Рефлексивная методика «Рисуем настроение»




Настроение человека, прежде всего, отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы прове­рить, как воздействует обучение на состояние ребенка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Мое настроение».

1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребенка нарисовать свое настроение.

2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

После этого обсуждают получившийся рисунок.

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) - радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) гово­рит о нервозном, возбужденном состоянии, агрессии;

- синий - грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

- зеленый - активность, но в то же время слишком большое вни­мание к зеленому цвету говорит о беззащитности ребенка, о же­лании быть защищенным;

-желтый - спокойный цвет (цвет дня, радости), но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возни­кающей пассивности ребенка;

-фиолетовый - беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

-серый - говорит о том, что ребенок не раскрывает своих воз­можностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;

-черный - уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему от­носятся;

- коричневый - цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

Интересна методика «Подведение итогов дня», которая учит младших школьников анализировать не только свою учебную деятельность, но и свои взаимоотношения, осознавать, что достигнутый результат зависит от характера учебного взаимодействия друг с другом. Приведем примеры рефлексии, которую можно использовать в конце дня.

«Огонек общения»

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

-Сегодня меня порадовало...

- Сегодня меня огорчило...

На парте у каждого ребенка лежат три кружка (цветка) разных цветов.Учитель объясняет детям:

- Голубой цветок вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо), зеленый - самому уступчивому, покла­дистому, фиолетовый - самому скромному с вашей точки зрения.

Формулировки указаний меняются по усмотрению учителя.

- Посмотрим, у кого самый большой букет получился. Как вы ду­маете, почему?

«Образная рефлексия»

Сравнить свое настроение с образом какого-либо животного (рас­тения, цветка).

Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему на­строению.

«Древо творчества»

По окончании дела (дня, урока) дети прикрепляют на дереве ли­стья, цветы, плоды. Плоды - дело прошло полезно, плодотворно. Цветок - довольно неплохо. Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се.

Желтый листик - «чахлый», пропащий день.

«Метод пяти пальцев»

М (мизинец) - мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сего­дня получил?

Б (безымянный) - близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) - состояние духа. Каким было сегодня мое преобла­дающее настроение, состояние духа?

У (указательный) - услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем по­радовал или чему поспособствовал?

Б (большой) - бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

«Выбери утверждение»


- все понял, могу помочь другим;

- запомню надолго;

- могу, но нужна помощь;

- ничего не понял;

- однообразный;

- неинтересный;

- скучный;

- интересный;

- хороший;

- отличный;

- день;

- урок;

- праздник.


Ощущал себя:


- хорошо;

- уверенно;

- гордо;

- смело;

- комфортно;

- глупо;

- неуверенно;

- испуганно;

- сердито;

- грустно.


«Светофор»

«Зеленый» - побольше таких дел.

«Желтый» - понравилось, но не все.

«Красный» - дело не понравилось.

«Зеленый» - поучительно.

«Желтый» - интересно.

«Красный»- скучно.

«Радуга»

Семь цветов радуги - семь оценок дела или учебного цикла.

Каждый коллектив или все участники дела выставляют свои оцен­ки - приклеивают цветные бумажные полоски на трафарет радуги.

«Солнышко»

Мое настроение похоже на:

- солнышко;

- солнышко с тучкой;

- тучку;

- тучку с дождиком;

- тучку с молнией.

«Гусеница»

Гусеница - ребенок. Яблоко - его внутренний, неведомый учителю мир. Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал - в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают ее из отверстия.

«Состояние моей души»

 


Ученик берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

«Роза настроения»

«Роза» делится на секторы - по количеству дней. Заполняется «ро­за» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наи­более полно настроению в течение прожитого дня.

Желтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Зеленый цвет - спокойное, уравновешенное.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя таким образом один лепесток «розы». Далее лепесток за­крашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.

Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны та­кой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.

«Музыкальный тест»

Нотный стан каждого ребенка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребенку дается маленькая нотка. Если дети знакомы с музыкальной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане. Итак, прошел день (урок), детям предлагается оценить свое настроение по своеобразной восьмибалльной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотка прикрепляется в нужном месте. Неплохо узнать, минорное или ма­жорное настроение преобладало сегодня у каждого ученика. В зависимо­сти от этого палочка у нотки смотрит вниз (минор) или вверх (мажор).

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подхо­дит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Почта»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с поже­ланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

Современный вариант: послать SMS-сообщение о результатах своей работы на «мобильный телефон» учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: