Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Психология изобразительного творчества детей и взрослых»

 

Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: Изобразительное искусство

Форма обучения: заочная


Выполнила студентка

4 курса …… группы

ФИО.

Проверил:

ст.преподаватель кафедры художественно-эстетического воспитания Лупандина Е.А.

_________________________ оценка подпись

«___» ____________ 2019 г.

 

 

Оренбург, 2019 г.

Содержание

1. Глоссарий

2. Доклады по теме дисциплины.

3. Подобрать два рисуночных теста (на выбор) с описанием методики проведения.

4. Найти детские рисунки разных возрастов (дошкольный, младший школьный, подростковый), оценить их по критериям, дать развёрнутую оценку; отметку, общие рекомендации.

Приложение1

Вопросы для семинара

1. Обзор научных исследований в области психологии детского рисунка.

2. Основные этапы развития детского рисунка.

3. Технологии развития творческих способностей ребенка.

4. Критерии и показатели оценки художественно-творческих способностей ребенка.

5. Понятие одаренности. Модели одаренности. Факторы одаренности. Виды одаренности

6. Проблема активизации интереса к рисованию в подростковом творчестве.

7. Рисуночные тесты: назначение и области применения.

8. Методика «Пять рисунков» Н.А. Лепской.

9. Рисуночная батарея тестов Э. Торренса.

10. Психология художника. Этапы создания художественного образа.

11. Психология зрителя. Этапы восприятия картины.

12. Сущностная характеристика феномена одаренности

13. Возрастная динамика развития одаренности

14. Обучение одаренных детей

15. Критерии и диагностика одаренных детей

16. Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике.

17. Индивидуальный подход к одаренным детям в изобразительной деятельности. Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям

Приложение 2

Вопросы и задания студентам для самоконтроля

Тема «Психологические основы процесса изобразительного творчества»

1.Что такое изобразительное творчество?

2. Назовите особенности детского художественного творчества.

3. Какие этапы проходит изобразительное творчество ребенка в своем развитии?

4. Определите психолого-педагогические условия развития изобразительного творчества ребенка/взрослого

Тема «Психологические характеристики творческой личности»

1. Как может проявляться избыточный уровень силы творческой потребности и энергии?

2. На основе анализа художественного произведения показать продуктивность работы творческого воображения и фантазии художника.

3. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. Определите круг компетенций в выбранном вами виде изобразительного творчества.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Психологические основы процесса изобразительного творчества.

2. Психологическая характеристика творческой личности.

3. Креативность как универсальная способность к творчеству.

4. Виды творчества.

5. Мотивация творческой деятельности.

6. Специфика изобразительного творчества.

7. Психологические механизмы процесса изобразительного творчества.

8. Художественный образ как всеобщая категория изобразительного творчества.

9. Роль эмоций в изобразительном творчестве.

10. Воображение и художественно-творческая деятельность.

11. Теории творчества.

12. Творческая компетентность.

13. Проявление бессознательного в творческом процессе.

14. Роль интуиции в творческом процессе.

15. Психологическое явление инсайта и творчество.

16. Коллективное изобразительное творчество.

17. Способность, гениальность, талант, одаренность.

18. Одаренные личности и социум.

19. Одаренность и патология.

20. Возрастные особенности изобразительной деятельности.

21. Целенаправленное развитие творческих способностей детей и взрослых

22. Психологические факторы, затрудняющие творческий процесс.

23. Изобразительное творчество как специфическая форма социального общения.

 

 

Приложение 3

Пример

Анализа детских работ по изобразительному искусству

К заданию 4

 

 

 

 

Ескина Кристина, 14 лет «Рождество»

Подростковый возраст

Анализ работы:

Показатель Балл оценка
а) Цвет предметов передается в соответствии с освещением.  
б) Есть сочетания теплого и холодного цветов.  
в) Найдено соответствие цветовых акцентов общей организации изображения.  
г) Цвет между предметами по тепло- холодности найден пропорционально к цвету окружения.  
д) Определен колорит работы и найдена цветовая гармония.  
е) Верное соотношение между насыщенными и ненасыщенными цветами.  
ж) Использованы цветовые контрасты.  
з) Цветовое решение каждого плана композиции хорошо различается.  
и) Цветовые отношения в живописи соответствуют действительным соотношениям цвета в натуре.  
к) Цветовой строй изображения соответствует основной теме и замыслу.  
л) Есть декоративность и работа цветовых пятен.  

53 балла – IV уровень, высокий, учащийся владеет умениями позволяющими выполнять продуктивно-творческую деятельность, применяет предметные умения в новых ситуациях, умения переходят в навыки, действия при выполнении приемов и способов необходимых, для изображения, носят автоматизированный характер, выполняются на высоком уровне. Характерен индивидуальный стиль, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

Отметка «5» – задание выполнено полностью, безошибочно и самостоятельно; в полном объеме.

Рекомендации: включить в работу разнообразие нетрадиционных техник.

 

Приложение 4

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы//Основные современные концепции творчества и одаренности.-М.,1997.-С.328-348.

2. Богоявленская, Д. Б. Динамика креативности в младшем возрасте /Д. Б. Богоявленская, С. П. Осипенко // Ежегодник Российского психологического общества: спец. вып. — М., 2005. — Том 1. — С. 56—59.

3. Богоявленская, Д. Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одарённости» /Д. Б. Богоявленская // Опыт работы с одарёнными детьми в современной России. — М., 2003. — С. 20—27.

4. Богоявленская, Д. Б. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы /Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. — М.: МИОО, 2005. — 175 с. — На тит. л. и обл.: Вып. 1.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб.:СОЮЗ,1997.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн.для учителя-М.:Просвещение,1991.-93с.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.

8. Выготский, Л. С. Психология искусства /Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 1998. — 413 с.

9. Карпова Н.Л. Педагогика творчества и проблемы социареабилитации(методика групповой семейной логопсихотерапии)//Мир образования - образование в мире.-2001.-№3.-С.68-89.

10. Князева Т.Б. Фасилизация в развитии творческого потенциала учащихся (Анализ существующих подходов)//Проблемы учебного процесса в инновационных школах.-Иркутск,1997.-С.34-39.

11. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.-Пенза: Научно-метод.центр Пензенск.гор.отд.обр.,1994.-344с.

12. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству:Учебное пособие для психологов и педагагов.-М.,1998.-(Б-ка шк.психолога).

13. Кузин В.С. Психология: Учебник /Под ред. Б.Ф.Ломова.-М.:Высшая школа,1982.-256с.[ Вопросы общей, возрастной психологии, а также психологии худ.творчества].

14. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии...:Творчество и развивающее образование//Вопросы психологии.-1998.-№5.-С.82-85.

15. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному тврчеству//Вопросы психологии.-1998.-№1.-С.76-82.

16. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М.: Прогресс- Традиция, 2000. — 269 с.

17. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1994.

18. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству (Художественное развитие ребенка в семье) /А. А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская. — М.: журн. «Искусство в шк.», 1995. — 144 с.

19. Одарённость. Рабочая концепция. Изд. 2-е. — М., 2003.

20. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.-М.,Педагогика,1976.-280с.

21. Психологические основы художественного развития / А. А. Мелик-Пашаев [и др.]. — М.: МГПУ, 2006.

22. Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества //Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок.-М.:Харвест,1999.-С.5-21.

23. Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». - №2(29), февраль 2014. - www.grani.vspu.ru

24. Русакова Т.Г., Левина Е.А., Кравченко И.А. Коллаж как метод обучения творчеству студентов-дизайнеров. Секция «Проблемы современного высшего профессионального образования в области строительства, архитектуры и дизайна» Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. — 335 с.

25. Русакова Т.Г., Алеев М.К. Оренбург художественный. Оренбургский край. Архивные документы. Материалы. Исследования: сб. работ научно-исследовательской краеведческой лаборатории ОГПУ. Выпуск 5 / ред. колл. А.Г.Прокофьева (и др.); отв. ред. А.Г.Прокофьева; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2011. - 196 с. - С. 132-139.

26. Савенков, А. И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение / А. И. Савенков. — Ярославль: Акад. развития, 2002. — 351 с.

27. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А. И.Савенков. — М.: Ось-89, 2005. — 479 с.

28. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2010. -440 с. - (Учебник XXI века). - ISBN 978-5-98563-203-3; То же [Электронный ресурс]. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236544 (11.11.2014).

29. Телегина Э.Д. Воспитание творческой личности в современных социальных условиях//Мир психологии.-1998.-№3.-С.181-189.

30. Хрестоматия по психологии художественного творчества/Ред.-сост. А.Л.Гройсман.-М.:Магистр,1998.-199с.

31. Чубук Н.Ф. Особенности становления образа “детского героя”в условиях специального обучения литературе[Психол.анализ творч.работ уч-ся,обучающихся по эксперимент. программе “Литература как предмет эстетического цикла”]//Психологическая наука и образование.-2000.-№3.-С.89-95.

32. Шадриков В.Д. Духовность и творчество//Основные современные концепции творчества и одаренности.-М.,1997.-С.361-370.

33. Шрагина Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент кративности: Психология творчества//Психологический журнал.-2000.-№4.-С.73-78.

34. Щербакова Н.Н.Психология детского анекдота//Прикладная психология.-2000.-№6.-С.45-53.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: