Противостояние номинализма и реализма в средневековой философии.




Рассматриваемый спор можно представить в понятиях сущности и существования. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности (вот и сработала «бритва Оккама»).

В споре средневековых реалистов и номиналистов несколько особняком держались концептуалисты (Абеляр и др.). Они, как и номиналисты, считали, что общие понятия (универсалии) сами по себе не существуют. В то же время концептуалисты обвиняли номиналистов в «сотрясении воздуха»: имелось в виду, что они считают понятия всего лишь словами, не раскрывая их подлинной природы. Концептуалисты расценивали общие понятия как концепты — доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира.

Реализм (в средневековой философии) – учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как «вид». Посредством «чувственных видов» человек познает индивидуальное в вещах, посредством «сверхчувственных видов» – общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

 

Опираясь на учение Аристотеля, а также на споры между мистиками (Августин) и учением Дунса Скотта, Фома выделил 4 уровня бытия в зависимости от того, каким образом форма, то есть творящее начало, реализуется в вещах, одушевляет их:

1. Низшая ступень – неживая природа (минералы, камни). Здесь форма – лишь внешняя определенность вещи;

2. Растительный мир, форма – конечная причина вещи;

3. Животные, форма – действующая причина;

4. Душа человека, форма существует отдельно от материи.

В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было «чистого» материализма и «чистого» идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистическую тенденцию, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал «единство» науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового «естествознания».

Философия эпохи возрождения: Дж. Бруно, Т. Парацельс, Н. Кузанский.

Период освобождения от прямой зависимости от христианства

Николай Кузанский - кардинал Римской католической церкви; идея против геоцентризма, идея бесконечности. Как философ стоял на позициях неоплатонизма. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Метафизически и теологически он считал, что Бог есть Единое.

Теофраст Парацельс – врач; опроверг идею медицина – ремесло. Считал, что мир - это постоянное развитие.

Джордано Бруно – монах; мир устроен так: Мир – это лестница существ (мир в виде гармонии), вершина – бог (высшее существо)

Эмпиризм Ф. Бэкона

Философия нового мира. На первый план перемещается гносеологическая проблематика (проблема познания). 2 метода: Индукция и Дедукция. Индукция - основа всякого научного познания. Нужно собрать все факты, опыт. Ставит индукцию в центр естественных наук. Учение «Новый органон»: места: 1. Индукция 2. Дедуктивная логика. Предрассудки (ИДОЛЫ): 1. Идолы «рода» склонность человека к обобщению

2. Идолы «пещеры» человек явление невсекосмическое, а явление локальное.

3. Идолы «площади»

4. Идолы «театра» идеологические штампы

 

Таблицы (Индукция)

1.Подтверждающие факторы

2.Негативные инстанции

3.Степенные инстанции

4.Прерогативные инстанции (Что важнее всего?)

Рационализм Р. Декарда

Рене Декард – французский философ, противоположен Бэкону. Доказательство самодостоверности мышления. Аксиома: Если я мыслю, критикую, сомневаюсь, то я есть. Весь внешний мир имеет математический характер. Идея бога (онтологическое доказательство бога) как бесконечно совершенного существа, идею, которая находится нами в самих себе и о которой, так как она выходит за границы нашего конечного ограниченного познания, мы не можем дать отчета иначе, как путем допущения, что эта идея заложена в нас самим Богом и что в этом смысле она является субъективным образом Бога. 3 подсистемы: 1. Идеология (о боге)

2. Психология (о душе и сознании)

3. Вся естественная наука.

2 самостоятельные субстанции: Материя – протяженность и душа (главный признак мышления). В полной противоположности к материи Декарт устанавливает вторую из признанных им «сотворенных субстанций» — душу. Материя — протяженная и немыслящая, душа — мыслящая и непротяженная. Ее сущность состоит только в мышлении, которое для Декарта в существенных чертах совпадает с волею, так как для него всякое мышление является произвольным процессом.

Сенсуализм Дж. Локка

Сенсуализм - абсолютизирует роль чувств (противоположность рационализма, где главным выступает разум).

Локк доказывал, что источником знаний человека является его чувственный опыт. Человек, его чувства и разум подобен чистому листу бумаги, который начинает заполняться в процессе взаимодействия с окружающим миром. Предметы внешнего мира, действуя на органы чувств, вызывают у человека соответствующие ощущения и восприятия. Чувства дают простые идеи, мышление их систематизирует, создавая понятия о вещах. Посредством ощущений мы воспринимаем качества вещей двух видов:

Первичные качества тел (объективные) - принадлежат самим телам (плотность, фигура, движение). Вторичные не принадлежат телам, а являются субъективными (цвет, запах, вкус, звук).

Философия Г. Лейбница

Теория монад. Он говорил, что все фрагменты мира – монады. Монады живых организмов могут быть смутными или ясными. Монада бога – ясная. А монады неживого – неясные.

Душа – самостоятельная конструкция, развивающаяся без внешних вмешательств. Душа это так же монада, микрокосмос.

Противоречит Локку, утверждая, что человек – это не чистое изначально полотно, а всё уже изначально заложено в душе, которая может развиваться и деградировать.

 

24. Философия XVIII века (нам рассказывали только о Беркли и Юме, так что можно еще опираться на 25 и 26 вопрос, где спрашивается конкретно их философия)

В 18 век называется эпохой Просвещения. В это время происходит развитие философии с целью донести её до большего количества людей.

Основные представители: Беркли, Юм.

БЕРКЛИ противоречил Локку и говорил, что делить качества на первичные и вторичные бессмысленно, ведь весь опыт человека субъективен, конкретен и индивидуален. Не отрицал Бога и говорил, что все наши ощущения совпадают, так как нас всех создал Бог.

ЮМ сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления (восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений. Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: