ПОРЯДОК УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности

2 Нормативно-правовые основы осуществления таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации

3 Порядок уплаты таможенных пошлин

4 Льготы по уплате таможенных пошлин

Заключение

Список использованной литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Кардинальные изменения геополитической обстановки в последние десятилетия существенно изменили ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.

Россия стремится к созданию и совершенствованию открытой экономики, полномасштабному вхождению в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по налаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор новых форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

 


1 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации № 5003-1 от 21.05.1993 «О таможенном тарифе».

Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД). ТН ВЭД определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Законом «О таможенном тарифе» определены основные цели таможенного тарифа:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику[1].

Таможенная пошлина ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1. фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2. протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует несколько классификаций таможенных пошлин.

Классификация по способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну)[2].

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Классификация по объекту обложения:

а) импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Классификация по характеру:

а) сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров[3].

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Классификация по происхождению:

а) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

в) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

Классификация по способу вычисления:

а) номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

б) эффективные ― реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров[4].

 

2 Нормативно-правовые основы осуществления Таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации

 

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты.

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в Законе РФ «О таможенном тарифе» и в других правовых актах.

Согласно Конституции РФ (п. «ж» ст. 71) таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Круг общественных отношений, названный в Конституции РФ «таможенное регулирование», включает в себя совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Одна из форм проявления таможенного регулирования заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ[5].

Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется нормами законодательства РФ.

Согласно законодательству государственное регулирование ВЭД осуществляется посредством таможенно-тарифного (применение импортного и экспортного таможенных тарифов), нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования) и таможенного дела.

Система мер таможенного и нетарифного регулирования ВЭД регламентируется Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[6].

Следующим звеном правового регулирования в рассматриваемой сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. Разработку соответствующих нормативных актов на ведомственном уровне обеспечивал ранее ГТК РФ, поскольку на практике именно на таможенные органы возлагалось применение таможенно-тарифных мер. Но с принятием Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ГТК РФ преобразован в Федеральную таможенную службу.

Главное внимание в деятельности таможни уделяется в первую очередь на практическую реализацию функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Таким образом, таможенное законодательство РФ регулирует отношения:

- в области таможенного дела;

- по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- возникающие в процессе таможенного оформления;

- возникающие в процессе таможенного контроля;

- возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;

- по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

В основу определения места таможенного законодательства в системе российского права через определение понятия «таможенное дело», данное в ст.1 ТК РФ, законодательно заложена служебная роль таможенного законодательства по отношению к законодательству, регулирующему ВЭД.

Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

- определение страны прохождения товара;

- определение таможенной стоимости товара;

- определение таможенных платежей.

Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.

Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали предметом регулирования Таможенного кодекса (параграф 1 главы 6 ТК РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ). До этого они регламентировались Законом РФ «О таможенном тарифе».

В соответствии с общепринятым в международной практике определением страны происхождения товара под ней понимается та страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными в статьях 31 и 32 ТК РФ.

В п.2 ст. 30 ТК РФ оговаривается возможность принятия таможенным органом предварительного решения об определении страны происхождения. Оно принимается по письменному запросу декларанта или иного заинтересованного лица (ст. 42 ТК РФ)[7].

Предварительное решение обязательно для всех таможенных органов. Оно действует в течение пяти лет со дня его принятия (с. 43 ТК РФ).

В ст. 31 ТК РФ перечислены товары, считающиеся полностью произведенными в данной стране.

Статья 32 ТК РФ посвящена критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был, подвергнут существенной последней переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Таможенный орган вправе требовать подтверждения страны происхождения товара в следующих случаях (ст. 37 ТК РФ):

1) если стране происхождения ввозимого товара Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации;

2) при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных платежей и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.

Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются:

а) декларация о происхождении товара - документ, составленный в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара (ст. 35 ТК РФ). В качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаром;

б) сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами или организациями данной страны вывоза (если в стране вывоза сертификат выдается на основе, полученных из страны происхождения товара) (ст. 36 ТК РФ). В таможенной практике используются сертификаты о происхождении по форме «Ст-1» и по форме «А».

Как правило, в международной практике сертификаты происхождения выдаются неправительственными организациями и учреждениями. В России правом удостоверять сертификаты о происхождении товаров наделены торгово-промышленные палаты негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей (ст. 12 Закона РФ от 7 июля 1993 года N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»)[8].

Сертификат может быть выдан органами и организациями, уполномоченными на это Правительством РФ.

Выдавший сертификат орган обязан хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи.

В ст. 38 ТК РФ регламентируются отдельные ситуации, возникающие в связи с отсутствием у декларанта документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Особое место института страны происхождения товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор ставки ввозной таможенной пошлины.

Следующей операцией правового регулирования в рассматриваемой сфере является таможенная стоимость товаров.

Принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса таможенной стоимости.

С помощью Федерального закона № 144 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 8 ноября 2005 года законодатель изложил основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, в статье 12 закона «О таможенном тарифе»[9].

В ст. 322 ТК РФ определен объект налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также обозначена основа налоговой базы, применяемой при исчислении сумм таможенных пошлин, налогов.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Определение объекта налогообложения в ТК РФ обусловлено особенностями взимания таможенных пошлин, налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу. При этом положения ст.38 НК РФ, касающиеся объекта налогообложения, не применяются.

В ст. 318 ТК РФ установлены общие положения, которые касаются таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, а также перечислены виды этих платежей.

Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ является видом налога и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, регулируются нормами НК РФ. Уплата таких платежей является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также осуществляется при совершении иных действий, предусмотренных ТК РФ, в зависимости от избранного таможенного режима.

При исчислении таможенной пошлины, налогов общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст. 323 ТК РФ.

ТК РФ определяет порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (гл.28,29,32,33), а также особенности предоставления отсрочек (рассрочек) уплаты таможенных пошлин, налогов (гл.30). Нормы НК РФ в этих случаях не применяются.

Нормы гл. 28-33 ТК РФ применимы и для сезонных пошлин, имеющих тарифный характер и взимаемых таможенными органами вместо ввозных таможенных пошлин в зависимости от сезона при ввозе определенных видов товаров.

Таможенные сборы, включенные в перечень видов таможенных платежей, согласно НК РФ имеют правовую природу, нежели налоги. Таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами, размер которой соразмерен стоимости оказываемых услуг, что оговорено в правилах Киотской конвенции (гл.1 Генерального приложения). Порядок их исчисления, уплаты, возврата регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.

Законом «О таможенном тарифе» установлен порядок предоставления тарифных льгот (тарифные преференции). В частности, при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки и освобождения (в исключительных случаях) от пошлины.

Принятие решений по таможенным платежам является заключительной таможенно-программной операцией. Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования[10].

 

ПОРЯДОК УПЛАТЫТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Плательщиками таможенных пошлин, налогов согласно статье 328 ТК РФ являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов. При этом любое лицо имеет право уплатить таможенные пошлины и налоги на товары, перемещаемые через таможенную границу. Ответственными за уплату таможенных пошлин и налогов являются декларанты и таможенные брокеры.

Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов установлены статьей 329 Таможенного кодекса Российской Федерации и зависят они от того, какие действия совершаются с товарами. Представим данные ниже в виде таблицы (Таблица 1).

Уплата таможенных платежей согласно статье 331 Таможенного кодекса Российской Федерации производится на счет Федерального казначейства.

Таможенные пошлины и налоги согласно пункту 2 статьи 331 Таможенного кодекса Российской Федерации уплачиваются в валюте Российской Федерации.

Статьей 334 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, по которым предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Отсрочка или рассрочка плательщику представляются при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

- задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

- товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

- осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям;

 

Таблица 1. Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов

Действия, совершаемые с товарами Срок уплаты таможенных пошлин и налогов
Ввоз товаров (пункт 1 статьи 329 ТК РФ) Не позднее 15 дней: - со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия; - со дня завершения внутреннего таможенного транзита, в случае декларировании не в месте прибытия
Вывоз товаров (пункт 2 статьи 329 ТК РФ) Не позднее дня подачи таможенной декларации
Изменение таможенного режима (пункт 3 статьи 329 ТК РФ) Не позднее дня, установленного ТК РФ для завершения действия изменяемого таможенного режима
Использование условно выпущенных товаров в целях иных, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы (пункт 4 статьи 329 ТК РФ) Для целей исчисления пеней: - первый день нарушения ограничений на пользование и распоряжение товарами; - день принятия таможенным органом таможенной декларации на данные товары (если день нарушения установить невозможно)
Нарушение требований и условий таможенных процедур (пункт 5 статьи 329 ТК РФ) Для целей исчисления пеней: - первый день нарушения; - день начала действия соответствующей таможенной процедуры (если день нарушения установить невозможно)
Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования (пункт 6 статьи 329, пункт 1 статьи 287 ТК РФ) При декларировании в письменной форме товаров на основании таможенного приходного ордера
Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (пункт 6 статьи 329, пункт 4 статьи 295 ТК РФ) При получении международного почтового отправления в организации почтовой связи
Вывоз товаров трубопроводным транспортом (пункт 6 статьи 329, пункт 1 статьи 312 ТК РФ) Не позднее 20 числа месяца, предшествующего календарному месяцу поставки – не менее 50 процентов суммы пошлин, исчисленных на основании сведений, указанных во временной таможенной декларации. Не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки – оставшаяся часть суммы таможенных пошлин.
Ввоз товаров трубопроводным транспортом (пункт 6 статьи 329, пункт 2 статьи 312 ТК РФ) Не позднее 20 числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки, на основании сведений, указанных во временной таможенной декларации. Не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки, подаются уточненные сведения. Пошлина уплачивается одновременно с представлением уточненных сведений.
Перемещение товаров по линиям электропередачи (пункт 6 статьи 329, пункт 5 статьи 314 ТК РФ) Не позднее дня подачи таможенной декларации на товары, перемещаемые через таможенную границу в течение одного календарного месяца
Временный ввоз товаров с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 6 статьи 329, пункт 3 статьи 212 ТК РФ) По выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз: при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза: периодически (периодичность определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, уплата производится до начала соответствующего периода)
Обнаружение незаконно ввезенных товаров у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории Российской Федерации (пункт 6 статьи 329, пункт 2 статьи 391 ТК РФ) Лица, у которых обнаружены незаконно ввезенные товары, имеют право уплатить таможенные платежи. Если платежи уплачиваются в течение 5 дней со дня обнаружения товаров либо обеспечивается их уплата, товары не изымаются.

 

- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов[11].

Отсрочка или рассрочка (ст. 333 ТК РФ) предоставляется по письменному заявлению плательщика на срок от одного до шести месяцев. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части, решение о предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом.

За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, которые начисляются на сумму задолженности по уплате таможенных платежей, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот период. Уплата процентов производится до уплаты или одновременно с уплатой таможенных платежей, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки.

Но, отсрочка или рассрочка уплаты (ст. 335 ТК РФ) не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на ее предоставление, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства РФ либо возбуждена процедура банкротства.

Условием для предоставления отсрочки или рассрочки является обеспечение уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном главой 31 ТК РФ. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов согласно пункту 1 статьи 337 ТК РФ производится в следующих случаях:

1. предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;

2. условного выпуска товаров;

3. перевозки и (или) хранения иностранных товаров;

4. осуществления деятельности в области таможенного дела;

5. осуществления деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны, если это установлено федеральным законом, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны;

6. в иных случаях, предусмотренных Таможенным кодексом.

Обеспечение не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в том случае, когда таможенный орган имеет основания полагать, что таможенные платежи будут уплачены.

Обеспечение уплаты производится плательщиком по своему выбору одним из перечисленных ниже способов:

- залогом товаров и иного имущества;

- банковской гарантией. Банковская гарантия должна быть выдана банком, кредитной или страховой организацией, включенной в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

- поручительством[12].

Помимо перечисленных способов уплата может обеспечиваться также договором страхования. Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенными органами производится взыскание таможенных пошлин, налогов в принудительном порядке в соответствии с главой 32 ТК РФ. Взыскание производится:

1. с юридических лиц – за счет денежных средств на счетах в банках, за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке;

2. с физических лиц – только в судебном порядке.

Принудительное взыскание таможенных пошлин и налогов согласно пункту 5 статьи 348 ТК РФ не производится, если:

- требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК РФ;

- размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 рублей.

Бесспорному взысканию таможенных пошлин и налогов предшествует направление плательщику требования об оплате таможенных платежей. Требование об оплате таможенных платежей согласно статье 350 ТК РФ должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. В требовании должны содержаться сведения о сумме платежей, размере начисленных пеней и (или) процентов, сроке уплаты согласно ТК РФ, сроке исполнения требования и другие сведения.

Срок исполнения требования составляет не менее 10 дней и не более 20 дней со дня его получения. При неисполнении требования в этот срок таможенные органы принимают меры к принудительному взысканию таможенных платежей.

Решение о бесспорном взыскании таможенных платежей за счет денежных средств плательщика на счетах в банках принимается не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей. Если данный срок пропущен, решение о бесспорном взыскании исполнению не подлежит. В банк плательщика таможенных платежей направляется инкассовое поручение на перечисление со счета плательщика на счет таможенного органа необходимых денежных средств.

Взыскание таможенных пошлин за счет товаров согласно статье 352 ТК РФ производится на основании решения суда, если ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является физические лицо либо ответственное лицо не установлено, или арбитражного суда, если ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Обращение взыскания производится только на те товары, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные пошлины и налоги в соответствии с ТК РФ, причем обращение взыскания на товары производится независимо от того, в чьей собственности находятся товары. Необходимо учесть, что пунктом 2 статьи 352 ТК РФ установлены случаи, когда обращение взыскания на товары производится без направления требования об уплате таможенных платежей – если истек предельный срок хранения товаров на складе временного хранения или таможенном складе, и если не установлено лицо, ответственное за уплату таможенных платежей[13].

Для взыскания таможенных платежей за счет иного имущества плательщика в течение трех дней со дня принятия такого решения соответствующее постановление направляется судебному приставу-исполнителю. При неуплате таможенных платежей в установленный срок уплачиваются пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты, начиная со дня, следующего за днем исчисления сроков уплаты таможен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: