Тема 1. Русская музыка VI-XIX вв.




Археологические раскопки, исторические свидетельства говорят нам о существовании музыкальной культуры у восточно-славянских племён ещё до возникновения первого русского государства в IXв. Это песенный фольклор, игра на гуслях, свирелях.

Восточные славяне. Ранние сведения о славянах относятся к началу нашей эры. В 4-6 вв.— анты, 7-8 — росы (отсюда название Русь, «русская земля»). У них существовало своё развитое искусство. Их мировоззрение было мифологическим, весь мир воспринимался в образах, наделённых человеческими качествами. Главное место принадлежало солнечному божеству (Даждьбог, Хорс, Купало, Ярило). Вся природа была наделена духами, которых нужно было умилостивить. Развитая форма магического обряда включала в себя разные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми давало власть над силами природы. Произносились заклинания, заговоры, пение, пляски, хороводы, игра, театральные действия.

Широкое распространение получил обрядовый фольклор, связанный с различными религиозными верованиями, несмотря на преследования церкви после введения христианства, гонений на «бесовские игры», обрядовые песни и танцы сохранились, утратив магически-культовое значение (заклички, женские и мужские причитания). Сохранились и их особенности — плавное голосоведение в обьёме терции или кварты.

Киевская Русь. 9 в. – раннефеодальное государство. Расцвет — 11 в. при Владимире и Ярославе. В.это время были заложены основы самостоятельной русской литературы, зодчества, графики, музыкального искусства. До половины 13 в. центром всей русской культуры был Киев, с сер. 13 в. выдвигается Новгород, сыгравший очень большую роль в развитии русской музыки даже когда основным центром всей государственной и культурной жизни стала Москва.

В X-XI вв.появляется героическийэпос, нашедший отражение в былинах и старинах.

В XVI-XVII вв. — расцвет лирической протяжной песни с мелодией широкого дыхания, вариантным развитием попевок.

В XVI в.появляются исторические песни с реальными действующими лицами —«молодецкие» и казацкие (песни о Степане Разине).

В Древней Руси не существовало развитых форм светской музыки, отсюда и огромная роль песни в жизни общества. Её носители и пропагандисты — «скоморохи», бродячие музыканты, акробаты, певцы, танцоры, дрессировщики. Они разделялись на бродячих (подвергнутых гонениям) и служивых при дворах князей и бояр. Их родиной стали Новгород и Псков, для потехи их выписывали в Москву.

При князях существовали песнетворцы («Слово о полку Игореве», где упоминается вещий Боян) — бояны. Праздники сопровождались звучанием труб, сурны, барабанов.

Культовая музыка возникла с принятием христианства. Песнопения были заимствованы из Византии, а также способ их записи с помощью невм, крюков. Под влиянием песенного фольклора они видоизменялись, взаимопроникали и возникла самобытная древнерусская певческая культура — знаменное пение (знамя-знак). Долгое время бытовала устная традиция, лишь в 15-16 вв. все виды церковных песнопений были положены на «знамя» (пение по крюкам).

Особенности:

· одноголосие без инструментального сопровождения;

· плавное движение и связь со словесным текстом;

· свободная метрика;

· построение мелодии на основе канонизированных формул-попевок.

В Киевской Руси существовало кондакарное пение, которое отличалось обилием у крашений и длительными распеваниями слогов.

Хранителем древне-русской певческой традиции был Новгород, но с 14 в. им стала стольная Москва, а к 16 в. сложилась школа московских певцов и распевщиков. Её основатель — Савва Рогов, его ученики — Фёдор Крестьянин, Иван Нос. Был создан хор государственных певчих дьяков с функцией инспектирования певческого дела. 16-17 вв.— расцвет знаменного распева, его разновидностью стали демественный распев и путевой распев (распев Ф. Крестьянина).

17 в. завершил древний и подготовил новый период в развитии русской музыки. Борьба раздельноречья и введённого указом патриарха Никона истинноречья (пение на один текст). Были созданы комиссии дидаскалов для упорядочения знаменных распевов. Появилась «Азбука Мезенца»-- систематическое пособие по изучению крюкового письма. Появляются разновидности: киевский, болгарский, греческий распевы.

В этот период совершенствуется искусство звонарей. Колокольные звоны разделяются на благостные, полиелейные, вечевые в зависимости от церковных праздников.

 

Во 2-й пол.17 в. появляется новый стиль хорового многоголосия — партесное пение, сначала на Украине и в Беларуссии, затем в России. Высшей формой стал хоровой концерт acapella8-12 голосов. Торжественная приподнятость, монументальность соответствовали стилю русского барокко в архитектуре и поэзии. Теоретические основы партесного пения разработал Н. Дилецкий в «Мусикийской грамматике». Он создал в Москве композиторскую школу многоголосного пения. Среди его учеников Василий Титов, создавший более 200 партесных концертов.

Разновидность партесного пения — кант — бытовая многоголосная песня на свободно трактованные религиозные сюжеты. Известны канты на стихи Семёна Полоцкого, Дмитрия Ростовского.

В 17 в. в домах просвещённого русского дворянства появляются клавесин, орган, инструментальные капеллы. Музыка звучит в первом русском придворном театре.

В 18 в. по-прежнему развитвается партесный концерт, при Петре1 рождается панегерический кант, воспевающий героические победы, мощь России, а также бытовой и лирический кант. Реформы Петра 1 подготовили почву для европейского музицирования. Сначала только для императорского двора, потом придворная французская опера. Праздники сопровождали два оркестра, придворная певческая хоровая капелла (сейчас капелла им. Глинки). Развивается музицирование на дому, которое становится неотъемлемой частью воспитания. Примеру двора следовали крупные магнаты и помещики.

Большую двойственную роль сыграли иностранные музыканты Сарти, Поэзиэлло, Чимароза.

В Москве и Петербурге организовываются публичные оперные театры, где преобладали комические оперы. Появляются театры в усадьбах Шереметьева, Воронцова, Волконского, где выступали русские артисты.

В конце 18 в. сформировалась русская композиторская школа под воздействием прогрессивных демократических направлений русской мысли и литературы. Композиторы стремились соединить стилистику классицизма с темами из русской жизни, народной песней. Появляется интерес к жизни и быту народа. Выходят из печати сборник русских народных песен Трутовского, Львова и Прача.

В 18 в. важнейшее место занимает опера. «Мельник, колдун, обманщик и сват» Соколовского — прототип музыкальной комедии со вставными номерами (чаще всего народные песни). Но более крупные композиторы Фомин, Пашкевич, Бортнянский обращаются к развитым оперным формам. Наиболее известные «Скупой» Пашкевича (мастер ансамблевого пения, острых комедийных характеристик), «Орфей» Фомина. (посл.увертюру «Праздник Сеньора» Бортнянского).

В сер.18 в. возникает новый тип камерных песен с сопровождением, связанных с поэтической лирикой русского классицизма. Им присущи черты сентиментализма (Ф. Дубянский, О. Козловский).

Инструментальную музыку представлял Иван Хандошкин — скрипач-виртуоз, автор вариаций для скрипки-соло, сонат. Сонатная форма раннеклассического типа получила развитие в творчестве Бортнянского. Хоровой концерт в творческтве Бортнянского и Березовского вобрал достижения оперы, полифонической музыки, классических форм инструментальной музыки.

В 19 в. проникают романтические веяния, обновляется тематика, образно-смысловой строй (интерес к народно-эпическим образам, сказочной фантастике). Находят отражение события Отечественной войны 1812 г. Появляются ранние образцы русской сказочной оперы «Князь-невидимка», «Илья-богатырь» Кавоса, его же «Иван Сусанин».

Рождаются новые театральные жанры — дивертисмент — чередование песен и плясок в народном духе, водевиль — лёгкая комедия с музыкальными номерами (Алябьев, Верстовский). Например, Верстовский, начав с водевиля, стал крупным представителем в области романтической оперы («Аскольдова могила»).

Народная песня. Выходят сборники Кашина и Рупина. Развивается жанр романса, как открытого музыкального высказывания (Титов, Яковлев, Листов). Благотворное влияние оказала русская поэзия, в особенности поэзия А. Пушкина. Романтическую струю вносит А. Алябьев — художник последекабристской эпохи. Мотивы социального неравенства («Нищая»). Значительно развита фортепианная партия.

Баллада в творчестве Верстовского. Характерные представители демократической песенной лирики — Варламов, Гурилёв. Простота, искренность, задушевный лиризм. Часто обращались к народной песенности, бытовым жанрам: вальсу, полонезу, баркароле.

Инструментальная музыка связана с домашним музицированием. Симфнические произведения появляются эпизодически, например, одночастная симфония Алябьева, увертюра Есаулова. Распространена лирическая миниатюра-ноктюрн (Джон Фильд), бытует жанровая песня с вариациями для скрипки. Скрипач Рачинский продолжает традиции Хандошкина. В музыкальный быт входит гитара. Основатель русской гитарной школы А. Сихра, создаются первые камерные ансамбли, квартеты Алябьева.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: