Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
Имени А.Л. Штиглица.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» - один из наиболее известных вузов России.
История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентно-способной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.
В январе 1876 г. на средства, пожертвованные бароном А. Л. Штиглицом (1814-1884 г.), было основано Центральное училище технического рисования. Училище было создано по аналогии с художественно-промышленными учебными заведениями развитых стран Западной Европы: Англии, Австрии, Германии, цель, задачи и принципы обучения в которых во многом определялись концепцией реформы художественно-промышленного образования, немецким архитектором и искусствоведом Г. Земпером. Программы этих учебных заведений представляли синтез художественных и технических дисциплин и опирались на практический опыт прошлых эпох.
Учащиеся ЦУТР барона А.Л.Штиглица осваивали не только художественное ремесло, но получали разностороннее образование. История училища до революции - это интенсивное становление школы, открывались новые классы майолики, ксилографии и живописи по фарфору, пополнялись библиотека и музей. Возрождение майолики в крупных архитектурных формах (Аничков дворец, дворцы Великих князей
|
Владимира и Алексея Александровичей, Михаила Михайловича, музей училища).
После революции в 1918 г. ЦУТР было реорганизовано, в 1922 г. учебные занятия были прекращены. 05.02.1945 г. Постановлением N 256 Совета народных комиссаров училище воссоздается как многопрофильное учебное заведение. Основной задачей первых послевоенных лет была подготовка специалистов-реставраторов для восстановления разрушенных памятников истории и культуры. За долгую историю своего существования академия бережно сохраняет свой неповторимый стиль и замечательные традиции. 09.11.1953 г. училищу присвоено имя народного художника СССР В.И.Мухиной постановлением СМ СССР N 2775. В 1994 г. - Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.
В 2007 г. - Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии вернули имя ее создателя и теперь она называется Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
МУЗЕЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ АКАДЕМИИ
ИМ. А. Л. ШТИГЛИЦА
Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, выпускающей художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна, ее культурно-просветительским, учебным и выставочным центром.
|
Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории она подготовила несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.
Мухинское училице, оно же Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, является действующим питерским вузом, выпускающем художников, скульпторов и дизайнеров.
А еще академия барона Штиглица - это место, где вы можете совершенно бесплатно полюбоваться необычными интерьерами. Железные двери вы там не найдете. Зато вас ждут необычные скульптурные композиции, расписные потолки, арки и красивейшие лестницы.
Особенно приятно гулять по академии днем, когда в аудиториях за массивными дверями идут занятия.
К сожалению, я попала туда во время каникул, да еще к тому же во время проведения там какой-то ярмарки или выставки камней-самоцветов. Злые дяденьки охранники не хотели пропускать нас любоваться интерьерами и требовали, чтобы мы купили билет на выставку.
Пришлось пробираться окольными путями через музей. В него можно попасть через соседний вход. Но зато мы и в музее побывали, и интерьерами насладились, и, дабы утереть нос вредным секьюрити, обошли еще и всю выставку.
Tags: академия, интерьеры, штиглиц
В Петербурге превеликое множество музеев. Одни из них известны на весь мир, а другие тихо существуют сами по себе, ограничиваясь известностью лишь в определенных кругах.
|
К последним относится Музей Прикладного Искусства в Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица.
Александр Людвигович Штиглиц был личностью уникальной. Я не буду сейчас перечислять всех его заслуг. Нас интересует именно его благотворительная деятельность.
Каждый занимается благотворительностью по-своему. Кто-то жертвует деньги приютам на питание собак, кто-то покупает подгузники в детские дома. А барон Штиглиц жертвовал деньги на просвещение.
Именно благодаря ему в Петербурге в 1876 году появляется училище технического рисования. И там же открывается музей прикладного искусства. Экспонаты для него собирались по всей Европе. На аукционах скупалась старинная мебель, предметы быта, гобелены.
Сейчас почти все это выставлено в залах музея. И посетители могут любоваться богатейшими коллекциями всего за 60 рублей.
Там есть практически все. Коллекция ключей, гобелены, мебель различных исторических эпох. А в зале “Теремок” хранится обширная коллекция русских этнографических кукол. Чуть дальше можно найти небольшое собрание русских изразцовых печей XVIII века.
Некоторые залы сейчас, к сожалению, на реставрации. Но это значит, что будет хороший повод прийти сюда еще раз. К тому же в Аванзале постоянно проводятся временные выставки с довольно редкими экспонатами.
Tags: академия штиглица, музей прикладного искусства
М узей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, выпускающей художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна, ее культурно-просветительским, учебным и выставочным центром.
И стория музея неразрывно связана с созданием в Петербурге в январе 1876 года на средства крупного финансиста, промышленника и мецената Александра Людвиговича Штиглица (1814 – 1884) Центрального училища технического рисования. Большую роль в становлении этого учебного заведения сыграл видный государственный деятель, зять барона Штиглица, Александр Александрович Половцов (1832 – 1909). На пост директора был приглашен известный петербургский зодчий Максимилиан Егорович Месмахер (1842 – 1906).
Учрежденный 27 мая (15мая по старому стилю) 1878 года музей вначале размещался в здании училища, построенном в 1878 – 1881 годах по проекту А.И. Кракау и Р.А. Гедике.
В 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличавшееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.
12 мая (30 апреля по старому стилю) 1896 года в присутствии императорской семьи и многочисленной публики состоялось торжественное открытие здания музея. Удивительные по красоте образцы фарфора, бронзы, тканей, эмали и ювелирные изделия, размещенные в специально изготовленных витринах, а также французские гобелены и фламандские шпалеры предстали перед взором восхищенной публики. Журнал «Строитель» писал: «Вступая через главный вход в просторный Вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись – все это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет».
З дание музея – уникальный памятник архитектуры периода историзма. В его облике угадываются черты некоторых знаменитых произведений итальянской архитектуры XVI века: творений венецианского зодчего Якопо Сансавино – палаццо Корнер дела Ка Гранде и библиотеки Сан Марко, а также Базилики и палаццо Тьене в Виченце, построенных по проектам Андреа Палладио. Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы этих известных построек, но творчески переосмыслил их формы, наполнив новым содержанием и создав некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
В художественном убранстве тридцати двух залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.
Композиционной доминантой здания служит Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он перекрыт грандиозным стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века.
О бращение М.Е.Месмахера к вершинам европейской культуры было обусловлено не только веяниями времени, но и основной задачей музея - приобщить будущих художников к сокровищам мирового искусства. В оформлении залов активное участие принимали учащиеся и выпускники училища. Это была подлинная школа профессионального мастерства, где воспитанники могли на практике применить полученные в учебных классах знания.
С момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга. В его Большом зале проходили блистательные выставки объединения «Мир искусства» (1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и многие другие. Музей становится одним из важнейших элементов эстетического воспитания будущих художников. Здесь учащиеся впервые знакомились с творениями всемирно известных деятелей искусства и безымянных мастеров, в тиши музейных залов они постигали секреты художественного творчества. В этой возвышенной атмосфере, пронизанной духом красоты и гармонии, происходило таинство рождения новых талантов.
Воспитанники училища Штиглица плодотворно работали в разных сферах художественной промышленности: на Императорских фарфоровом и стекольном заводах, в ювелирной фирме Карла Фаберже, мастерских Императорских театров. Их умением и вдохновенным трудом создавались подлинные шедевры, составившие славу русскому прикладному искусству Серебряного века.
Судьба училища и его музея сложна и драматична. В ней отразилось трагическое время исторических катаклизмов, войн и политических переворотов. После Октябрьской революции в результате реформы художественного образования училище было закрыто, а музей в 1923 году перешел в ведение Эрмитажа, став его I Филиалом. После создания в феврале 1945 года на базе училища Штиглица Ленинградского художественно-промышленного училища (с 1953 года – имени В.И.Мухиной) музею была возвращена из Эрмитажа лишь небольшая часть его собрания, которое позднее пополнилось экспонатами из других музеев страны.
С егодня фонды музея насчитывают более тридцати пяти тысяч предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Обширное собрание включает западноевропейский фарфор и восточную керамику, интереснейшие образцы мебели XVI – XIX веков, уникальную коллекцию русских изразцовых печей XVIII века, художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы второй половины ХХ века.
Экспозиция, развернутая в четырнадцати залах и галереях первого этажа исторического здания музея, представляет около 2000 экспонатов. В Аванзале, открывающем экспозицию, можно увидеть временные выставки из фондов музея. В малых Итальянских галереях показаны уникальные образцы мебели различных исторических периодов. В зале «Теремок» экспонируются предметы русского прикладного искусства: костюмы, коллекция русских этнографических кукол, набоек, изделия из кованого металла, мебель. Широко и разнообразно представлено собрание западноевропейской керамики и фарфора: немецкие «штайнгуты» XVI – XVIII веков, итальянская майолика XVI века, уникальный берлинский, мейсенский и севрский фарфор XVIII столетия и многое другое.
М узей активно участвует в международном культурном обмене, гостеприимно открывая свои выставочные залы для зарубежных художников и отечественных мастеров самых разных творческих направлений. Здесь, в этих стенах, дышащих историей, под сводами музейных залов, как и столетие назад, идет кропотливая и сосредоточенная работа по изучению мирового культурного наследия. Под руководством опытных педагогов академии оттачиваются профессиональные навыки и, главное, происходит духовный рост и творческое обогащение будущих мастеров монументального, декоративно-прикладного искусства и дизайна.
С егодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории она подготовила несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.
Временные выставки
28 марта 2013 года в Готическом зале музея в 16.00 состоится открытие выставки "История одной кровати". На выстаке будут впервые представлены предметы мебели XVI-XIX вв.,художественный металл,печные изразцы XVIв., в стиле неоренессанс и необарокко, немецкие "штайнгуты" XVI-XVII вв.,учебные работы воспитанников ЦУТР барона А.Л.Штиглица 1880-1910-егг. Главный экспонат выстаки - кровать, которая снималась в фильме "Гамлет" Г. Козинцева. Автор идеи,концепции, экспозиции Г.А. Власова. Подбор экспонатов Д.В. Легкова, А.А. Решетник, Е.О. Белехова. Монтажные работы - Н.А.Щепин
В Античном и Готическом залах в первой половине 2013 года пройдут следующие временнные выставки
1. "20 лет поисков и находок" - выставка посвященная 20 летию кафедры станковой и книжной графики СПГХПА им. А.Л.Штиглица с 31 января по 28 февраля 2013 года.
Выставка "Россия- мой дом,моя жизнь" (выставка детского и юношеского творчества Санкт-Петербуга и Ленобласти) 14 марта - 21 марта