как недостойных, ленивых и убогих?
Хотя бы через самоосуждение и смирение понудим себя к молитве, потому что смирение и самоосуждение привлекают благодать Божию. А благодать снова подает рвение и легкость в молитве.
Как мы уже сказали в начале Слова, мы обязаны непрестанно благодарить святых отцов, благоговеть пред ними, любить их и прославлять, просить их молитв и предстательства пред Богом, умолять их, чтобы они ниспослали и нам малый дар, малое благословение молитвы.
Всё дары Бога
В духовной жизни. Что бы человек ни делал, он получит плод, только если пожелает того Бог.
Для этого необходимо, чтобы всем духовным устремлениям предшествовало смирение.
Человек доходит до убеждения, что без Бога совершенно ничего невозможно. Он верит в это и говорит: «Подписываюсь своей кровью под тем, что я ничто и не могу сделать ничего благого». И, еще не закончив подписываться под тем, что он ничто, тут же видит тщеславные помыслы и думает: «Ведь только что я своей кровью подписывался под тем, что я ничто, и как же поразил меня тщеславный помысл?».
На этом примере видно, что и смирение человеку должен даровать Бог.
Несмотря на весь наш труд, который мы подъемлем для познания своей ничтожности, и чувство ничтожности должен нам даровать Бог.
Но что же тогда должен делать человек, если так обстоят дела?
|
Может, не нужно совершать никаких добрых дел, не нужно прилагать никаких усилий, а только ждать, когда Бог дарует смирение и благодать?
Нет. Человек должен делать то, что от него требуется, всякую добродетель, и ожидать с великим смирением и чувством, что если Бог пожелает, то добродетель прорастет и принесет плод. Иначе же останется только голый труд.
За престол сердечный
За престол сердечный будет вестись война и крепкая брань.
Вначале диавол будет действовать посредством страстей и их зловонных испарений, то есть различных противящихся молитве помыслов.
И чем более с помощью поста, бдения, молитвы и других аскетических упражнений ты будешь выбивать у него почву из-под ног, тем больше он будет неистовствовать, тем больше он постарается, если попустит Бог, проявить свою злобу и вероломство посредством различных воздействий, искушений и скорбей.
Но его вмешательство всегда будет ограничивать нежная забота Небесного Отца в соответствии с возможностью человека отражать атаки противника.
Исполнение устава
Но, прежде чем эта непрерывная умная беседа (Иисусова молитва) будет услышана, со стороны молящегося необходимо содействующее тому исполнение монашеских и христианских установлений духовной жизни.
От монаха-послушника требуется непоколебимое послушание старцу, который являет видимый образ Спаса Христа.
От всех же христиан требуется приведение своей жизни в соответствие с указаниями духовников и послушание канонам единой Святой Православной Церкви, чтобы никто не блуждал по пути своих похотей и желаний, от чего нас предостерегает Священное Писание.
Послушание за послушание
В Патерике приводится очень содержательное и простое высказывание аввы Мины: «Послушание за послушание: кто слушается Бога, того слушается Бог».
А авва Исаия уточняет: «Невозможно, чтобы Бог не послушал того человека, который слушается Бога. Бог недалеко от человека, но наши желания не позволяют Ему услышать нас».
Наша молитва не может быть услышана из-за наших желаний.
Если ты молишься и не бываешь услышан, то подумай: может быть, ты непослушен?
Если ты невнимателен в мелочах, то тебе обязательно будет попущено впасть в великое. Внемли себе.
Об уме
Ум человека приснодвижим, всегда находится в движении.
И поскольку он движется не по естеству и не по назначению, а противно своему назначению, то бегает по всему миру и упокаивается в различных наслаждениях.
Иногда он движется к плотскому и наслаждается, иногда — к другим страстям, а иногда просто глазеет по сторонам. Куда бы он ни пошел, на чем бы он ни остановился, везде он чем-нибудь наслаждается.
И вот человек, который желает достичь непрестанной молитвы, должен собрать свой рассеянный ум, этого бродягу, слоняющегося по переулкам, чтобы он исправился и стал хозяином. Но чтобы его собрать, необходимо принести ему какую-либо сладость, потому что, как мы сказали, ему нравится слоняться то там, то здесь. Мы должны привлечь его чем-то сладким. Поэтому вначале необходимо молитву проговаривать устами. Когда достигается преуспеяние в устной молитве и она привлекает ум вовнутрь, тогда она дает уму свободу произносить молитву самому без участия уст, то есть появляется некоторый плод. Потом — когда устная, а когда совершаемая умом — молитва постепенно начинает господствовать в душе. Ум, беседуя в молитве, начинает входить в сердце. И где бы человек ни был, он будет видеть, как его сердце произносит молитву.
Ум и сердце
Святые отцы говорят, что ум легко пачкается и легко очищается.
Сердце не так легко пачкается и с трудом очищается.
Ум, как только наткнется на плохое, тут же оскверняется.
Но сердце не сразу становится причастным скверны. Когда сердце находится в духовном состоянии, но затем каким-то образом его теряет, ум начинает оскверняться от различных вещей, сердце же изменяется нелегко, потому что прежде изменилось благодатью, и с трудом, постепенно уклоняется в сторону зла.
Поэтому, чтобы преобразить сердце из плотского, страстного и эгоистичного в бесстрастное, необходима молитва.
Когда очистится самое главное, тогда очистится и все вокруг.
Молитва изгонит отчаяние, уныние, нерадение, леность и принесет новое произволение, новую жажду новых подвигов.
Делание
Все исходит из умной молитвы.
Преуспевая в молитве, мы обретем облегчение от страстей.
Со временем помыслы исчезнут, и наше сердце станет беззлобным сердцем ребенка.
Но вначале, как было сказано, будет трудно, пока «дело не пойдет на лад». Это как в любом ручном механизме, где необходимо усилие. Если этот механизм станет автоматическим, то эффективность повысится во много раз, работа не потребует никаких усилий.
Так и молитва, когда со временем станет нашим достоянием, тогда будет твориться без труда и принесет много плода.
Занимаясь молитвой, будем остерегаться дерзости, гордости, потому что это очень большое препятствие для молитвы.
Посему необходимо многое самоукорение, постоянное осуждение самого себя. Чем мы смиреннее, тем больше благодать во время молитвы.
Повторяю, что мы должны быть внимательными и не думать ни о чем во время молитвы. В этом — цель молитвы.
Фундамент для молитвы
Только с помощью умной молитвы человек достигает бесстрастия.
Ни чтением, ни каким другим подвигом невозможно его достичь. (Прим. Всё остальное, кроме молитвы, только средство, но эти срадства, являются фундаментом для молитвы.)
Не волнуйся из-за несовершенства и сухости твоей молитвы, но ожидай с терпением плода частого призывания Божественного имени.
Не изнемогай, сколько бы раз ты ни возвращал убежавший ум. Бог увидит твое расположение и труд и пошлет Свою благодать, которая соберет ум.
Умаление благодати
Временами случается, что без повода с твоей стороны благодать умаляется. Бог как бы желает тебе сказать: «Все хорошо с твоей стороны, но не думай, что все зависит от тебя. Я прихожу и ухожу тогда, когда пожелаю. Я научу тебя совершенному отсечению своей воли и терпению, чтобы ты хорошенько выучил урок смирения». Посему в назначенный час понуждай себя, сколько можешь, исполняй свой долг, чтобы Бог был твоим должником.
И если ты не получишь благодати, то приготовишь себя к следующему или послеследующему разу. Во всяком случае, рано или поздно, но ты ее получишь, и не можешь не получить. Более того, у Бога есть обыкновение, отлагая, позже давать гораздо большее.
Поле сердца приносит плод в зависимости от вспахивания его молитвой, орошения слезами и выпалывания помыслов.
Всегда готовься к войне
Итак, во время мира не предавайся небрежению, но молись, исправляйся, готовься к войне, набирайся мужества.
Не бойся искушений.
Все подвержены изменениям, но подвиг требует терпения и настойчивости.
Праведный, если и тысячу раз в день падет, восстает снова, и вменяется ему это в победу.
Вот что значит молитва: постоянное покаяние, непрерывное призывание Божественной милости.