Выполняя любую перевозку грузов или пассажиров, транспорт одновременно производит свою техническую работу в виде пробега соответствующих видов подвижного состава. Необходимость учета технической работы транспорта вытекает из необходимости полного учета и обеспечения транспортных потребностей государства с целью экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Для анализа и учета технической работы на каждом виде транспорта существует определенный комплекс количественных и качественных показателей.
К количественным показателям относятся:
- интегральный (суммарный) пробег подвижного состава, который вычисляется в поездо - километрах, локомотиво – километрах, вагоно – километрах, судо – километрах и т.п., рассчитываемый на пробег в груженом и порожнем состоянии;
- количество грузовых операций, выполняемых в пунктах отправления, в пути следования и пунктах назначения;
- число единиц подвижного состава, переданных от одних подразделений к другим (передача) и др.
Качественные показатели характеризуются:
- оборотом транспортной единицы (локомотива, вагона, автомобиля, самолета) в часах или сутках;
- среднесуточный пробег единицы в километрах;
- часовая скорость движения;
- статическая и динамическая нагрузка подвижного состава (вагонов, автомобилей и т.д.) в тоннах;
- коэффициент использования пробега (процент груженого пробега транспортной единицы к общему пробегу за расчетный период);
- средняя продолжительность работы транспортной единицы за сутки в часах;
- коэффициент использования парка подвижного состава (процент работающих единиц от общего списочного их наличия);
- производительность транспортной единицы в тонно – километрах за расчетный период (сутки, год).
С помощью количественных и качественных показателей можно оценить качество использования подвижного состава во времени, а также в части его мощности и грузоподъемности.
К временным показателям относятся: оборот транспортной единицы; среднесуточный пробег единицы; скорость движения транспортных единиц.
- Оборот транспортной единицы – время (в сутках, часах), затрачиваемое транспортной единицей на выполнение одного перевозочного цикла. Он оценивается от одной загрузки подвижной единицы до другой очередной загрузки. За это время подвижная единица участвует: 1) в начальной операции, включая погрузку; 2) в следовании от пункта отправления к пункту назначения; 3) в конечной операции включая выгрузку; 4) в следовании к пункту очередной погрузки (в порожнем состоянии).
Оборот транспортной единицы определяется по формуле:
Θ=lполн. / Vср. +tнач. + tкон. (1)
где lполн. – полное расстояние, покрываемое единицей за оборот (полный рейс) и состоящие из груженой и порожней части:
lполн. =lгр. + lпор. (2)
tнач., tкон. – время пребывания в пункте отправления (погрузки) и в пункте назначения (выгрузки), час.
Vср. - средняя скорость движения на рейсе, км/ч.
Ускорение оборота составляет одну из главных задач работников каждого вида транспорта: чем меньше время оборота, тем большую перевозочную работу можно выполнить наличным парком подвижного состава.
- С реднесуточный пробег – количество километров, которые проходит в среднем каждая транспортная единица за сутки.
Среднесуточный пробег состоит из пробега в груженом и порожнем состоянии и определяется по следующей формуле в зависимости от оборота:
S= lполн./ Θ (3)
где lполн. – полное расстояние оборота (полный рейс), км;
Θ – оборот единицы, сутки.
Необходимо стремиться к увеличению среднесуточного пробега, т.е. к повышению интенсивности использования подвижного состава, но при этом необходимо следить, чтобы доля пробега в порожнем состоянии была минимальной.
- Часовая скорость движения транспортных единиц на различных видах транспорта имеет разные наименования и рассчитывается с учетом специфики каждого из них. Различают четыре категории скоростей:
- Ходовая, которая следует непосредственно после стадии разгона (применительно к самолетам это скорость называется крейсерной);
- Эксплуатационная, коммерческая (на ж/д транспорте участковая). Это средняя скорость движения с учетом стоянок на промежуточных пунктах и в пределах участка. На автомобильном транспорте эксплуатационная скорость определяется как пройденное автомобилем расстояние за сутки и отнесенное ко времени его работы в часах;
- Маршрутная, представляет собой среднюю скорость движения на всем пути следования транспортной единицы от ее сформирования до расформирования. Маршрутная скорость совпадает со скоростью доставки.
- Статическая нагрузка – это качество использования грузоподъемности каждой транспортной единицы в среднем на стадии ее первоначальной загрузки.
Средняя статическая нагрузка за определенный период (сутки, месяц, год) на единицу рабочего парка рассчитывается по формуле:
Рст.= ƩpΘ/ТN (4),
а на 1 т грузоподъемности:
Рст.= ƩpΘ/ТQпарк=ƩpΘ/ТNg (5)
где Qпарк – суммарная грузоподъемность рабочего парка транспортных единиц, т
Θ – оборот транспортной единицы парка, сут.
g – средняя грузоподъемность единицы рабочего парка, т
Т – расчетный период, сут.
N – рабочий (эксплуатируемый парк) прицепного подвижного состава, ед.
Сравнивая величину статической нагрузки со средней грузоподъемностью, можно определить степень (качество) использования подъемной силы транспортной единицы.
- Динамическая нагрузка – это уровень использования грузоподъемности транспортных средств с учетом пробега их до пункта назначения. Чем больше пробег большегрузных единиц по сравнению с малогрузными, тем выше средняя динамическая нагрузка и наоборот, которая определяется по формуле:
Рдин.= Ʃpl/ƩnS (6)
где Ʃpl – грузооборот транспортной единицы;
ƩnS – интегральный пробег прицепного подвижного состава за сутки.
- Производительность транспортных единиц – это степень использования подвижного состава по времени, по грузоподъемности и измеряется в тонно – км, пассажиро – км за сутки, приходящихся на каждую единицу рабочего парка, на 1 т грузоподъемности парка или на 1 кВт (лошадиную силу) мощности (локомотива, автомобиля и т.д.).
Чем больше динамическая нагрузка и выше среднесуточный пробег каждой транспортной единицы, тем выше их производительность.
Суточная производительность транспортной единицы рабочего парка (вагона, судна и т.д.) за расчетный период вычисляется по формуле:
Jп= Ʃpl/TN=SnPдин. (7)
- производительность 1 т грузоподъемности парка равна:
J'п= Ʃpl/TQпарк (8)
- производительность тяговой единицы парка равна:
Jм= Ʃpl/TМ (9)
- производительность 1 кВт или 1 л.с. мощности активных транспортных единиц (локомотивов, буксиров, автомобилей) равна:
J'м= Ʃpl/TМВ (10)
где М – рабочий (эксплуатируемый парк) активных транспортных средств;
В – средняя паспортная мощность одной единицы активного парка.
Показатели производительности транспортных средств на 1 т грузоподъемности являются главными показателями качества использования подвижного состава и парка на всех видах транспорта.
Примечание: на основе пройденной темы студент выполняет 3 практическую работу. Вариант распределяет преподаватель, ведущий практическую часть дисциплины.
Практическая работа № 3
Тема: Определение показателей использования технических средств транспорта
Указания по выполнению работы:
1. Определить оборот транспортных средств.
2. Определить среднесуточный пробег единицы.
3. Определить статическую нагрузку на единицу рабочего парка и на 1 т грузоподъемности.
4. Определить динамическую нагрузку.
5. Определить производительность транспортной единицы рабочего парка, 1 т грузоподъемности, тяговой единицы парка и 1 кВт мощности активных транспортных единиц.
Порядок выполнения работы:
По исходным данным вычислить основные качественные показатели использования технических средств транспорта.
Цель работы:
Пользуясь формулами, научиться определять показатели технической работы транспорта.
Исходные данные:
Таблица 3
Вариант | Длина груженого пробега, км | Длина порожнего пробега, км | Время погрузки, час. | Время выгрузки, час. | Средняя скорость движения, км/ч | Раб. парк приц. единиц, ед. | Раб.парк самодв. един., ед. | Кол. приц. состава, ед. | Грузопод. един. т | Ср.мощность, кВт | Объем перевоз. грузов, т | Учетный период, сут. |
2,5 | 2,5 | |||||||||||
2,5 | 4,5 | |||||||||||