Молебное пение при начатии учения отроков.
Здесь дан полный чин, который может быть сокращен или удлинен в зависимости от местных условий, наличия времени и певчих, степени воцерковленности молящихся и других подобных соображений.
Кроме того, в современных условиях, слово «отроков» часто заменяют на более подходящие по смыслу «учащих и учащихся», поскольку на молебне могут присутствовать не только отроки, но и более взрослый, студенческий контингент и учителя, которые не менее своих учеников нуждаются в молитвенной поддержке. Иногда говорят обобщенно: «всех зде (то есть здесь) предстоящих и молящихся», а в присутствии ректора, директора школы, завучей и прочего учебного начальства: «всех зде начальствующих, учащих и учащихся». В общем, возможны варианты.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков!
Далее читается обычное начало¸ типовое для всех специальных молитвословий:
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Народ или хор поет: Царю Небесный: Чтец: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Священник: Яко Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12 раз. Приидите, поклонимся: трижды.
И псалом 33 (его иногда оставляют на конец молебна и поют во время целования креста):
Далее читается великая ектения, с дополнительными прошениями об отроках, учащих и учащихся. Хор, а иногда и весь народ, отвечает на каждое молитвенное прошение: «Господи, помилуй!»
Мирная ектения
Диакон: Миром Господу помолимся.
Лик (хор или весь народ): Господи, помилуй.
О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
|
Лик: Господи, помилуй.
О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О граде сем (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
И прилагает сия: О еже низпослати на отроков сих духа премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца их к приятию наказания добрых учений, Господу помолимся.
Слово «наказание» в церковнославянском языке не имеет того негативного значения, к которому мы привыкли в современном русском языке. В слове «наказать» тот же корень, что и в словах «наказ», «сказать», «рассказать» то есть – научить словом, рассказом. И только во второстепенном значении, это слово обозначало выговор или физическое наказание. В данном тексте, очевидно, чтобы не было тавтологии: «научения добрых учений», составители использовали разнокоренные слова со схожим смыслом.
Лик: Господи, помилуй.
О еже всадити в сердца их начало премудрости, страх Свой Божественный и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое, Господу помолимся.
|
О страхе Божием сказано уже много, как апологетами христианства, так и его критиками. Все же, давайте будем придерживаться христианской трактовки христианских текстов. Это не животный страх, не страх раба перед наказанием. Страх Божий это почтение к Богу, благоговение перед Ним. Это страх потерять тот дар, который есть у каждого христианина, страх разбить драгоценную чашу, наполненную до краев… Именно такой страх отгоняет от сердца буесть (дерзость, надменность, своеволие) юности.
Лик: Господи, помилуй.
О еже отверзти ум их, еже прияти и разумети, и памятствовати вся добрая и душеполезная учения, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О еже подати им приседящую Престолу Его премудрость, и всадити ю (её, то есть премудрость) в сердца их, яко да научит их, что есть благоугодное пред Ним, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О еже преспеяти им премудростию и возрастом в славу Божию, Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
О еже быти им премудростию и добродетельным житием, и благостоянием в православней вере, радость и утешение родителем своим, и церкви Православно-кафоличестей утверждение, Господу помолимся.
Выражение «православно-кафолической» - всегда режет слух и вызывает недоумение, поскольку слышится «католической». При чём тут католики? На самом деле – ни при чём. Это официальное дореволюционное (ведь молебен составлялся еще в царское время) наименование нашего вероисповедания и нашей Церкви: православно-кафолическая, греко-восточная церковь. Греческое слово καθολικος означает целостность, универсальность, вселенскость масштаба Православной Церкви. Но, римские папы тоже претендовали на вселенскость своей власти, и они тоже применяли этот термин к своей религиозной организации, только называли греческую букву θ «фиту» - «тетой», на западный манер. Отсюда и произношение «католический», через «т». На слух «кафолический» и «католический» похожи, но по смыслу разница существенная.
|
Лик: Господи, помилуй.
О еже избавитися им и нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Лик: Господи, помилуй.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Лик: Тебе, Господи.
Священник возглашает: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
После ектении, поются стихи из 117 псалма «Бог Господь и явися нам», (традиционные для всех молебнов), к которым присоединяются краткие песнопения по смыслу события или праздника - тропари
Тропари сия, глас 6
(глас это определенный напев, один из восьми вариантов, в данном случае два тропаря 6-го напева и два 8-го):
Яко посреде учеников Твоих / пришел еси, Спасе, мир дая им, / прииди и к нам, и спаси нас.
Безкнижныя ученики / Дух Твой Святый наказатели показа, Христе Боже, / и многовещанным сличеством язык / прелести умали, яко всесилен.
Слава, тропарь, глас 8: Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.
И ныне, глас 6: Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас, / верно зовущих Ти, / ускори на молитву и потщися на умоление, / предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
(Приведем здесь перевод тропарей на русский. Кажется, церковнославянский текст более певучий и ёмкий. Русский явно уступает. В этом одна из проблем перевода богослужения.
Первые тропари намекают на Пасху и Пятидесятницу. Господь явился апостолам после Своего Воскресения, сказав «мир вам!». После Вознесения Он послал Духа Святого, умудрившего апостолов. Господь умудрил апостолов, умудрит и нас! Заключительный тропарь посвящен, как всегда, Пресвятой Богородице
Тропари, глас 6
Как посреди учеников Твоих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам и спаси нас.
Некнижных учеников Дух Твой Святой наставниками явил, Христе Боже, и многоречивым согласием языков заблуждение упразднил, как всемогущий.
Слава, глас 8: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
И ныне, глас 6: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»)
Диакон: Вонмем (Будем внимательны!).
Священник: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Диакон: Премудрость, вонмем.
Чтец: Прокимен, глас 4-й:
Из уст младенец и ссущих / совершил еси хвалу. Стих: Возрадуется сердце мое о спасении твоем.
«Из уст младенцев и сосущих (сосунков, грудничков) Ты сотворил хвалу». Это слова из 8 псалма. Христос цитировал этот псалом, входя в Иерусалим, в ответ на недоумения фарисеев, когда дети встречали Его с пальмовыми ветвями. Чистые сердцем и непосредственные в своей вере дети смогли разглядеть то, что не увидели (или побоялись увидеть?) многие взрослые. Прокимен это своего рода эпиграф к последующему евангельскому чтению: «Пустите детей приходить ко Мне, ибо таковых (простых, чистых, беззлобных) есть Царствие Небесное…»
Диакон: Премудрость.
Чтец: Ко Ефесеям послания святаго апостола Павла чтение.
Диакон: Вонмем.
(Апостол к Ефесянам, сборка из 1-й и 3-й глав послания, о премудрости, которую дает Бог, и что Он может дать несравненно больше, чем мы можем представить)
Братие, не престаю благодаря о вас, поминание о вас творя в молитвах моих. Да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы даст вам Духа премудрости и откровения, в познание Его. Просвещенна очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания Его, и кое богатство славы достояния Его во святых. И кое преспеющее величество силы Его в нас, верующих по действу державы крепости Его. Да возможете разумети преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие. Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем; по силе действуемой в нас. Тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков. Аминь.
Братья, не перестаю благодарить за вас, вспоминая вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения в познании Его, просветил очи сердца вашего, чтобы вы знали, что есть надежда призвания Его, что — богатство славы наследия Его во святых, и что — безмерное величие силы Его в нас, верующих по действию державы силы Его, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
Священник: Мир ти (тебе).
Чтец: И духови твоему.
И посем возглашает диакон: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим.
Лик: Господи, помилуй, трижды.
Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия.
Священник: Мир всем.
Лик: И духови твоему.
Священник: От Марка святаго Евангелия чтение.
Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Диакон: Вонмем.
Евангелие от Марка, глава 10, стихи 13-16.
Во время оно, приношаху ко Иисусови дети, да коснется их: ученицы же прещаху приносящим. Видев же Иисус, негодова, и рече им: оставите детей приходити ко Мне, и не браните им, тацех бо есть Царствие Божие. Аминь глаголю вам, иже аще не приимет Царствия Божия яко отроча, не имать внити в не. И объем их, возложь руце на них, благословляше их.
В то время приносили к Иисусу детей, чтобы Он к ним прикоснулся; но ученики не позволили им. Увидев же, Иисус вознегодовал и сказал: пустите детей приходить ко Мне, не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, благословил их, возложив на них руки.
Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Ектения:
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Лик: Господи, помилуй, трижды.
Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имярек, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите [или архиепископе, или епископе] имярек [егоже есть область], и о всей во Христе братии нашей.
Лик: Господи, помилуй, трижды.
Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Лик: Господи, помилуй, трижды.
Еще молимся Господу Богу нашему, о еже призрети милостивно на отроков сих, и низпослати в сердца, во ум и во уста их Духа премудрости, разума же и благочестия, и страха Своего, и просветити их светом Своего богоразумия, и подати им силу и крепость, во еже скоро прияти и спешно навыкнути Божественнаго закона Его наказанию, и всему благому и полезному учению; еже преуспевати им премудростию и разумом, и всеми благими делы в славу Пресвятаго Его имени, и даровати им здравие, и долголетны их сотворити к созиданию и славе Церкве Своея, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй.
О наказании и страхе уже было сказано. В дореволюционной России (а именно тогда, задолго до революции, создавался текст молебна) школьному и институтскому обучению всегда сопутствовало знакомство с основами богословия. Традиция эта пошла еще от первых европейских университетов, где теология была одним из главных предметов. Закон Божий изучался в каждой школе, отсюда и прошения о научении отроков Божественному закону. Сейчас он преподается только в православных гимназиях и некоторых кадетских корпусах, но и теперь для верующего человека, даже учащегося в светской школе, продолжается изучения Божьего Закона, например, на уроках физики, химии, биологии. Ведь мы верим, что важнейшие принципы строения мира были заложены Творцом! Так что, законы Ньютона¸ Кеплера, Менделя, Дарвина – на самом деле Божьи законы.
И еще, одно замечание: слово «просвещение» (от слова «свет») как синоним обучения введено в наш обиход именно церковными молебнами. Имеется в виду свет Божественный, освЕщяющий и освЯщающий душу и разум человека.
Лик: Господи, помилуй, трижды.
Священник же возглашает: Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече, и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Лик: Аминь.
Диакон: Господу помолимся.
Лик: Господи, помилуй.
Священник глаголет молитву сию:
Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаемая им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави их от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни живота их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако предуготовани прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследницы Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Господи, Боже и Создатель наш, образом Своим нас, людей почтивший; научивший избранников Твоих так, что дивились внимающие учению Твоему, открывший премудрость младенцам! Ты, Соломона и всех ищущих премудрости Твоей научивший, открой сердца, умы и уста вот этих рабов Твоих этих, да примут они силу закона Твоего, и с успехом усвоят преподаваемые им полезные учения во славу Пресвятого имени Твоего, на пользу и созидание Святой Твоей Церкви, и уразумеют благую и совершенную волю Твою. Избавь их от всякого навета вражьего (то есть диавольских икушений), соблюди их в Православной вере, и во всяком благочестии и чистоте во все дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; дабы, так предуготовленные, прославляли Пресвятое имя Твоё, и стали наследниками Царствия Твоего.
Ибо Ты Бог сильный в милости, и благой в крепости, и Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков.
О словосочетании «раб Божий» тоже довольно сказано в интернете. «Мой бог меня рабом не называл», - троллят нас родноверы, «Быть рабом – унижение человеческого достоинства», - ругаются атеисты. Ну, во-первых, раб Бога – это значит, больше ничей, ибо выше Бога никого нет. Мы не принадлежим ни кому, у христианина нет хозяев на земле, только Бог, который как раз и даровал человеку свободу. Во-вторых, библейское понятие «раб» сильно отличается от привычного для нас после школьного курса истории древнего мира. Раб в Библии это помощник, соработник, в некоторых случаях даже друг и почти что родственник. Как вам такая история: Авраам посылает своего раба со стадом верблюдов и драгоценностями, поручая ему подыскать в далекой земле невесту для своего сына (см. книгу Бытия, 24 глава). Этот человек вовсе не безвольное и не бесправное существо, озлобленное на хозяина, это друг, которому поручают самое дорогое – судьбу сына. Так что быть рабом Божиим – не стыдно: «я раб Бога Всевышнего», - дерзновенно отвечали христианские мученики в ответ на предложение поклониться статуям римского пантеона или изображению императора. И это звучало как вызов всему обществу: «вы – прислужники своих богов, своих грехов, своих властителей, а я служу только Богу и слушаюсь только Его».
Диакон: Премудрость.
[Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.]
Лик: Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.
Священник творит отпуст:
Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
Лик: Аминь.
Иерей, благословляя отроки крестом, глаголет:
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Посем отроцы целуют святый крест. Иерей же кропит их освященною водою.