При оценивании грамотности письменных изложений и сочинений учитывают:
ü ошибки, нарушающие речевые и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;
ü ошибки, нарушающие стилистическое единство текста;
ü орфографические и пунктуационные ошибки.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».
Ошибка — это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет — это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задачам речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношение автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.
Речевыми недочетами можно считать:
ü повторение одного и того же слова;
ü однообразие словарных конструкций;
ü неудачный порядок слов;
ü различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании
|
Фактические ошибки | Логические ошибки |
В изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. | • нарушение последовательности в высказывании; • отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; • неоправданное повторение высказанной ранее мысли; • раздробление одной микротемы другой микротемой; • несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей; • перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); • неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. |
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат. |
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на лексические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
• неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
|
• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе.
Речевые ошибки в построении текста:
• бедность и однообразие синтаксических конструкций;
• нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
• стилистически неоправданное повторение слов:
• неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
• неудачный порядок слов.
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
• смешение лексики разных исторических эпох;
• употребление штампов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Грамматические ошибки помогают учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.