Приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности




ВИДЫИ СПОСОБЫРЕФЛЕКСИИ

Сборник практического материала

 

 

Валуйки, 2014 г.

 

ВИДЫИ СПОСОБЫРЕФЛЕКСИИ

Сборник практического материала

 

Автор-составитель

Е. Н. Жирова

Валуйки, 2014 г.

 

 

Автор-составитель

Е. Н. Жирова

 

Виды и способы рефлексии: сборник практического материала / авт.-сост. Е.Н. Жирова. – Валуйки: МДОУ детский сад №3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области, 2014. – 18 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

От автора……………………………………………………...4

 

Приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности………………………………6

 

Виды и способы рефлексии………………………………...11

 

От автора

В начальной школе должны быть заложены основы не только предметных знаний, но и знаний о собствен­ном незнании. Именно с действия са­мооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самосто­ятельность, переход от просто старательного ученика к человеку, умеющему учиться.

В современных условиях развития педагогической науки, становления и повсеместного внедрения качественно новых педагогических технологий, нельзя не обратить внимание на такой значимый фактор продуктивности педагогического процесса, как переход учебной деятельности на уровень саморазвития, самопознания. Это обстоятельство требует в системе общеучебных умений и навыков ученика наличие таких навыков, как анализ деятельности одноклассников и самоанализ своей познавательной деятельности. В рамках организации педагогического процесса этот навык находит свое применение и полную реализацию в виде рефлексии.

Рефлексия имеет большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от содержания задач жизнедеятельности: во-первых, рефлексия позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; во-вторых, делает человека субъектом своей активности. Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные.

Представленные в этом сборнике виды и способы рефлексии, а также приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности позволят учащимся расширить положительное представление о себе и своих возможностях, обогатить опыт самоконтроля, самоанализа и анализа деятельности других, повысить уровень готовности к обратной связи в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик». Предложенные материалы носят рекомендательный характер и могут быть переработаны, дополнены педагогом в зависимости от содержания учебного занятия, особенностей учащихся и степени творческого отношения учителя к организации обучения.

Приемы формирования рефлексивных умений и общеучебной компетентности

1. Ситуация успеха. Прием используется при оценке письменных работ, преимущественно в течение первой учебной недели: учитель подчеркивает правильные написания в тетрадях учащихся, используя зеленые чернила, устно отмечает индивидуальные достижения. Таким образом подтверждается или создается общая положительная самооценка первоклассника.

2. Ретроспективная самооценка. Формирование ретроспективной самооценки начинается с помощью «линеечек» - инструмента небаллированной оценки, разработанной Г.А. Цукерман на основе классического мето­да измерения самооценки, созданного Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн.

Например, на уроке математики ученикам можно предложить самостоятель­но выполнить задание на поиск геомет­рических фигур. При проверке учи­тель подчеркивает зелеными черни­лами правильно нарисованные или закрашенные фигуры, а на полях тетради рисует «линеечку». На следу­ющем уроке он обращается к учени­кам: «Будем учиться себя оценивать: поставьте крестик на самом верху «линеечки», если все 6 фигур вы нарисовали верно, и в самом низу, если все фигуры нарисованы непра­вильно». Проходя по классу, учитель оценивает выполнение задания, прово­дит индивидуальную работу с детьми с завышенной и заниженной самооцен­кой, хвалит тех, кто оценил себя правильно.

В дальнейшей работе особое внима­ние уделяется формированию умения соотносить свою деятельность с образцом, что изменяет процедуру оценивания. Например, на уроке мате­матики учащиеся самостоятельно выполняют задание, в котором нужно вставить знаки >, <, =, а затем так же самостоятельно проверяют свое решение (правильные ответы даны на карточках) и оценивают себя с по­мощью «линеечки».

3. Комментирование устных отве­тов. На уроках обучения грамоте учи­тель предлагает алгоритм характерис­тики звука, записанный с использова­нием «человечков» и вопросы: «Все ли шаги были выполнены по порядку? Какие характеристики звука были даны верно? Были ли допущены ошиб­ки? Правильно ли нарисован «челове­чек»?». Готовые памятки используются учениками только на первых уро­ках, постепенно выработка критериев оценки осуществляется в ходе обсуж­дения в классе.

4. Взаимное рецензирование - раз­новидность комментирования, этот прием используется при оценке творческих работ. Например, на уро­ках технологии учащимся предлага­ется дать словесную оценку поделки одноклассника. Здесь необходим конт­роль со стороны учителя, так как дети склонны замечать недостатки чужой работы, но при этом у себя недостатков не видят. В связи с этим ученикам предоставляется возможность сначала рассмотреть и оценить работу одноклассника, а уже за­тем - свою, в результате самооценка ученика становится более адекватной.

5. Взаимодиктанты используются на уроках русского языка, математики и окружающего мира с целью эффек­тивного формирования умения оцени­вать результаты деятельности других людей. Взаимодиктанты предлагаются учителем и разрабатываются учащи­мися самостоятельно. Например, на уроке окружающего мира по теме «Из чего состоят все предметы?» учащиеся пишут распределительный диктант «Твердые тела, жидкости, газы», дома составляют аналогичный диктант из 6 слов, и на следующем уроке проводи­тся работа в парах.

6. Игра «Научи меня»: учащимся предлагается «поработать» учителем. Пара учеников получала определенное задание: например, на уроке матема­тики по теме «Порядок действий в вы­ражении» необходимо опреде­лить порядок действий в шести выра­жениях и найти их значение. Ученик, исполнявший роль учителя, должен рассказать «ученику» последовательность действий, «ученик» выполняет эти действия, а «учитель» контролирует правильность выпол­нения. Если «учитель» ошибается, то «ученик» исправляет его действия, объясняя, что сумел заметить «ловуш­ку». Тут же обязательно проводится смена ролей (каждому «учителю» достается по три выражения).

7. «Проверь себя». В конце уроков, на которых проводилась работа в тет­ради, отводится 3-5 минут для прове­дения самопроверки. Самостоятельное исправление ошибок поощряется на словах или условным знаком (если ученик аккуратно исправлял все ошибки, в тетради выставляется «звез­дочка»).

8. Прогностическая самооценка ис­пользуется при условии, что все учени­ки класса освоили ретроспективную самооценку. Перед проведением само­стоятельной работы учитель предлага­ет детям оценить свои возможности: «В самостоятельной работе будет три задания: разбор слова по составу, под­бор однокоренных слов, подбор слов к схеме. Начертите три «линеечки». С помощью первой оцените, насколько хорошо вы умеете разбирать слова по составу, второй - подбирать однокоренные слова, третьей - подбирать сло­ва к схеме. Кто уверен, что справился с заданиями, поставит крестик на са­мом верху «линеечки» ».

Дневник достижений.

Учитель может использовать дневник школьника, разработанный авторами Образователь­ной системы «Школа 2100». Дневник позволяет эффективно формировать умения определять сложность зада­ний, выявлять затруднения, запрашивать помощь при их возникновении. Особое внимание уделяется страницам «Мои достижения»; итоги подводятся в конце четверти и позволяют каждому ученику увидеть свои успе­хи, определить проблемы, наметить пути их решения.

Дети могут фиксировать свои достижения в «Дневнике достижений» и «Дневнике успехов», самостоятельно составленных учителем. По окончанию темы, после итоговой контрольной работы учащиеся работают с «Дневником достижений», куда занесены все умения, которым должны научиться учащиеся за год. Для каждого года обучения составляются свои «Дневнички успехов». Заполняя этот дневник, ребёнок видит своё продвижение и проблемы, над которыми ему нужно ещё работать и дальше, ставит цели и планирует свою работу по ликвидации своих дефицитов. В качестве примера приведен дневник достижений, где указаны общеучебные умения школьника.

Дневник достижений

 

Мои общеучебные умения

Я умею месяцы                  
  Озаглавливать текст.                  
  Пересказывать текст (устно или письменно).                  
  Отвечать на вопросы к тексту.                  
  Составлять вопросы к тексту.                  
  Составлять план текста.                  
  Строить своё высказывание (монолог) на заданную тему (строить монолог).                  
  Участвовать в диалоге.                  
  Аргументировать (доказывать) свою точку зрения.                  
  Строить схемы.                  
  Заполнять таблицы.                  
  Пользоваться словарями.                  
  Работать со справочниками (атласами, энциклопедиями)                  
  Подбирать литературу по теме.                  
  Работать с планами, географической и исторической картой.                  
  Оценивать свою работу.                  
  Работать в группе (договариваться, распределять работу).                  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: