Сведения об авторе литературного текста




Аннотация хорового произведения

Р. Щедрина «К вам, павшие…»

Из цикла «Четыре хора на стихи А.Твардовского»

 

Студентки 1 курса

специальности

«Художественное руководство

академическим хором»

Старовойтовой Я.

Класс старшего преподавателя

Логинова А.В.

 

г. Ростов-на-Дону

2017 г.

Содержание

1. Общие сведения о произведении и его авторах…………………............ 3

2. Литературный текст………………………………………………............. 9

3. Музыкально-выразительные средства…………………………..............11

4. Вокально-хоровой анализ …………………….………………….............15

5. Исполнительский анализ и дирижерские приемы…...……..…………..16

6. Заключение………………………..……………………………….............18

7. Список используемой литературы……………………….……………….19

8. Нотное приложение………………………………………………………. 20

 

 

Общие сведения о произведении и его авторах

Сведения о композиторе

Р.К. Щедрин родился в Москве, в 1932 году, в семье выпускника Московской консерватории, композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина (1894—1955) и любительницы музыки, экономиста по профессии Конкордии Ивановны Щедриной (урождённой Ивановой, 1908—1999).

Первым учителем музыки Р. К. Щедрина стал его отец Константин Михайлович, который родился в селе Воротцы Тульской губернии, а детство провёл в Алексине под Тулой. Родился Щедрин одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная, которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую консерваторию.

Музыкой Р. Щедрин был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев.

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Реально же заниматься по фортепиано начал частно у М.Л. Гехтман.

Во время Великой Отечественной войны (в октябре 1941 года) семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Д. Шостакович, завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда. В 1947 году его принимают в Союз композиторов[1].

Затем Щедрин продолжил своё музыкальное образование в Московском хоровом училище (1944—1950), возглавляемом А. В. Свешниковым. В 1950-1955 годах учился в МГК имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции, в классе Ю. А. Шапорина и фортепиано, в классе Я.В. Флиера. В 1959 году там же окончил аспирантуру под руководством Ю.А. Шапорина.

С 1965 года Щедрин стал преподавателем композиции в Московской консерватории, но в 1969 году прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя Союза композиторов России. То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. «Велика была и его личная помощь композиторам, музыковедам и дирижёрам. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора» [1].

В хоровой музыке Р. Щедрина можно выявить 4 основные группы сюжетных тем: жанрово-бытовую, философско-психологическую (эпическую), гражданскую (патриотическую), сатирическую. Внутри жанрово-бытового уровня выделяются пьесы, посвящённые образу женщины. Эта группа хоров отличается пластичностью мелодики, особенно близкой народной песенности, сугубо лирическим характером, широким вокальным дыханием. Она рисует целую вереницу женских образов - печальных, радостных, любящих, скорбящих, страдающих и стойких («Стирала женщина бельё», «Первый лёд», «Ива, ивушка» и др.). Ко второй группе относятся хоры «Русские деревни», «Песня вечерняя», «Пора, мой друг, пора», «В тот год осенняя погода», «Мои богини», «Блажен, кто смолоду». Лирико-патриотическая ветвь представлена «Четырьмя хорами на стихи А. Твардовского», сатирическая - пьесами «Вот по Тверской» и «Теперь у нас дороги".

Отбираемые Щедриным поэтические тексты - это взволнованные повествования, в которых эмоциональная наполненность сочетается со сдержанностью выражения и мудрой немногословностью. Круг поэтов представлен именами А. Пушкина, А. Твардовского, А. Вознесенского, писателей - Н. Лескова, Л. Толстого, на стихи которых написаны целые циклы.

На стихотворение Твардовского сочинено много песен такими авторами как: В. Мигуля, Вл. Азязов, И. Карпов, М. Палочкин, А. Иванов. Но поистине талантливо передать его боль и надежду смог современный русский композитор Родион Константинович Щедрин, включивший в свой цикл "Четыре хора для смешанного хора без сопровождения". Он в очередной раз затронул вечную и неразрешимую проблему жизни и смерти. Центральный номер цикла "Я убит подо Ржевом" звучит как предупреждение всем последующим поколениям, что остановить кровавую бойню сложнее, чем не допустить её. И чтобы решиться на трудную задачу музыкального воплощения столь необычного текста, нужна была большая творческая смелость Щедрина.

В цикл вошли стихотворения, написанные Твардовским в разные годы: "Как дорог друг" (1943), "Прошла война" (1945), "Я убит подо Ржевом" (1946), "В тот день, когда окончилась война" (1948, хор "К вам, павшие"). Цикл имеет посвящение: "Памяти брата Олега, не пришедшего с войны".

События войны предстают и в форме прямого изображения, и через индивидуальное отношение к ней народа: сурово много повидавшего солдата (№ 1, пролог цикла); матери, скорбно поникшей от горечи утраты (№ 2, песня-ариозо); пламенного юноши, сражённого в битве (№ 3, трагедийная кульминация); живых людей, преисполненных благодарной памяти и печали (№ 4, реквием-хорал).

Щедрин как талантливый композитор и сын своей земли, сопричастный ко всему, что на ней происходит, воплотил в своей хоровой музыке мужественную, суровую и мудрую красоту и силу лирики Твардовского, с огромной глубиной запечатлел героическое испытание народа.

Щедрин - ищущий новатор, удивительно интересная личность, со своим оригинальным творческим почерком. Он относится к тем художникам, которые трактуют миниатюру как произведение, способное вместить глубокие чувства и богатство мировосприятия человека. Одна из главных заслуг композитора в том, что он поднял хоровую пьесу "на высоту самых серьёзных обобщений, считавшихся ранее недоступными данному виду творчества" [Паисов, 1992, с. 15].

Сведения об авторе литературного текста

А.Т. Твардовский - русский поэт. Родился 1910 г. в деревне Загорье Смоленской губернии. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан в лагеря[2].

Твардовский писал стихи с детства. В 1931 г. была опубликована его первая поэма "Путь к социализму". Учась в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), который окончил в 1939 г., Твардовский писал также статьи. Известность ему принесла поэма "Страна Муравия" (1936 г. Государственная премия, 1941 г.), повествующая о поисках крестьянином Никитой Моргунком страны всеобщего счастья.

После выхода "Страны Муравии" один за другим были изданы сборники стихов Твардовского "Стихи" (1937 г.), "Дорога" (1938 г.), "Сельская хроника" (1939 г.), "Загорье" (1941 г.). В 1939-1940 гг. Твардовский служил в армии в качестве военного журналиста, участвовал в походе на Польшу и в финской кампании. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом различных газет. Свою лирику военных лет поэт называл "фронтовой хроникой", определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности.

В 1941 г. Твардовский начал работать над поэмой "Василий Теркин", которой дал подзаголовок "Книга про бойца". Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 г. в газете "Красноармейская правда", в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945 г. В статье "Как был написан "Василий Теркин"" Твардовский писал о том, что образ главного героя был придуман в 1939 г. для постоянной юмористической рубрики в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины". Случайно найденный образ, писал Твардовский, "захватил меня без остатка". Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора "моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю". В поэме "просто парень сам собой" Василий Теркин стал главным героем народной войны. Как и всем героям мирового эпоса, ему даровано бессмертие[3] и одновременно – живой оптимизм, делающий его олицетворением народного духа.

Поэма имела огромный успех у читателей. Василий Теркин стал фольклорным персонажем, по поводу чего Твардовский заметил: "Откуда пришел – туда и уходит". Книга получила и официальное признание (Государственная премия, 1946 г.), и высокую оценку современников. Определяя главное направление своего творчества, Твардовский писал: "Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода" [https://45parallel.net/aleksandr_tvardovskiy/]

Поэтическим воплощением этой мысли стали его знаменитые лирические стихотворения "Я убит подо Ржевом…" и "Я знаю, никакой моей вины…". Военной теме посвящена и поэма о трагической судьбе солдата Сивцова и его семьи "Дом у дороги" (1946 г.), которую Твардовский назвал "лирической хроникой".

В 1950 г. Твардовский был назначен главным редактором журнала "Новый мир", но в 1954 г. был смещен с поста за демократические тенденции, наметившиеся в журнале сразу после смерти Сталина. В 1958 г. Твардовский снова возглавил "Новый мир", пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В. Лакшина, И. Виноградова, А. Кондратовича, А. Берзер и др. На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, "выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства". Благодаря его усилиям в "Новом мире", ставшем средоточием и символом "оттепели", были опубликованы произведения В. Овечкина, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского и др. В 1961 г. Твардовскому удалось опубликовать повесть А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".

В 1970 г. Твардовский был смещен с поста главного редактора. Это обострило тяжелую душевную ситуацию, в которой он находился, будучи, с одной стороны, крупной фигурой в партийно-советской иерархии, а с другой – "неофициальным оппозиционером". Несмотря на официальное признание поэмы "За далью даль" (1950-1960 гг., Ленинская премия, 1961 г.), поэмы Твардовского "По праву памяти" и "Теркин на том свете" не были опубликованы.

Умер Твардовский в Красной Пахре близ Москвы 18 декабря 1971 г.

 

Литературный текст

 

Р. Щедрин не случайно обратился к поэзии А.Твардовского. Множество стихотворений Твардовский посвятил ужасам войны, царящей на ней жестокости, — «Я убит подо Ржевом», «Две строчки», сборник «Загорье». Писать о борьбе с немецко-фашистскими захватчиками поэт не перестал и по ее окончании. Одной из ключевых тем его творчества стала жизнь простого народа, налаживающего быт после пережитого кошмара.

Текст «К вам, павшие» является лишь небольшим фрагментом стихотворения, которое называется «В тот день, когда окончилась война…». Это способствует концентрации мысли на главном.

Оно написано в 1948 году. Главный мотив произведения — мотив памяти. Лирический герой рассказывает об особом моменте, пережитом им после завершения Великой Отечественной войны. На торжестве, посвященном победе, раздавались радостные оружейные залпы, гремел салют. Но замерли на минуту души вернувшихся с поле боя солдат — они вспомнили о тех, кто остался лежать в земле. Твардовский очень точно подмечает важную деталь — живые попрощались с мертвыми впервые. До победы никто не мог со стопроцентной уверенностью сказать, что доберется до дома. Риск каждую минуту быть убитым фактически приравнивал тех, кто еще жив, к тем, кто навсегда покинул землю. Полное осознание потерь к солдатам, вернувшимся в родные пенаты, пришло только вместе с праздничными победными залпами.

«В тот день, когда окончилась война…»


В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.

 

В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

 

До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.

 

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.

 

И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали.

 

Внушала нам стволов ревущих сталь,

Что нам уже не числиться в потерях.

И, кроясь дымкой, он уходит вдаль,

Заполненный товарищами берег.

 

И, чуя там сквозь толщу дней и лет,

Как нас уносят этих залпов волны,

Они рукой махнуть не смеют вслед,

Не смеют слова вымолвить. Безмолвны.

 

Вот так, судьбой своею смущены,

Прощались мы на празднике с друзьями.

И с теми, что в последний день войны

Еще в строю стояли вместе с нами;

 

И с теми, что ее великий путь

Пройти смогли едва наполовину;

И с теми, чьи могилы где-нибудь

Еще у Волги обтекали глиной;

 

И с теми, что под самою Москвой

В снегах глубоких заняли постели,

В ее предместьях на передовой

Зимою сорок первого;

и с теми,

Что, умирая, даже не могли

Рассчитывать на святость их покоя

Последнего, под холмиком земли,

Насыпанном нечуждою рукою.

 

Со всеми — пусть не равен их удел, -

Кто перед смертью вышел в генералы,

А кто в сержанты выйти не успел -

Такой был срок ему отпущен малый.

 

Со всеми, отошедшими от нас,

Причастными одной великой сени

Знамен, склоненных, как велит приказ, -

Со всеми, до единого со всеми.

 

Простились мы. И смолкнул гул пальбы,

И время шло. И с той поры над ними

Березы, вербы, клены и дубы

В который раз листву свою сменили.

 

Но вновь и вновь появится листва,

И наши дети вырастут и внуки,

А гром пальбы в любые торжества

Напомнит нам о той большой разлуке.

 

И не за тем, что уговор храним,

Что память полагается такая,

И не за тем, нет, не за тем одним,

Что ветры войн шумят не утихая.

 

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

Нет, даже если б жертвы той войны

Последними на этом свете были, -

Смогли б ли мы, оставив их вдали,

Прожить без них в своем отдельном счастье,

Глазами их не видеть их земли

И слухом их не слышать мир отчасти?

 

И, жизнь пройдя по выпавшей тропе,

В конце концов у смертного порога,

В себе самих не угадать себе

Их одобренья или их упрека!

 

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?

Нет. Не избыть нам связи обоюдной.

Не мертвых власть, а власть того родства,

Что даже смерти стало неподсудно.

 

К вам, павшие в той битве мировой

За наше счастье на земле суровой,

К вам, наравне с живыми, голос свой

Я обращаю в каждой песне новой.

 

Вам не услышать их и не прочесть.

Строка в строку они лежат немыми.

Но вы — мои, вы были с нами здесь,

Вы слышали меня и знали имя.

 

В безгласный край, в глухой покой земли,

Откуда нет пришедших из разведки,

Вы часть меня с собою унесли

С листка армейской маленькой газетки.

 

Я ваш, друзья, — и я у вас в долгу,

Как у живых, — я так же вам обязан.

И если я, по слабости, солгу,

Вступлю в тот след, который мне заказан,

 

Скажу слова, что нету веры в них,

То, не успев их выдать повсеместно,

Еще не зная отклика живых, -

Я ваш укор услышу бессловесный.

 

Суда живых — не меньше павших суд.

И пусть в душе до дней моих скончанья

Живет, гремит торжественный салют

Победы и великого прощанья.


 

«Четыре хора» на стихи А. Твардовского (1968) - пример гражданственной лирики. Выбор стихов Щедриным неслучаен. Композитор хотел написать маленький реквием в традициях русской хоровой музыки и посвятить это сочинение памяти своего брата Олега Щедрина, погибшего на войне. Композитор избирает стихи, написанные ямбом, что придает движению внутреннюю энергию и особую напряженность. Изменения, вносимые во внутрение строения стиха, преследуют жанрово-смысловые цели. Заменой отдельных слов и оборотов достигается эффект подчеркнуто страстного, настойчивого обращения, накапливается большая напряженность. К примеру у Твардовского: «И с теми, что ее великий путь», у Щедрина: «Мы с теми, кто войны великий путь» - результат очевиден: значительно обостряется эмоционально-смысловое содержание фразы.

Цикл «Четыре хора на стихи А.Твардовского» Р. Щедрина образует четыре части – четыре хора:

• Первый хор «Как дорог друг» выступает прологом и имеет суровый и повествовательный характер.

• Второй – «Прошла война» пронизан болью о невозвратимых утратах, лирическими раздумьями о тяжёлых последствиях войны.

• Третий хор «Я убит подо Ржевом» — рассказ солдата, который погиб в бою, несёт драматический характер.

• Четвёртый «К вам, павшие…» можно назвать гимном, он пропитан торжественностью и глубоким почтением перед героями войны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: