УРОК № 40 «ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».




Предмет: ОСНОВЫФИЛОСОФИИ

ТЕМА 5.1. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ

УРОК № 40 «ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Слово «история» имеет греческое происхождение. Изначально оно означало расследование, расспрос, сбор сведений и рассказов о делах людей прошлого и настоящего. В ранней античности историю пока не пытались осмыслить теоретически. Она была представлена совокупностью «сырых» фактов и их пересказов. Однако позднее история у древнегреческих мыслителей получает теоретическое осмысление и приобретает умопостигаемую форму. Историю начинают рассматривать с точки зрения циклического развития. Считается, что история человечества циклична, складывается из вечно повторяющихся форм общественного устройства, в первую очередь форм государственного правления. Именно так выглядела, например, концепция Полибия — греческого историка и государственного деятеля II века до н. э.

С возникновением и распространением христианства возникло и иное понимание истории. Историю стали рассматривать как линейное развитие от некой начальной точки до конечной. Таким образом, в историческом движении предполагалось определенное направление, а следовательно, и внутренняя логика, конечная цель. Так понимаемая история приобретает фундаментальный аспект — необратимость. Если для античной культуры характерна идея повторяемости, воспроизводимости исторических событий (вплоть до буквальной повторяемости и абсолютной воспроизводимости), то для христианского мировоззрения характерно представление об уникальности и неповторимости каждого отдельного события в истории.

Наиболее заметным представителем христианской философии, обратившимся к осмыслению истории, был Аврелий Августин. При построении своей концепции он опирался на Священное Писание, поэтому истоки историзма Аврелия Августина следует искать Библии. Августин в работе «О граде Божьем» описывает историю человечества как сосуществование двух типов общества — Града Божьего и Града Земного. Люди, принадлежащие Граду Земному, живут по законам отошедших от Бога, погрязших в гордыне людей. Люди же, входящие в Град Божий, живут по законам, установленным Богом. Здесь Августин не подразумевает какое-либо конкретное государство: люди, составляющие Град Божий или Град Земной, отличаются друг от друга внутренне. Историю же у Августина можно представить как постижение человеком собственной ущербности, побуждающее к движению от несовершенного состояния к высшему, от Града Земного к Граду Божьему.

Концепция линейного развития человечества сохраняется и в последующие века. Однако в Новое время, особенно в эпоху

Просвещения (XVIII век), история десакрализуются, освобождается от религиозных представлений. Распространяется точка зрения, что внутренняя логика, определяющая историческое развитие, присуща самой человеческой деятельности, а не задается извне.

В качестве примера характерного для Нового времени подхода к описанию истории можно рассмотреть концепцию французского мыслителя Жана Антуана Кондорсе (1743-1794). Кондорсе считается одним из основателей теории исторического прогресса. В работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе рассматривает историю как поступательное движение человечества от некоторого несовершенного состояния ко все более совершенным. В качестве критерия совершенства Кондорсе предлагает степень развития человеческого разума. История в такой интерпретации является своего рода ареной приложения разума, воплощением способности ума постоянно совершенствоваться. Исторические эпохи у Кондорсе предстают как непосредственные следствия революционных открытий, прорывов познающего мышления.

В XIX веке в рамках философской школы позитивизма историческое развитие зачастую рассматривали по аналогии с биологической эволюцией (О. Конт, Г. Спенсер). В частности, Г. Спенсер видел в развитии общества сходства с развитием биологического организма. По мнению Спенсера, общество, как и живая природа в процессе эволюции, движется от однородного (гомогенного) состояния к сложному (гетерогенному). В обществе постоянно возникают новые социальные институты, усложняются социальные связи. Этот процесс Спенсер называл дифференциацией. Дифференциация сопровождается интеграцией — объединением индивидов в группы, выполняющие свойственные им функции по аналогии с органами биологического организма.

Наиболее известной концепцией исторического развития XIX века является концепция К. Маркса. Двигателем истории, по мнению Маркса, выступают потребности отдельных людей, удовлетворяя которые в процессе производства материальных благ, люди одновременно вступают в сложные взаимоотношения (производственные отношения). Определенный этап истории воплощает общественно-экономическая формация — тип общественного устройства, в котором базис (экономические отношения, прежде всего отношения собственности) определяет надстройку (юридические, религиозные, политические и другие институты) и связанные с ней формы общественного сознания. Маркс указывал пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Каждая из общественноэкономических формаций характеризуется своим базисом, формирующим надстройку.

XX век характеризуется небывалыми историческими катаклизмами. В качестве конкретных примеров достаточно указать две разрушительные Мировые войны, распространение тоталитаризма в ряде стран. Поэтому философы и историки XX века оказались перед необходимостью нового теоретического осмысления исторического развития. Рассмотрим две значительные философско-исторические концепции прошлого века — немца К. Ясперса и англичанина А. Тойнби.

Центральным понятием исторической концепции К. Ясперса является понятие осевого времени. Согласно Ясперсу, осевое время — это вполне конкретная историческая эпоха, начинающаяся в VII веке до н. э. и продолжающаяся вплоть до начала нашей эры, до рождения Христа. Осевое время характеризуется возникновением новых, ранее неведомых человеку духовных образований. Именно в этот исторический период появляются две (из трех) мировые религии. Независимо друг от друга в разных культурах (античной Греции, Индии и Китае) возникает и развивается философия. Именно эти феномены духовной жизни, по мнению Ясперса, сыграли ключевую роль в развитии человечества и определили облик современной цивилизации.

Концепцию Ясперса можно считать возвращением к теориям циклического исторического развития. Правда, цикл у него пока один. Свои надежды на будущее человечества Ясперс связывает с возможностью нового осевого времени.

По мнению А. Тойнби, история циклична. Она формируется из ритма, который задается определенными вызовами мира, направляемыми человеку. Мир, в котором живет человек, представляет собой не столько простую среду обитания, сколько генератор всякого рода вызовов, бросаемых человечеству. Это могут быть различные по форме (географические, культурные, климатические, экономические, политические) побуждения к трансформации человечества. В той мере, в какой эти вызовы понятны человеку, осознаются им в качестве проблемы и успешно им решаются, человек живет в истории. Тойнби подчеркивает, что человек историчен лишь до тех пор, пока он творит. Творческий ответ человечества на вызовы окружающего мира и формирует ритм истории. Только в отличие от природных ритмов, ритмы истории имеют духовное происхождение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: