От доказательства актуальности выбранной темы и реферативного обзора литературы, посвященного объекту и предмету исследования, переходят к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указываются конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить., описать.., установить.., освоить …, выяснить.., вывести формулу и т.п.).
Важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. В качестве таких методов используется аналитический обзор литературы, наблюдение за поведением, проведение анкетирования или опросов, или сбор эмпирических материалов с помощью психологических методов и методик.
Обзор методов исследования дан в Приложении 1.
Таким образом, неотъемлемой частью работы должна быть работа с людьми: респондентами, пользователями, испытуемыми.
Эмпирически могут быть изучены разные аспекты восприятия:
Когнитивный (узнавание, распознавание, классификация, сравнение образов восприятия);
Эмоциональный аспект восприятия – определение факторной структуры образов восприятия различных архитектурных объектов и пространств с помощью методики «Семантического дифференциала» (СД) Ч. Осгуда, сравнение этих структур;
Поведенческий аспект восприятия – выявление с помощью методики «АрхиБерн» эго-состояний, формируемых при восприятии архитектурных или средовых объектов. Сопоставление выявленных эго-состояний с реальными или желаемыми моделями поведения людей в пространстве функционирования данных объектов.
|
Рекомендуется следующая структура эмпирического раздела КР:
· Цель и задачи эмпирического исследования, характеристика выборки (кто был участником исследования).
· Описание метода или методики.
· Статистическая обработка полученных данных.
· Изложение полученных результатов.
· Обсуждение результатов.
· Возможные практические выводы и рекомендации по применению.
Оформление курсовой работы
Данная работа должна быть представлена в машинописном и электронном виде на 15–20 страницах (формат А4).
Содержит следующие разделы:
· Титульный лист (дан в приложении 2);
· Оглавление;
· Введение;
· Основная часть (теоретический и эмпирический разделы);
· Заключение;
· Список литературы;
· Приложения.
Текст КР должен быть отпечатан на компьютере через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman № 14. Подстрочные сноски можно делать шрифтом № 12.
Таблицы печатаются кеглем 12.
Нумерация страниц должна быть сквозной. Номер проставляется арабскими цифрами внизу в центре шрифтом № 10. На титульном листе номер не ставится.
Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 12,5 мм.
В состав курсовой входят иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и пр.) и таблицы с эмпирическими данными и результатами их статистической обработки.
Курсовая работа и презентация к защите хранится на кафедре в электронном виде.
Критерии оценки курсовой работы
· Самостоятельность и творческий подход к выбору темы и проведению эмпирического исследования.
· Умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях дисциплины и давать им критическую оценку, используя научные достижения других дисциплин.
|
· Количество использованных литературных источников.
· Точное использование научной терминологии.
· Выбор адекватных методов исследования и анализа данных.
· Качество и количество используемых данных, их достоверность, адекватность применяемому инструментарию.
· Умение аргументировано представить и публично защитить заявленные положения. Наличие авторской позиции.
· Наличие электронной презентации.
Приложение 1
Психологические методы исследования восприятия в естественных условиях прямые
Стандартизированные | Нестандартизированные |
1. Метод ранжирования объектов по любому признаку согласно предпочтениям. 2. Метод описания путем выбора подходящих характеристик из списка. | 1. Метод свободного описания. 2. Метод проективного рисунка – рисование себя в разных местах среды. 3. Методы игровой симуляции. |
Косвенные
Стандартизированные | Нестандартизированные |
1. Метод бинарных оппозиций семантический дифференциал (СД). 2. Метод систематического полевого наблюдения специально обученными наблюдателями. 3. Стандартизированное интервью с горожанами. | 1. Метод кросс-модальных эквивалентов – соотнесение образов среды с ощущениями других модальностей. 2. Цветовой тест отношений. 3. Методика «АрхиБерн» с использованием элементов транзактного анализа. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
|
высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Управления организацией
Дисциплина «Психологические основы восприятия архитектурного пространства»
Курсовая работа
«Психологические особенности восприятия архитектурного пространства»
(конкретизации вашей темы)
Работу выполнил
Студент группы ХХХмаг-1
Иванова Василиса Петровна (имя полностью)
Работу проверил
Доцент, канд. психол. наук,
Соловьева Елена Анатольевна
Оценка:
Дата:
Санкт – Петербург