Групповая дискуссия «Факты о нас»




Тренинговое занятие для учащихся средне-специальных учебных заведений

«Мы команда и мы разные»

Программа направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата в группе.

 

 

Разработчик:

Мальгина Дарья Сергеевна

Студент второго курса психологии

Новосибирского Государственного Университета

 

Новосибирск 2018

Пояснительная записка:

Единственная роскошь в жизни – это общение.

В подростковом возрасте главное общение. В этом возрасте мы стараемся найти себе хороших друзей. Пытаемся найти общие темы для разговора. Но не всегда это получается успешно.

При помощи данной программы можно научиться успешно, общаться с другими, можно узнать о себе и сверстниках что-то новое.

Сможем понять, как происходит общение между людьми и как мы воспринимаем друг друга и, самое главное, - выразим друг другу радость от встречи.

 

Цель: развитие навыков общения в группе, повышение доверия, демонстрация индивидуальных способностей человека.

Используются следующие методы:

· Упражнение на знакомство

· Вводные упражнения

· Упражнения на сплочение коллектива

· Упражнение на командообразование

· Подвижные игры

 

Прогнозируемые результаты при успешной реализации:

К концу занятия появляется идея, что в команде могут быть разные личности и это хорошо.

 

Технико-методические материалы:

1. Просторное помещение со стульями

2. Клейкие бумажки (бейджики), иголки, фломастеры, лучи солнца, ватманы,бумага

3. Канат (подойдет и прочная бельевая веревка)

Программа рассчитана на час и 20 человек (4 команды) девятых классов

 

Ход занятия:

Вводное слово

Здравствуйте, (представьтесь)

Единственная роскошь в жизни – это общение.

В нашем возрасте для нас главное общение. Мы ищем себе хороших друзей. Пытаемся найти общие темы для разговора. Но не всегда это получается успешно.

Мы сегодня научимся успешно общаться с другими, сможем узнать о себе и сверстниках что-то новое

Поймем, как происходит общение между людьми и как мы воспринимаем друг друга и, самое главное, - выразим друг другу радость от встречи.

Для начала давайте познакомимся.

Знакомство

«Здравствуй, друг». Участники делятся на два круга, внешний и внутренний, лицом друг к другу. Каждая пара проговаривает слова и одновременно выполняет движения:

-Здравствуй, друг! (рукопожатие)

-Как живешь? (Правую руку на плечо напарнику)

-Как дела? (Левую руку на плечо)

-Как ты тут? (Прошептать фразу на ухо)

-Хорошо! (Поднять обе руки вверх)

«Имя – движение». Участники встают в круг, каждый из них выходит по очереди, называя свое имя и показывая движение. После остальные хором повторяют имя, сопровождая его таким же движением.

(Процедура помогает участникам группы представиться и лучше узнать друг друга, но и способствует самопознанию каждого из них, поскольку позволяет получить обратную связь от группы, взглянув на свое движение со стороны – в исполнении группы.)

+ На бумажках цвета команды написать имя и приклеить на грудь

Участники делятся на четыре группы по цвету (синяя, желтая, красная, зеленая).

3. Основные упражнения.

Упражнение «Узелок» Все участники тренинга делятся на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание – не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла.

(Это упражнение требует координации совместных действий, сближает группу и создает условие для проявления лидерских способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого мышления, поскольку способ его выполнения в инструкции не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно).

«Поезд». Участники изображают поезд, встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому поезду нужно проехать через препятствия, которые представляют посторонние предметы (стулья). Позже идёт обсуждение: «Что было более важно для поезда?» (ответственность командира)

(Сплочение, повышение взаимного доверия, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.)

Для общения важна информация. Чтобы легко понять как она передаётся мы проведем упражнение сплетня.

«Сплетня». Выбирается шесть человек. Из них один человек, который останется в аудитории. Участники выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что они будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний человек зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.

Текст: «Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него»

7% информации человек передаёт словами, 38% интонацией и 55% жестами. Давайте проверим это

«Пословица». Одному человеку из команды загадывается пословица. Остальные её отгадывают.

1. Рыбак рыбака видит из далека.

2. Тише едешь, дальше будешь.

3. Поспешишь - людей насмешишь

4. Время – деньги

5. Дарёному коню в зубы не смотрят

«Поиск сходства». Ведущий задаёт вопрос. Участники, считающие, что подходят под описание - встают. Примеры вопросов:

1. Кто родился летом?

2. Кто умывается по утрам?

3. Кто в ОГЭ сдаёт информатику?

4. Кто любит покушать?

«Все мы чем-то похожи». Каждая команда должна написать на ватмане, разделенном пополам, черты сходства и черты различия между членами команды.

(Эффективно работает на сплочение группы, участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживаю, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали.)

Групповая дискуссия «Факты о нас»

Ведущий озвучивает адресованные подросткам вопросы, руководствуясь приведенным ниже перечнем. Подростки, которые могут положительно ответить на очередной вопрос, внутри своих подгрупп рассказывают об упоминаемых фактах более подробно: когда, где и при каких обстоятельствах имели место упоминаемые события, что конкретно они знают и умеют и т. п. После этого ведущий называет количество баллов, которыми оцениваются различные варианты ответов на вопрос, и внутри каждой из подгрупп подросток, выбранный на роль «счетовода», подсчитывает общую сумму баллов, набранную в подгруппе.

Примерный перечень вопросов (примечание: вопросы должны иметь позитивный характер):

1. Кто на каких музыкальных инструментах хорошо умеет играть? По одному баллу за каждый инструмент.

2. Кто был на двух разных континентах – 1 балл. Кто был на трех и более континентах – еще по одному баллу за каждый континент (уточнение: Европу и Азию считать как разные континенты, граница проходит по Уральским горам).

3. Кто был в Третьяковской галерее – 1 балл, если это произошло в течение последнего месяца – 2 (для жителей Москвы заменить на Эрмитаж).

4. Кто когда нибудь плавал на парусной лодке – 1 балл.

5. Кто хотя бы раз в последний год близко видел пожар – 1 балл. Если когда-нибудь (не только в последний год) сам оказался в роли пострадавшего на пожаре – 2 балла.

6. Кто и какой иностранный язык знает? Можешь объясниться на нем – 1 балл, разговариваешь свободно и читаешь без словаря – 2, знаешь два или больше иностранных языка – 3.

7. Кто уже самостоятельно зарабатывает деньги – 1 балл.

8. Кто хотя бы раз за последний год катался на велосипеде – 1 балл, если упал – 2. Если это было катание с кем-нибудь вдвоем на одном велосипеде – 2 балла, упали – 3.

9. Кто хотя бы раз за последний месяц был в театре – 1 балл.

10. У кого за прошлый год все пятерки – 3 балла, большинство пятерок и нет троек – 2 балла, большинство четверок и нет троек – 1 балл.

11. Кто умеет кататься на роликовых коньках, скейте, сноуборде – по 1 баллу за каждый снаряд.

12. Кто уже видел фильм «…» – 1 балл (называется какой-нибудь совсем недавно появившийся известный фильм).

13. Кому когда-нибудь накладывали швы – 1 балл.

14. Кто за последний месяц прочитал хотя бы одну книгу из тех, что не проходят в школе, – 1 балл.

15. Кто уже был на психологическом тренинге помимо этого – 1 балл. Если был на двух и больше тренингах – 2.

«Конкурс Команд». Командам дается время на нахождение ответов на вопросы:

1. «Если твоя группа – это друг, то на кого он похож»

2. «Если твоя группа – это песенка, то про что?»

3. «Если твоя группа – это сладость, то какая?»

4. «Если твоя группа – это человек, то какой?»

5. «Если твоя группа – это одеяло, то какое?»

4 .Итоговое задание

«Солнце радости». Участникам выдаются полосы цветной бумаги (по 5 штук на команду), которые обозначают лучи солнца. На каждом луче необходимо написать то, чему радуются подросток в жизни. После выполнения задания каждый луч приклеивается к кругу и получается большое солнце с разноцветными лучами.

Обсуждение в группе

Конечное слово

Итог: Мы разные, но мы вместе. Сегодня мы еще ближе подошли к ответу на этот вопрос, подчеркнули наши отличия и сходства. И главное научились общаться друг с другом. Ведь действительно хорошо, когда тебя понимают.

Литература:

1. Психологический КВН «Мы все такие разные»

2. Тренинг общения для подростков А. Грецов

3. Психологическое сопровождение школьников Э.М. Александровская

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: