МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для подготовки
к государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования
В 2015-2016 учебном году
РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в одиннадцатом классе будет проходить в форме изложения с творческим заданием.
Тексты для изложений представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: природа, язык, нравственные и эстетические категории, семья, искусство и т.п.
Предлагаются тексты повествовательного характера (с определенным сюжетом, описанием конкретных событий, развивающихся последовательно); описания явлений природы, памятников, географических мест и т.д.; портретные характеристики; рассуждения по какому-либо вопросу (проблеме). По стилю это художественные, научные, публицистические тексты.
Вид изложения – подробное.
Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.
Главная дидактическая задача изложения этого вида – проверить у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика – понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его. Таким образом, с помощью подробного изложения проверяются следующие умения:
1. Умение раскрывать тему и основную мысль;
2. Умение использовать композиционные и языковые средства;
|
3. Умение совершенствовать написанное.
Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив его композиционные и языковые особенности.
Одиннадцатиклассники демонстрируют умения:
· адекватно воспринимать текст на слух;
· точно излагать содержание прослушанного текста, выделять его главную мысль;
· логично излагать мысли;
· подбирать убедительные аргументы;
· грамотно писать, соблюдая нормы орфографии и пунктуации.
Объем текста для изложений – от 400-450 слов.
За изложение ставится одна отметка (общая за всё задание: изложение с творческим заданием), которая является средним показателем отметок за содержание и языковое оформление / грамотность работы. Строчка между изложением и сочинением не пропускается. Работа является единым текстом.
Изложения с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливают к созданию своих текстов.
Во время чтения учителем или преподавателем текста обучающемуся необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде). Во время слушания выявить тему и основную мысль. После этого можно составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы. Написать текст на черновике. Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. Проследите, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы. Проверка орфографии и пунктуации – важная часть работы.
|
Изложения развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.
Во второй части работы нужно написать сочинение-рассуждение — ответ на вопрос, связанный с проблематикой текста для изложения.
В сочинении требуется прокомментировать проблему текста и аргументировать собственную позицию.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Задания к текстам направлены на проверку как репродуктивных, конструктивных умений и навыков, так и творческих способностей, умений использовать основные коммуникативные стратегии.
Модель заданий следующая: первое задание – «Напишите подробное изложение»; второе – «Дополните текст изложения...», «Продолжите текст изложения рассуждением...», «Введите в текст изложения описание...», «Поразмышляйте над проблемой...», «Сделайте выводы...», «Выскажите свое согласие (несогласие) с позицией автора...» и т. д.