Великая вечерня в 1-й день Пасхи.




Богослужебные указания за 12 апреля 2015 года

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.

Чин полунощницы. При закрытых царских вратах и завесе иерей творит начало: «Благословен Бог наш…». («Царю Небесный» не читается.) Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся...», и псалом 50-й.

Канон Великой Субботы (из Триоди Постной): «Волно́ю морско́ю…»:

Ирмосы, глас 6-й: «Волно́ю морско́ю…» - по дважды. Катавасия по каждой песни – ирмосы того же канона.

ХОР - припевы к тропарям канона:

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» - 2 раза

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу – 1 раз

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. – 1 раз.

По 3-й песни – седален Великой Субботы, глас 1-й: «Гроб Твой, Спа́се…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак Великой Субботы, глас 6-й: «Бе́здну заключи́вый…», и икос, глас тот же: «Содержа́й вся…».

В начале 9-й песни, по традиции, отверзаются царские врата. Совершающий полунощницу иерей с диаконом, совершив каждение окрест Плащаницы, при пении катавасии 9-й песни (на словах: «…воста́ну бо и просла́влюся…») подъемлют Плащаницу и вносят в алтарь. Вслед за этим царские врата затворяются. Плащаницу полагают на святой престол, где она должна оставаться до отдания Пасхи. Так как обычно плащаницы устраиваются выпуклыми и на них невозможно при совершении Литургии ставить дискос и чашу, то Плащаница, которая износилась в Великий Пяток и в Великую Субботу, полагается на свое обычное место, а на престоле простирается другая Плащаница – гладкая (не вышитая).

После катавасии 9-й песни канона – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и певцы поют тропарь, глас 2-й: «Егда́ снизше́л еси…». Иерей произносит краткую сугубую ектению, как в начале утрени: «Помилуй нас, Боже...» (см. в составе двупсалмия). После возгласа ектении: «Яко Милостив и Человеколюбец…» – хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпу́ст «преждепи́санный» (т. е. как на Литургии в Великую Субботу), после чего хор поет «Господи, помилуй» (трижды).

Утреня.

Примечание. «Об час е́́ у́́ треннем, параекклиси а́́ рх взем благослов е́́ ние у насто я́́ теля, исх о́́ дит, и удар я́́ ет в вел и́́ кое и кл е́́ плет дов о́́ льно. И вшед во храм вжиг а́́ ет свещ ы́́ вся, и канд и́́ ла, устро я́́ ет же сос у́́ ды два со у́́ глием гор я́́ щим, и влаг а́́ ет в них фими а́́ ма мн о́́ го благов о́́ ннаго, и поставл я́́ ет ед и́́ н сос у́́ д сред и́́ ц е́́ ркве, друг и́́ й же во свят о́́ м олтар е́́, я́́ ко да исп о́́ лнится ц е́́ рковь вся благов о́́ ния. Т а́́ же насто я́́ тель вшед во свят ы́́ й олт а́́ рь со иер е́́ и и ди а́́ коны облач а́́ тся в весь светл е́́ йший сан, и разда е́́ т свещ ы́́ бр а́́ тии. И вз е́́ млет честн ы́́ й Крест, кад и́́ ло же вз е́́ млет ди а́́ кон, иер е́́ й же свят о́́ е Ев а́́ нгелие, ин иер е́́й́ о́́ браз Воскрес е́́ ния Христ о́́ ва, и ст а́́ вятся лиц е́́ м на з а́́ пад, и затвор я́́ т врат а́́ церк о́́ вная, я́́ же к з а́́ паду. Исх о́́ дит насто я́́ тель со иер е́́ и в притв о́́ р, с е́́ верными дв е́́ рьми, предыд у́́ щым пред ним ди а́́ коном со двем а́́ свещ а́́ ми, и о́́ ба л и́́ ки, по ю́́ ще стих и́́ ру, глас 6-й: Воскресе́́ние Твое́́, Христе́́ Спа́́се: [Сей стих не обрет а́́ ется ни во ед и́́ ном от уст а́́ вов, ниж е́́ в пентикост а́́ риах, е́́ же бы зде пев а́́ ему б ы́́ ти ем у́́ .] Т а́́ же удар я́́ ют во вся камп а́́ ны и т я́́ жкая, и кл е́́ плют дов о́́ льно. И вш е́́ дше в притв о́́ р, и ст а́́ нут со Ев а́́ нгелием и со о́́ бразом, лиц е́́ м на з а́́ пад, я́́ коже указ а́́ ся пр е́́ жде. Т а́́ же насто я́́ тель вз е́́ млет у ди а́́ кона кад и́́ ло в пр а́́ вую р у́́ ку, Крест же в л е́́ вую, и кад и́́т́ о́́ бразы, и кл и́́ росы, и бр а́́ тию, по об ы́́ чаю. Ди а́́ кону же преднос я́́ щу пред ним свещ у́́ гор я́́ щу. Бр а́́ тия же вси сто я́́ т держ а́́ ще свещ ы́́ сво я́́, со вним а́́ нием мол я́́ щеся в себ е́́, и благодар я́́ ще нас р а́́ ди Пострад а́́ вшаго, и Воскр е́́ сшаго Христ а́́ Б о́́ га н а́́ шего. По сконч а́́ нии же кажд е́́ ния, прих о́́ дит насто я́́ тель пред вел и́́ кия врат а́́ ц е́́ ркве, и покад и́́ т ди а́́ кона предсто я́́ щаго ем у́́ со свещ е́́ ю. Тогд а́́ взем кад и́́ ло ди а́́ кон от рук у́́ насто я́́ теля, и покад и́́ т самаг о́́ насто я́́ теля. И п а́́ ки воспри и́́ м насто я́́ тель кад и́́ ло, став пред церк о́́ вными дв е́́ рьми, зря на вост о́́ к, и назн а́́ менует вел и́́ кия врат а́́ ц е́́ ркве, [затвор е́́ нная с у́́ ща,] кад и́́ лом крестообр а́́ зно, тр и́́ жды, держ а́́ в л е́́ вой руц е́́ честн ы́́ й Крест. И свет и́́ льником сто я́́ щым со обо ю́́ стран у́́. И возглас и́́ т велегл а́́ сно: Сла́́ва Святе́́й...» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

Пасхальную утреню обычно начинают в 12 часов ночи. Начинать пасхальное торжество ранее полуночи не рекомендуют канонические правила. Но правила эти не указывают, когда именно после полуночи, «в который час, или в которую половину часа, или четверть часа, подобает начинати веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», ввиду того, что и в самом Евангелии нет точного указания на час Воскресения (св. Дионисий Александрийский, 1-е правило). Поэтому не следует удивляться, что в Типиконе о начале пасхальной заутрени говорится не вполне определенно: «об часе́ утреннем». В Русской Церкви приблизительно за последние сто с небольшим лет установился обычай начинать пасхальное торжество ровно в полночь. Посему при приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола. Предстоятель раздает свечи сослужа́щим. В это же время возжигают свечи и все молящиеся. Предстоятель принимает в левую руку Крест с пасхальным трисвещником, в правую – кадило.

Ровно в 12 часов (по местному времени) при закрытых царских вратах священнослужители поют стихиру: «Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, А́нгели пою́т на Небесе́х, и нас на земли́ сподо́би чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити». Стихира поется трижды: по обычаю, первый раз она поется тихо при закрытых царских вратах и завесе, второй раз – немного громче при открытой завесе, третий раз – громко при открытых царских вратах (которые после этого остаются открытыми до конца Светлой седмицы). При каждом пении стихиры предстоятель в предшествии диакона со свечой совершает каждение окрест престола. В третий раз стихира поется духовенством до половины: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «И нас на земли́ сподоби…».

Начинается крестный ход, во время которого певцы непрерывно поют ту же стихиру. В крестном ходе впереди несут фонарь, за ним несут парой запрестольный Крест и запрестольный образ Божией Матери1, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники, младшие впереди. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель с трисвещником и Крестом. Там, где один священник, допускается мирянам нести на пелена́х иконы Воскресения Христова и Евангелие. (Артос на этом крестном ходе не носят, поскольку он еще не освящен.)

Крестный ход в обычном порядке идет вокруг храма при непрерывном трезвоне. Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу в следующем порядке: фонарь (по центру, непосредственно перед дверями), затем (от южной стороны к северной) запрестольный Крест, Евангелие, икона Воскресения, запрестольный образ Божией Матери, по сторонам становятся хоругвеносцы и свещеносцы. Предстоятель и сослужа́щие священники становятся пред святынями по чину. Трезвон прекращается. Настоятель, приняв от диакона кадило, при полной тишине совершает каждение святынь, духовенства, певцов и предстоящих и, в заключение, диакона. Диакон принимает кадило, кадит предстоятеля и возвращает ему кадильницу.

Предстоятель, трижды (а не один раз) крестообразно назна́меновав кадилом затворенные церковные двери, возглашает велегласно: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Певцы: «Аминь». Далее следует пасхальное начало, которым начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.

Священнослужители «велегласно» поют тропарь Пасхи: «Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе́х живот даровав» (трижды). Певцы повторяют то же «со сладкопением» (трижды).

Священнослужители поют стихи2:

1. «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его ненави́дящии Его́».

2. «Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, я́ко та́ет воск от лица́ огня́».

3. «Та́ко да поги́бнут гре́шницы от лица́ Божия, а пра́ведницы да возвеселя́тся».

4. «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь».

5. «Слава».

6. «И ныне».

На каждый стих певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды).

В завершение предстоятель или все священнослужители поют высшим гласом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». Отверзаются церковные двери (по Уставу, самим настоятелем), и крестный ход шествует в храм.

Великая ектения. Возглас: «Яко подобает…», и пасхальный канон – творение прп. Иоанна Дамаскина, глас 1-й: «Воскресения день…» (см. в Цветной Триоди). По Уставу, «творит… начало канона на ку́юждо песнь всегда предстоятель», обычно же первые слова ирмоса каждой песни начинают все священнослужители. Ирмосы поются на 4, тропари на 12, с припевом к каждому из них: «Христос воскре́се из мертвых». (Богородичны пасхального канона в первый день Пасхи не поются.) Катавасия – те же ирмосы (трижды)3, и после катавасии тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, обычно быстрым распевом).

На каждой песни канона совершается каждение. По Типикону, настоятель «кади́т в нача́ле кано́на святы́я ико́ны и о́ба ли́ка и бра́тию по чи́ну». Это – указание на полное каждение всего храма, которое должно совершаться только один раз – на 1-й песни канона. Но, по твердо установившемуся издревле обычаю, каждение совершается на каждой песни4. При соборном служении каждение совершают все иереи поочередно (а при большом числе иереев – попарно).

После каждой песни – малая ектения, которую диакон произносит вне алтаря. (Если богослужение совершает один священник, то он все ектении произносит в алтаре.) Для произнесения ектений и совершения каждений диакон (со свечой в руке) во всех случаях исходит из алтаря царскими вратами (во всю Светлую седмицу).

Возгласы иерея (после малых ектений):

По 1-й песни – «Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

По 3-й песни – «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

По 4-й песни – «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

По 5-й песни – «Яко святи́ся и прославися пречестно́е и великоле́пое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

По 6-й песни – «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».

По 7-й песни – «Бу́ди держава Царствия Твоего благословенна и препросла́влена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

По 8-й песни – «Яко благослови́ся имя Твое и просла́вися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

По 9-й песни – «Яко Тя хва́лят вся силы Небесныя, Отца и Сына и Святаго Духа, и Тебе славу возсыла́ют, ныне и присно, и во веки веков».

После 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия у́тро…».

После 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос: «Еже прежде солнца…». «Воскресение Христово…» (трижды), «Воскрес Иисус от гроба…» (трижды).

В 8-й песни имеется Троичен. Он поется четыре раза с припевом: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

На 9-й песни припев: «Христос воскресе из мертвых» не поется, но к ирмосу и к тропарям – особые припевы.

9-я песнь в 1-й день Пасхи должна быть исполнена в следующем порядке:

Диакон: «Вели́чит душа моя Воскресшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;

2-й лик – повторяет тот же припев и ирмос;

1-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;

2-й лик – тот же припев и ирмос;

1-й лик: «Христос, новая Пасха…», «О, Боже́ственнаго…»;

2-й лик – тот же припев и тропарь;

1-й лик: «Ангел вопия́ше…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик – тот же припев и тропарь;

1-й лик: «Возбуди́л еси…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик: «Магдалина Мария…», «О, Божественнаго…»;

1-й лик: «Ангел облиста́я…», «О, Пасха ве́лия…»;

2-й лик: «Христос воскресе…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Днесь всяка тварь…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Днесь Владыка плени́ ада…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Величит душа моя Триипостаснаго…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…»;

2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…».

Затем оба лика вкупе поют ирмос: «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе…» (трижды).

На 9-й песни каждение, по обычаю, совершает не иерей, а диакон со свечой (при соборном служении – два диакона).

По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Пло́тию уснув…» (трижды).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 1-й – 4. Затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». Последняя стихира заканчивается тропарем: «Христос воскресе из мертвых…», который входит в состав стихиры, после чего, в качестве тропаря в конец утрени, «Христос воскресе из мертвых…» поется еще три раза. Так заканчивается пение стихир Пасхи во всю Светлую седмицу на вечерне и утрене.

Примечание. «Т а́́ же Христо́́с воскре́́се: тр и́́ жды. И по е́́ м сие мн о́́ гажды, д о́́ ндеже цел у́́ ют бр а́́ тия друг др у́́ га» (ср.: Триодь Цветная, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

Во время пения стихир Пасхи священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре. По Уставу, «целова́ние настоя́теля с про́чими иере́и и диа́коны во свято́м олтаре́ быва́ет си́це: глаго́лет приходя́й: „Христо́с воскре́се!“ О́ному же отвеща́вшу: „Вои́стину воскре́се!“».

Примечание. «Пос е́́ м взем насто я́́ тель честн ы́́ й Крест, и ст а́́ нет вне пред свят ы́́ ми ц а́́ рскими дв е́́ рьми. Т а́́ кожде и вси свящ е́́ нницы, ел и́́ ко их есть, и ди а́́ коны, вз е́́ мше к и́́ йждо их свят о́́ е Ев а́́ нгелие, и честн ы́́ я ик о́́ ны, по ч и́́ ну своем у́́. И ст а́́ нут вси р я́́ дом, от десн ы́́ я стран ы́́ насто я́́ теля. И прих о́́ дят пр е́́ жде честн е́́ йшии церк о́́ вницы, и ст а́́ рцы, ед и́́ н по ед и́́ ному. И м а́́ ло преклон я́́ ются пред насто я́́ телем. И цел у́́ ют к и́́ йждо их честн ы́́ й Крест, и свят о́́ е Ев а́́ нгелие, ег о́́ же держ и́́ т иер е́́ й, и пр о́́ чия о́́ бразы. Т а́́ же и самог о́́ насто я́́ теля во уст а́́ цел у́́ ют, глаг о́́ люще: Христо́́с воскре́́се. О́́ ному же отвещ а́́ вшу: Вои́́стину воскре́́се. По том у́́ же о́́ бразу и иер е́́ ев цел у́́ ют, и с а́́ ми межд у́́ соб о́́ ю, по ч и́́ ну своем у́́. И ст а́́ вятся от иер е́́ ев по десн о́́ й стран е́́ р я́́ дом. Т а́́ же по них и мир я́́ не т а́́ кожде целов а́́ ние твор я́́ т. Раб о́́ тницы же монаст ы́́ рстии в т о́́ мже чин у́́ да ст а́́ нут, и друг др у́́ га цел у́́ юще. Быв а́́ ет же посред и́́ во всех в е́́ лие молч а́́ ние» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

По Уставу, священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Такой порядок мог быть соблюдаем в тех древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же, при большом стечении богомольцев, наиболее соответственным будет, если предстоятель после христосования с сослужащими, выйдя с Крестом и трисвещником на солею, произнесет от себя краткое общее приветствие предстоящим и закончит его троекратным возглашением: «Христос воскре́се!», с осенением Крестом и трисвещником на три стороны, а после этого возвратится в алтарь. Христосование с каждым в отдельности может быть после отпуста утрени, если после нее будет расход, или же после отпуста Литургии, если она следует непосредственно за утреней и часами. По той же причине многолюдства может быть достаточным, если христосоваться с мирянами будет один предстоятель, а не все священнослужители.

После троекратного возглашения предстоятелем «Христос воскресе!» певцы, по обычаю, трижды неспешно поют весь тропарь: «Христос воскресе из мертвых…», чтобы предстоятель имел возможность отнести Святой Крест в алтарь, положить его на престол и выйти на амвон для чтения Огласительного слова свт. Иоанна Златоустого.

Примечание. «По целов а́́ нии же чт е́́ тся Оглас и́́ тельное сл о́́ во Злато у́́ стаго от насто я́́ теля, ил и́́ екклиси а́́ рха: А́́ще кто благочести́́в, и боголюби́́в: Не сед и́́ м же на сицев о́́ м чт е́́ нии, но сто я́́ ще сл у́́ шаем вси» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

На амвоне поставляется аналой, как для проповеди. Предстоятель, выйдя из алтаря и став около аналоя, произносит: «Христос воскресе!», и затем читает слово, начиная, по традиции, с его заглавия5:

«И́же во святы́х отца́ на́шего Иоа́нна, архиепи́скопа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, Сло́во Огласи́тельное, во святы́й и светоно́сный День пресла́внаго и спаси́тельнаго Христа́ Бо́га на́шего Воскресе́ния.

А́ще кто благочести́в и боголюби́в, да наслади́тся сего́ до́браго и све́тлаго торжества́. А́ще кто раб благоразу́мный, да вни́дет ра́дуяся в ра́дость Го́спода своего́. А́ще кто потруди́ся постя́ся, да восприи́мет ны́не дина́рий. А́ще кто от пе́рваго часа́ де́лал есть, да прии́мет днесь пра́ведный долг. А́ще кто по тре́тием часе́ прии́де, благодаря́ да пра́зднует. А́ще кто по шесто́м часе́ дости́же, ничто́же да сумни́тся, и́бо ничи́мже отщетева́ется. А́ще кто лиши́ся и девя́таго часа́, да присту́пит ничто́же сумня́ся, ничто́же боя́ся. А́ще кто то́чию дости́же и во единонадеся́тый час, да не устраши́тся замедле́ния: любочести́в бо сый Влады́ка, прие́млет после́дняго, я́коже и пе́рваго: упокоева́ет в единонадеся́тый час прише́дшаго, я́коже де́лавшаго от пе́рваго часа́: и после́дняго ми́лует, и пе́рвому угожда́ет, и о́ному дае́т и сему́ да́рствует. И дела́ прие́млет, и наме́рение целу́ет, и дея́ние почита́ет, и предложе́ние хва́лит. Те́мже у́бо вни́дите вси в ра́дость Го́спода своего́, и пе́рвии и втори́и, мзду приими́те. Бога́тии и убо́зии, друг со дру́гом лику́йте. Возде́ржницы и лени́вии, день почти́те. Пости́вшиися и непости́вшиися, возвесели́теся днесь. Трапе́за испо́лнена, наслади́теся вси. Теле́ц упита́нный, никто́же да изы́дет а́лчай: вси наслади́теся пи́ра ве́ры, вси восприими́те бога́тство бла́гости. Никто́же да рыда́ет убо́жества, яви́ся бо о́бщее ца́рство. Никто́же да пла́чет прегреше́ний, проще́ние бо от Гро́ба возсия́. Никто́же да убои́тся сме́рти, свободи́ бо нас Спа́сова смерть; угаси́ ю́, И́же от нея́ держи́мый. Плени́ а́да, Соше́дый во ад; огорчи́ его́, вкуси́вша Пло́ти Его́. И сие́ предприе́мый6 Иса́ия возопи́: ад, глаго́лет, огорчи́ся, сре́т Тя до́ле. Огорчи́ся, и́бо упраздни́ся. Огорчи́ся, и́бо пору́ган бы́сть. Огорчи́ся, и́бо умертви́ся. Огорчи́ся, и́бо низложи́ся. Огорчи́ся, и́бо связа́ся. Прия́т те́ло, и Бо́гу прирази́ся. Прия́т зе́млю, и сре́те Не́бо. Прия́т е́же ви́дяше, и впаде́ во е́же не ви́дяше. Где твое́, сме́рте, жа́ло? Где твоя́, а́де, побе́да? Воскре́се Христо́с, и ты низве́рглся еси́. Воскре́се Христо́с, и падо́ша де́мони. Воскре́се Христо́с, и ра́дуются А́нгели. Воскре́се Христо́с, и жизнь жи́тельствует. Воскре́се Христо́с, и ме́ртвый ни еди́н во гро́бе: Христо́с бо воста́в от ме́ртвых, Нача́ток усо́пших бысть. Тому́ сла́ва и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь».

По окончании чтения певцы поют тропарь свт. Иоанна Златоуста, глас 8-й: «Уст твоих я́коже све́тлость огня́…», и произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», затем – просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…» (с молитвой главопреклонения).

По возгла́се: «Твое бо есть, еже ми́ловати…», диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н Христос, Бог наш…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей, держа Крест и, по обычаю, трисвещник, вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет вместе с сослужа́щими: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Предстоятель с Крестом (и, по обычаю, с трисвещником) в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́вый и су́щим во гробе́х живо́т дарова́вый, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (поминовения ликов святых и отдельных их имен Уставом не положено), и осеняет предстоящих Крестом и трисвещником на три стороны, громко произнося при каждом осенении: «Христос воскресе!». Молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!», и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным зна́мением (как и всегда при осенении Крестом). Певцы поют тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды, быстро), и конечное – «И нам дарова́ живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению». Поются многолетны.

Примечание. По традиции, на Пасху и в течение Светлой седмицы отпуст утрени, Литургии, великой вечерни (и пасхального молебна) совершается с Крестом и трисвещником, а отпуст малых служб – с Крестом без трисвещника. Однако Устав не упоминает о трисвещнике на пасхальном отпусте: Типикон предписывает в этот период отпуст великих служб произносить с Крестом, а малых – без Креста 7.

По отпусте утрени, согласно указанию Типикона, «целу́ем Честны́й Крест, держи́мый в руку́ настоя́теля». Но если непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия, то целование Креста можно отнести к окончанию Литургии.

Пасхальные часы. По возгласе: «Благословен Бог наш…» – поется, по обычаю: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды весь тропарь), «Воскресение Христово…» (трижды), ипакои́: «Предварившия утро…», кондак: «Аще и во гроб…», тропарь: «Во гробе пло́тски…», «Слава» – «Яко Живоносец…», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение…», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…» Певцы: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст (по традиции, с Крестом): «Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

Такой чин полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, полунощницы и повечерия.

Во время часов перед Литургией (по окончании проскомидии) диакон со свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Примечание. «Посл е́́ дование Литург и́́ и быв а́́ ет пор а́́ ну» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

Перед началом Литургии во дни Светлой седмицы и до отдания Пасхи священнослужители вместо «Царю Небесный» читают: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), и обычные стихи: «Слава в вышних Богу…» (дважды) и «Господи, устне́ мои отве́рзеши…».

После начального возгласа Литургии свт. Иоанна Златоуста иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…». Певцы повторяют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Иерей – 1-й стих: «Да воскреснет Бог…». Певцы: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды), и прочее пасхального начала (как в начале утрени). В заключение священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы: «И сущим во гробех живот даровав». Во время пения стихов с тропарем Пасхи совершается каждение алтаря, иконостаса и молящихся; при этом иерей приветствует молящихся возгласом: «Христос воскресе!». Стих: «Да воскреснет Бог...» предстоятель поет, кадя престол спереди; стих: «Яко исчезает дым...» при каждении южной стороны престола; стих: «Тако да погибнут грешницы...» – при каждении восточной стороны престола; стих: «Сей день...» – при каждении северной стороны престола.

Примечание. Таким же образом (при пении пасхального начала) начинается вечерня, утреня и Литургия во все дни Светлой седмицы.

Антифоны Пасхи.

Вхо́дное: «В це́рквах благослови́те Бога, Го́спода от исто́чник Изра́илевых».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, пр о́́ сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь Пасхи, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды); ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предвари́вшия у́тро…». «Слава, и ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся. Аллилуиа».

Примечание. Указанное начало Литургии, т. е. «Христос воскресе из мертвых…» со стихами (пасхальное начало), а также антифоны, входный стих, «Ел и́́ цы во Христа крест и́́ стеся…» и причастен «Тело Христово приим и́́ те…» поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи.

Прокимен, глас 8-й: «Сей день, его́же сотвори́ Господь, возра́дуемся и возвесели́мся во-нь», стих: «Испове́дайтеся Го́сподеви, яко Благ, яко в век ми́лость Его». Апостол – Деян., зач. 1. Аллилуиарий, глас 4-й: «Ты воскре́с, уще́дриши Сиона»; стих: «Господь с Небесе́ на зе́млю призре́». Евангелие – Ин., зач. 18.

Примечание. «Вр е́́ мени же присп е́́ вшу чт е́́ ния свят а́́ го Ев а́́ нгелия: Нач а́́ льный ди а́́ кон хот я́́ й Ев а́́ нгелие чест и́́, глаг о́́ лет: Благослови́́, влады́́ко, благовести́́теля... Т а́́ же насто я́́ тель глаг о́́ лет: Бог моли́́твами свята́́го сла́́внаго... и пр о́́ чая, я́́ коже указ а́́ ся в литурги а́́ рии. Исх о́́ дит ди а́́ кон, и на об ы́́ чном м е́́ сте пр я́́ мо ц а́́ рских врат, на вост о́́ к лиц е́́ м ст а́́ нет. И насто я́́ телю пр е́́ жде возглас и́́ вшу пред прест о́́ лом: Прему́́дрость, про́́сти, услы́́шим свята́́го Ева́́нгелия... Т о́́ жде и вси иер е́́ и, ел и́́ цы суть служ а́́ щии. По сих же и ди а́́ кони глаг о́́ лют, на разл и́́ чных м е́́ стех ст а́́ вше от свят а́́ го прест о́́ ла, и до з а́́ падных врат церк о́́ вных, ед и́́ н по ед и́́ ному. Послед и́́ же всех сто и́́ т архиди а́́ кон. И чтут вси по насто я́́ телю, ед и́́ н по ед и́́ ному по стати я́́ м, я́́ коже насто я́́ тель располож и́́ т. И предначин а́́ ет насто я́́ тель: От Иоа́́нна свята́́го Ева́́нгелия чте́́ние. Пр о́́ чии т о́́ жде. Насто я́́ тель: В́о́́нмем. Пр о́́ чии т о́́ жде. Насто я́́ тель сто я́́ пред прест о́́ лом на вост о́́ к лиц е́́ м, чтет: В нача́́ле бе Сло́́во... и пр о́́ чая. Пр о́́ чии т о́́ жде. И на вс я́́ ком возгл а́́ се ил и́́ стати и́́ Ев а́́ нгелия, удар я́́ ют в ц е́́ ркви по ед и́́ ножды в канд и́́ ю. Параекклиси а́́ рх же вне ц е́́ ркве в вел и́́ кое б и́́ ло, и в вел и́́ кий камп а́́ н. На посл е́́ днем же возгл а́́ се удар я́́ ют во вся камп а́́ ны, и в вел и́́ кое б и́́ ло» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

При соборном служении Евангелие, по традиции, читают на разных языках: на церковнославянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь – на греческом, латинском, и на современных языках, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, протодиакон – на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель у горнего места, диакон – на амвоне, прочие же диаконы на различных местах, «ста́вше от свята́го престо́ла до за́падных врат церко́вных». Ради народа, стоящего в церковной ограде, один из диаконов или священник может читать Евангелие на паперти, обратясь лицом к народу; разумеется, он должен читать на церковнославянском или русском языке. Евангелие обычно делится на 3 статии́:

1-я статия – стихи 1–5;

2-я статия – стихи 6–13;

3-я статия – стихи 14–17.

Порядок чтения пасхального Евангелия на нескольких языках следующий. После того, как протодиакон испросит благословение: «Благослови, владыко, благовестителя…», предстоятель дает благословение: «Бог, молитвами…», и возглашает: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Все иереи и диаконы, заканчивая протодиаконом, по очереди повторяют это возглашение – каждый, по возможности, на том языке, на котором он будет читать Евангелие. Потом предстоятель произносит: «Мир всем». (Это возглашение никто из священнослужителей не повторяет.) Певцы отвечают: «И духови твоему». Предстоятель возглашает: «От Иоанна святаго Евангелия чтение», и затем все иереи и диаконы по очереди повторяют это, по возможности, на том языке, на котором будет прочтено Евангелие. После того как все священнослужители (последним – протодиакон) сделали это возглашение, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Предстоятель: «Вонмем»; то же – все священнослужители (последним – протодиакон), каждый на языке, на котором будет читать Евангелие. Предстоятель начинает 1-ю статию, за ним повторяют ее иереи и диаконы, и последним – протодиакон. В таком же порядке читаются 2-я и 3-я статии.

Во время чтения Евангелия в начале каждой статии по извещению из храма на колокольне производится так называемый «перебор», т. е. ударяют по одному разу во все колокола, от малых к большим. По окончании Евангелия – краткий трезвон. Когда протодиакон закончит 3-ю статию, певцы поют: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Протодиакон отдает Евангелие предстоятелю. Прочие диаконы за ним входят в алтарь с Евангелиями и относят их на свое место.

Далее Литургия св. Иоанна Златоуста совершается по обычному чину.

На Литургиях самой Пасхи и всей Светлой седмицы священнослужители произносят, по традиции, приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» вместо: «Христос посреде́ нас» – «И есть и будет».

Вместо «Достойно» – «Ангел вопия́ше…» и ирмос: «Свети́ся, светися…». Так до отдания Святой Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).

Причастный стих: «Тело Христово приими́те, Источника Безсмертнаго вкуси́те. Аллилуиа» (трижды).

Вместо песнопений «Благослове́н Гряды́й…», «Ви́дехом Свет Истинный…» и «Да испо́лнятся…» поется по одному разу тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых…». Так и во всю седмицу Пасхи.

По заамвонной молитве, по традиции, освящается артос. На солее, против царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. Совершается каждение окрест аналоя. Диакон: «Господу, помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».

Священник читает молитву на освящение артоса9 и затем окропляет артос святой водой, произнося: «Благословля́ется и освяща́ется а́ртос сей окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом став



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: