Субъекты исполнительного производства занимают различное правовое положение и имеют неодинаковые права и обязанности. Они играют разные процессуальные роли, различны их возможности воздействия на ход исполнительного производства и характер заинтересованности. Поэтому субъектов исполнительного производства принято разделять на пять групп:
) органы принудительного исполнения;
2) суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
) стороны исполнительного производства;
) органы, исполняющие требования исполнительных документов;
) лица, содействующие процессу исполнения.
Органы принудительного исполнения. На сегодняшний день сформирован и хорошо функционирует механизм государственной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Он включает в себя органы, которые принимают решения, подлежащие принудительному исполнению, к ним относятся судебные и иные органы и органы принудительного исполнения и обеспечения установленного порядка деятельности судов - Федеральная служба судебных приставов РФ.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды. На органы судебной власти ложатся функции по предварительному или же последующему судебному контролю действий судебного пристава-исполнителя. Так же суды санкционируют определенную деятельность судебного пристава исполнителя и решают возникающие споры.
К компетенции суда или же судьи общей юрисдикции, а так же арбитражного суда относится решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, таких как выдача исполнительного листа, восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к взысканию, о разъяснении судебного акта для целей его исполнения, отсрочке или рассрочке исполнения, изменении способа и порядка исполнения и целого ряда других вопросов в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", ГПК РФ и АПК РФ. В этих случаях суд осуществляет функции предварительного судебного контроля, например, разрешая приостановить исполнительное производство, или решает вопросы, связанные с правовым действием исполнительного документа и судебного акта, на основании которого документ был выдан. Например, разъясняет решение суда.
|
Так же, суд осуществляет дальнейший контроль за действиями судебного пристава-исполнителя в случаях, если жалобы заинтересованных лиц на его действия и постановления подаются в суд или арбитражный суд в зависимости от вида исполнительного документа.
Стороны исполнительного производства. В исполнительном производстве существует две стороны - взыскатель и должник. Если исполняется исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, сторонами исполнительного производства становятся бывшие истец и ответчик. Согласно ст.49 Федерального закона "Об исполнительном производстве":
Взыскатель - это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
Должник - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия, в частности передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом либо не совершать определенные действия.
|
Стороны - это основные участники исполнительного производства. Правовому регулированию их отношений посвящен целый ряд статей в гл.2 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Взыскатель не всегда является истцом в судебном процессе. К примеру, если истцу в иске отказано, то ответчик для того чтобы взыскать в свою пользу судебные издержки в исполнительном производстве становится взыскателем, а бывший истец становиться должником. Исходя из этого, п.2 ст.29 Федерального закона "Об исполнительном производстве" дает предельно широкое определение взыскателя.
Так же необходимо отметить, что взыскатели - это не всегда бывшие участники судебного процесса. Ст.12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определяет достаточно широкий перечень исполнительных документов, которые выдаются на основании актов несудебных органов. Исходя из этого лица, предъявляющие такие исполнительные документы, тоже являются взыскателями.
Стороны исполнительного производства имеют определенные права и обязанности, что способствует решению определенных задач, стоящих перед ними в процессе совершения исполнительных действий.
Ст.50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определяет, стороны исполнительного производства имеют право:
изучать материалы исполнительного производства, делать из них выписки и снимать с них копии;
заявлять ходатайства, представлять необходимые дополнительные материалы;
принимать непосредственное участие в исполнительных действиях;
давать объяснения в устном и письменном виде в ходе исполнительных действий;
|
заявлять отводы, высказывать возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Так же, перечень прав сторон установлен и другими статьями Федерального закона "Об исполнительном производстве":
согласно п.2 ч.2 ст.43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", взыскатель имеет право отказаться от взыскания;
в соответствии с ч.5 ст.69 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должник имеет право указать на имущество, которое необходимо взыскать в первую очередь;
ч.11 ст.87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определяет, что взыскатель имеет право оставить себе имущество должника, если оно не было реализовано в месячный срок после снижения цены и др.
В соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Очевидно, что здесь не содержится конкретное указание на определенный перечень обязанностей сторон исполнительного производства. В любых исполнительных действиях стороны имеют как права, так и обязанности. Взыскатель обычно является управомоченной стороной, а должник, в основном, стороной обязанной. Главная обязанность должника - это исполнение требований исполнительного документа, которая по мере развития исполнительного производства становится более ясной и конкретной.
Согласно ч.5 ст.49 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в исполнительном производстве могут принимать участие несколько должников и взыскателей. По отношению к другой стороне каждый из них принимает участие в исполнительном производстве самостоятельно или поручает участие в исполнительном производстве одному из соучастников. Соучастие в исполнительном производстве объясняется сложной структурой материальных прав и обязанностей, которые подтверждаются исполнительными документами. Соучастие бывает активное, то есть на стороне взыскателя одновременно участвует несколько лиц; пассивное, то есть на стороне должника одновременно участвует несколько лиц; смешанное, то есть на стороне и взыскателя и должника одновременно участвует несколько лиц.
Соучастники по отношение к другой стороне в исполнительном производстве принимают участие самостоятельно. Кроме общих прав и обязанностей у соучастников имеется дополнительное право, так же как и в судебном процессе, поручать участие в исполнительном производстве одному из соучастников.
Ст.52 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определяет, что если одна из сторон выбывает из участия в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, основываясь на судебном акте, акте другого органа или должностного лица заменяет выбывшую сторону исполнительного производства ее правопреемником. Правопреемство - это переход прав и обязанностей от одной стороны исполнительного производства другому лицу, которое ранее не участвовало в исполнительном производстве.
Все действия, совершенные стороной в исполнительном производстве до вступления правопреемника обязательны для правопреемника, так же как и были обязательны для лица, которое он заменил.
Ст.382 - 390 Гражданского кодекса РФ регулируют отношения по уступке требования, ст.391 - 392 Гражданского кодекса РФ регулируют отношения по переводу долга. При оформлении уступки требования и переводе долга необходимо соблюдение некоторых правил: уступка требования, основанная на сделке, которая была совершена в простой письменной или нотариальной форме, оформляется в соответствующей письменной форме; уступка требования по сделке, которая требует государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации такой сделки, если иное не установлено законом; уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге. Так как речь идет об уступке требования в границах исполнительного производства, то, скорее всего, возможно создание своеобразного рынка исполнительных документов. Что, возможно, придаст динамику процессу исполнительного производства и поможет взыскателям получать хотя бы что-то, не ожидая длительное время.
Органы, исполняющие требования исполнительных документов. Ст.7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определяет, что, требования, которые содержаться в судебных актах, а так же актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Важно заметить, что органы, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации не имеют отношения к органам принудительного исполнения. В соответствии со ст.5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" непосредственно осуществляют функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц судебные приставы-исполнители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Таким образом, органы, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации, которые исполняют требования по исполнительным документам, по своему правовому статусу относятся к органам, исполняющим требования исполнительных документов. Своими действиями они содействуют процессу исполнения, и эта обязанность возложена на них федеральным законодательством.
Лица, содействующие процессу исполнения судебных актов и актов других органов. Согласно Федеральному закону "Об исполнительном производстве" к лицам,содействующие процессу исполнения судебных актов и актов других органов относятся переводчики, понятые, сотрудники органов внутренних дел, хранители имущества, специалисты, специализированные организации. Правовое положение лиц, содействующих процессу исполнения, определяется необходимостью выполнения определенных действий в исполнительном производстве. Переводчики осуществляют полный и достоверный перевод. Понятые освидетельствуют факты совершения конкретного исполнительного действия. Сотрудники полиции оказывают "силовую" помощь при совершении определенных исполнительных действий. Хранители арестованного имущества принимают все возможные меры для сохранения арестованного имущества. Специалисты применяют специальные знания для оценки имущества и определения его потребительских качеств при продаже. Лица, содействующие исполнительному производству, не наделены какими-либо существенными правами.