Внесите, пожалуйста, ШИФР
с регистрационной карты!
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады
По русскому языку
Учебный год
Класс
Дорогие участники олимпиады!
Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей лингвистической эрудиции, языковую интуицию, умение рассуждать и выражать собственное мнение.
Работа включает десять заданий разного типа: лингвистические тесты, в которых вы, опираясь на школьные знания, указываете нужные термины или языковые примеры; лингвистические задачи, в которых вам нужно не только вспомнить какие-то сведения из уроков русского языка, но и провести анализ предложенного языкового материала, прийти к самостоятельным выводам; творческие задания, в которых вам нужно создать текст заданного жанра.
Выполняя задания, внимательно читайте формулировку. Не спешите отказываться от выполнения задания, если оно показалось вам сложным. Формулировка задания часто содержит подсказки, учитывая которые, вы сможете понять способ решения лингвистической задачи. Помните, что даже за частично выполненное задание вы можете получить баллы. Старайтесь рассуждать и грамотно, точно, полно выражать свои мысли.
На выполнение работы отводится три астрономических часа.
Задания выполняются на отдельных листах, при этом переписывать формулировку задания не нужно.
Можно использовать черновик, его нужно будет сдать вместе с работой. Задания, выполненные на черновике, не проверяются. В черновике задания можно делать в любом порядке. В чистовике ответы на задания должны быть оформлены последовательно. Если вам не удалось выполнить какое-то из заданий, запишите его номер и оставьте пустое место.
|
Пишите аккуратно, оставляйте поля и небольшое расстояние между заданиями. Это поможет правильно посчитать все набранные вами баллы.
Максимальная оценка за выполнение конкурсных заданий –
100 баллов.
Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку работы.
Надеемся, что выполнение задания будет для вас увлекательным и полезным занятием.
Желаем успешной работы!
Задание 1. Распределите слова по трём группам на основании их этимологического родства (родства по происхождению):
Год, жарить, жердь, загар, город, погоди /подожди, угодник, огород, гореть, ограждение, непогода, жар.
Баллов
Задание 2.
В приведенных словах каждого ряда выделите суффиксы, сформулируйте их значения. Найдите четвертое лишнее. Свой ответ обоснуйте.
1. Любимица, свидетельница, мастерица, императрица.
2. Виконтесса, принцесса, стюардесса, поэтесса.
3. Антонина, Викторина, Виталина, Октябрина (женские имена).
4. Боярыня, графиня, рабыня, княгиня.
Баллов
Задание 3. Выпишите правильные варианты. Какая разновидность грамматических ошибок встречается в приведенных примерах?
1. а) пятьдесят две целых три десятых процента
б) пятьдесят две целые три десятых процента
в) пятьдесят две целых три десятых процентов
2. а) четверым ученицам
б) четырём ученицам
в) пятеро учениц
3. а) со ста проблемами
б) со стами проблемами
в) со стами проблем
4. а) с девяносто рублями
б) с девяноста рублей
в) с девяноста рублями
|
5. а) двумястами пятнадцатью
б) двухстами пятнадцатью
в) двухсотпятнадцатью
Баллов
Задание 4. Прочитайте текст.Выпишите примеры согласованных обособленных определений, определите их виды.
Какой вариант пунктуационного оформления шестого предложения возможен? Чем он отличается от данного в тексте?
(1) Вся гора, взятая нераздельно, кажется какой-то мрачной, мертвой, безмолвной массой, а между тем там много жизни: на подошву ее лезут фермы и сады, в лесах гнездятся павианы - большие черные обезьяны, кишат змеи, бегают шакалы и дикие козы (2)Гора не высока - всего 3500 футов над морем, но громоздка, широка.
(3)Обошедши все дорожки, осмотрев каждый кустик и цветок, мы вышли опять в аллею и потом в улицу, которая вела в поле и в сады. (4)Мы пошли по тропинке и потерялись в садах, ничем не огороженных. (5)Дорога поднималась заметно в гору. (6)Наконец забрались в чащу одного сада и дошли до какой-то виллы. (7)Мы вошли на террасу и, усталые, сели на каменные лавки. (По И.А. Гончарову)
Баллов
Задание 5.
Ученик готовился сделать сообщение на уроке русского языка по теме «Несогласованные определения и средства их выражения в русском языке». Чтобы одноклассникам было удобно его слушать, он подготовил таблицу, которую хотел раздать. На таблицу случайно попала краска и закрыла некоторые фрагменты. Восстановите необходимую информацию (для удобства оформления пропуски обозначены цифрами).
Несогласованные определения в русском языке
Несогласованное определение | Средства выражения | Тип связи |
Самым ценным в коллекции был знаменитый натюрморт с фруктами | Существительное в косвенном падеже с предлогом | [1. -???] |
[2. -???] | Существительное в косвенном падеже | Управление |
Выстрелы вслепую принесли дополнительные очки. | Наречие | [ 3. -???] |
Его привычка опаздывать всем мешала. | [4. -???] | Примыкание |
Баллов
|
Задание 6. Для составленияшкольного электронного словаря проводили эксперимент: школьникам давали слова, к которым нужно было подобрать 1) антонимы; 2) синонимы. Предложите свои варианты, которые вы считаете наиболее точными. Учтите, что к некоторым словам синонимический ряд содержит два – три слова.
1) аномальный -?, праздничный -?, абстрактный –?, естественный -?, единичный -? возникать -?, закономерность -?, альфа -
2) абзац, литера, фраза
Баллов
Задание 7.
Как при создании художественных произведений их авторами учитывается идея, которая отражена в высказывании Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»?
Какой особый синтаксический способ позволяет автору художественного текста наглядно показать душу и ум литературных героев?
Баллов
Задание 8.
Прочитайте фрагменты словарных статей из Иллюстрированного словаря забытых и трудных слов, составленного на материале произведений русской литературы XVIII – XIX вв.
1. ЭКИВОКИ и ЕКИВОКИ, ок, мн.; ЭКИВОК, а, м. _____________________ [Городничий] А ведь долго крепился давеча в трактире, заламывал такие аллегории и екивоки, что, кажется, век бы не добился толку. Гог.Рев.
2. МАРАКОВАТЬ, ую, ешь, несов., перех.______________________ [Цыфиркин] Мало толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Фонв. Нед.
.
3. ИЗРЯДНЫЙ, ая, ое. _______________________ Оный хлев стоял до сего на изрядном месте и довольно был еще крепок. Гог. Пов. о том.
Какая часть словарной статьи пропущена? Попытайтесь ее восстановить. Укажите авторов и названия произведений, из которых взят иллюстративный материал.
Баллов
Задание 9. Вспомнитезначение остальных выражений со сдвоенным словом «хлеб-соль».
1. Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот хорош, кто хлеб-соль помнит. | |
2. Хлеб-соль платежом красна. | |
3. Не за хлебом-солью сказано. | Не бранись, не говори плохих слов за столом. |
4. Без соли, без хлеба худая (плохая) беседа. | |
5. Кинь хлеб-соль позади – окажешься впереди. | |
6. От хлеба-соли не отказываются. | Отказываться от гостеприимного предложения/ приглашения невежливо |
7. Хлеб-соль ешь, а правду режь. |
Баллов
Задание 10.
Используя материал задания 9, напишите текст-рассуждение, в котором попробуйте доказать, что фразеологизмы передают накопленный веками опыт народа и отражают национальные представления о жизненных ценностях.
Вспомните, какие вы еще знаете устойчивые выражения с ключевыми словами хлеб, соль, хлеб-соль. Включите 2-3 своих примера в рассуждение, покажите, как вы их понимаете, почему эти фразеологизмы вы считаете важными. Можете описать какую-нибудь ситуацию из жизни или из известного вам произведения, которая поможет ярко проиллюстрировать ваши мысли.
Обратите внимание на то, чтобы в результате работы у вас получился целостный текст-рассуждение с небольшим вступлением и заключением. Попробуйте дать вашему тексту интересное название.
Объем работы: от 1 до 1,5 стр
Баллов