БИЛЕТ 1
1.Ощущение. Классификация ощущений. Чувствительность и пороги ощущений.
2.Характеристика понятий: ведущая деятельность, новообразования, социальная ситуация.
3.Психологическое обеспечение спортивной деятельности.
1. Ощущение - простейший психический процесс отражения отдельных свойств, предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Классификация ощущений:
По модальности:
· зрительные
· слуховые
· обонятельные
· осязательные
· обоняние
По характеру месту расположения рецепторов:
- экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, возникающие при воздействии на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные, тактильные, температурные и др.)
- проприоцептивные, отражающие движение и относительное положение тела, благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках (ощущения движения, ускорения и т.п.)
- интероцепивные, отражающие состояние внутренних органов (ощущение голода, жажды и др.)
Чувствительность и пороги ощущений:
Пороги ощущений - величины раздражений, при которых ощущения возникают, могут сохраняться, а однородные ощущения отличаются друг от друга. Таких порогов 3: нижний (абсолютный), верхний и порог различения.
Нижний (абсолютный) порог - минимальная сила раздражения, при которой возникает едва заметное ощущение.
Верхний порог - наибольшая сила раздражения, при которой еще сохраняется ощущение определенного вида.
Порог различения – наименьшая величина, на которую нужно увеличить или уменьшить интенсивность действующего раздражения, для того, чтобы впервые возникло ощущение его изменения.
|
2. Ведущая деятельность - это вид деятельности, определяющий наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов.
Социальная ситуация – это специфика для каждого возраста сочетание соц. факторов псих. развития.
Новообразования – качественные изменения психики человека, характерные для того или иного возраста.
3. ПОСД – комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования спортсмена с учетом задач тренировки и соревнований.
Сущность ПОСД – развитие и совершенствование психической регуляции.
ПОСД включает:
1)спортивная диагностика: особенности протекания психических процессов, изучение психических состояний спортсмена, свойства личности спортсмена, социально-психологические особенности данной деятельности
2) психологические рекомендации, направленные тренеру, спортсмену, руководителю, врачу, массажисту, товарищу и т.д. Психологические рекомендации относятся: к отбору занимающихся для занятием определенным видом спорта, к определенному тренировочному занятию, к соревнованию, к спортивному режиму
3) психологическая подготовка. Делится на психологическую подготовку тренера и спортсмена.
- психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу
- общая психологическая подготовка к соревнованиям
- коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям
- специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию
4) ситуативное управление спортсменом (за день до соревнования, в день соревнования, перед стартом, в перерывах между упражнениями, после соревнований; в тренировке – перед занятием, после занятий)
|
БИЛЕТ 2
1.История развития психологии.
2.Общение. Техники ведения беседы.
3.Задачи и проблемы психологии спорта.
1. Психология, как учение о душе возникло 2000 лет назад в качесвте составной части философских учений. Сам термин возник в 18 веке.
Психология как самостоятельная наука выделилась в 19 веке, связано это с тем, что в 1879 г. была открыта 1ая экспериментальная психологическая лаборатория, основатель – Вильгельм Вундт.
Заслуга Фрейда - он открыл уровни психики.
1679-1754г - впервые понятие «психология» ввел в 18 веке Христиан Вольф.(немецкий философ)
1885г – психология в России
Существует 2 вида понимания психологии: идеалистическое и материальное.
Психология возникла в глубокой древности, эта «наука (учение) о душе». По понятиям того времени душа - это некое нематериальное существо, которое вселяется в тело человека при рождении и покидает его в момент смерти. Все психические явления – ощущения, восприятия, память, мышление и др. – проявление бестелесной души. Такого рода представления являются идеалистическими, ненаучными.
В корне противоположным им, подлинно научным является материалистическое понимание психики и психологической науки. Но создано на основе философского материализма, разработанного К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным.
2. Общение – информационный процесс получение и передачи информ.
Техники ведения беседы:
Техника, не способствующая пониманию партнера:
|
- негативная оценка - игнорирование - эгоцентризм
Промежуточная техника:
- выспрашивани - поддакивание - замечания о ходе беседы
Техники, способствующие пониманию партнера (активное слушание):
- проговаривание - перефразирование
- интерпретация (размысление смысла чего-либо) развитие идеи
3. Задачи психологии спорта:
Психология спорта – это наука, направленная на изучение психических закономерностей и дея-ть отдельных индивидов в процессе спортивной деят-ти.
1. Изучение спец. Качеств, которые позволили бы выступить успешно в соревн.
2. Формирование психич. И физического совершенства и достижение гармонии в процессе развития личности путем ежедневных занятий и спец. Физической нагрузки.
3. Изучение влияний на психику и дея-ть спортсмена
4. Изучение психологических закономерностей, оптимизации тренировочного процесса
5. Изучение псих. особенностей предсоревн. Деят-ти
6. Изучение психол. особенностей спорт. Дея-ти.
7. Изучение социально- психол. Феноменов, явлений спорт. Деят.
Проблемы психологии спорта: проблема отношения спортсменов к тренировочным нагрузкам.
ЛИБО возникает проблема изучение псих. состояний в спорте и особенно состояние готовности к спорт. деят.
БИЛЕТ 3
1.Классификация психических явлений.
2.Закономерности и факторы психического развития.
3.Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию.
1. Все психические явления делятся на 3 группы:
· Психические состояния – это все эмоции (контролируют все процессы)
· Психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание)
· Психические свойства личности (характер, направленность, темперамент, способности)
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).
2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).
3) Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия). 4) Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).
Стресс – напряжение, нажим, нормальное состояние здорового человека –Селье. Аффект – состояние сильного возбуждения.
Фрустация – эмоцион. реакция на блокировку личностно – значимых стремлений.
Внимание - направленность, сознание личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нем психической деят-сти.
Мышление – психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях
Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведение прошлого опыта
Ощущение – психический процесс, непосредственного чувственного отражения элементарных св-в дейсвтительности при их непосредсвтенном воздействии на органы чувств.
Восприятие - это отражение предметов в целостном виде в рез-те осознания их опозновательных признаков м при непосредсвтенном воздейсвтие этих предметов на организм.
Темперамент – совокупность св-в нервной системы, проявляющийся в типичных для индивида формам поведения и способах реагирования на различные воздействия.
Характер – совокупность приобретенных индивидуально-психологических устойчивых свойств личности, которые проявляются в поведении личности и отношениях ее к деятельности
2.Закономерности:
- гетерохронность- разные псих. ф-ции развиваются в течение жизни неравномерно.
- интеграция (подчервикает взаимосвязь между псих. ф-ями, процессами, состояниями и св-ми.)
- пластичность – недостаточное развитие одной псих. ф-ции комписируется развитием другой.
Факторы:
- наследственность (вражденность) (природная предпосылка психического развития; задатки, врожденные особенности)
- среда (природная и социальная) - вся совокупность природных и социальных условий, в которых происходит психическое развитие. Семья, учителя, соседи, товарищи и т. д.
- обучение (развитие интелекта) и воспитание (личности)
- активность человека
3. Специальная психическая готовность к соревнованиям представляет собой динамическую систему, включающие следующие элементы:
· Уверенность в своих силах
· Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу
· Оптимальный уровень эмоционального возбуждения
· Высокая помехоустойчивость по отношении к неблагоприятным внешним и внутренним влияниям (помехам)
· Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением
· Формирование состояния психической готовности к соревнованию
· Сбор информации о предполагаемых условиях будущего соревнования
· Правильное определение и формулировка соревновательной цели
· Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях
· Вероятное программирование соревновательной деятельности
· Саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний
· Сохранение и восстановление нервно-психической свежести
БИЛЕТ 4
1.Закономерности развития психики животных и человека.
2.Классификация конфликтов.
3.Психологическое обеспечение спортивной деятельности
1. Существует 3 уровня развития: бессознательный, подсознательный и сознательный (высший уровень)
Разница в языке и различия в мышление. Животное –практическое мышление, а чел-к абстрактное.
У человека высш. Уровень проявляется в речи, а у животного нет, так же и писать.
Память чел-ка более объемная. Первичные эмоции и чел-к и животное носят врожденный характер.
Психика присуща всем, а сознание как утвержает бол-ство исследователей – только человеку.
Закон развития носит всеобщий характер. Развитие – поступательное, от простого к сложному, от низкого к высшему, изменение. Развитие психики – количественные и качественные изменения, обусловленные воздействием внешней среды.
Закономерности:
1)развитие психики обусловлено необходимостью к адаптации.
2)развитие психики тесно связано с возникновением и развитием нервной системы.3)развитие психики подчинении действию общего закона эволюции
2. 1. Признак: По действию на функционирование группы\организации
Вид: 1.конструктивные (функциональные) 2.деструктивные (дисфункцональыне) 3. Реалистические (предметные)
2.Признак: по содержанию
Вид: внутриличностные, межличностные, межгрупповые и социальные
3.Признак: по характеру участников
Вид: между личность и группой
3. ПОСД – комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования спортсмена с учетом задач тренировки и соревнований.
Сущность ПОСД – развитие и совершенствование психической регуляции.
ПОСД включает:
1)спортивная диагностика: особенности протекания психических процессов, изучение психических состояний спортсмена, свойства личности спортсмена, социально-психологические особенности данной деятельности
2) психологические рекомендации, направленные тренеру, спортсмену, руководителю, врачу, массажисту, товарищу и т.д. Психологические рекомендации относятся: к отбору занимающихся для занятием определенным видом спорта, к определенному тренировочному занятию, к соревнованию, к спортивному режиму
3) психологическая подготовка. Делится на психологическую подготовку тренера и спортсмена.
- психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу
- общая психологическая подготовка к соревнованиям
- коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям
- специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию
4) ситуативное управление спортсменом (за день до соревнования, в день соревнования, перед стартом, в перерывах между упражнениями, после соревнований; в тренировке – перед занятием, после занятий)
БИЛЕТ 5
1. Предмет психологии. Понятие о психике.
2. Психологические особенности развития младшего школьника
3. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию
1. Психология - наука о психике.
Психология - от греч. «псюхе» (душа), «логос» (слово, учение).
Психология - наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях психической жизни человека и животных.
Психология - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.
Предметом психологии - явл. Закономерности развития и функционирование психики.
Психика – это один из аспектов ф-ции мозга, ре-т активного и субъективного отражения окруж. мира.
Содержание психики составляет отражение окружающей действительности, происходящее на основе рефлекторной работы мозга.
Ф-ции: отношение к отражаемой действительности; регуляция поведения; адаптация к окруж. Среде; отражение объективной реальности.
2. Границы возраста: от 7 до 10 лет.
Тип ведущей деятельности: учебная.
Новообразования: произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия.
Физические качества: ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.
Психофизиологические характеристики: возбуждение преобладает над торможением, малая подвижность возбуждения и торможения, преобладание первой сигнальной системы.
Познавательная сфера: преобладание восприятия, механическое запоминание, неустойчивость внимания, наглядно-образное мышление.
Эмоциональная сфера: повышенная эмоциональность, обидчивость, вспыльчивость.
Волевая сфера: слабое развитие воли.
Социальная сфера: потребность в новых знаниях, оценки своей деятельности; впечатлительность, внушаемость, эмоциональность; авторитет учителя высок.
3. Специальная психическая готовность к соревнованиям представляет собой динамическую систему, включающие следующие элементы:
· Уверенность в своих силах
· Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу
· Оптимальный уровень эмоционального возбуждения
· Высокая помехоустойчивость по отношении к неблагоприятным внешним и внутренним влияниям (помехам)
· Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением
· Формирование состояния психической готовности к соревнованию
· Сбор информации о предполагаемых условиях будущего соревнования
· Правильное определение и формулировка соревновательной цели
· Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях
· Вероятное программирование соревновательной деятельности
· Саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний
· Сохранение и восстановление нервно-психической свежести
БИЛЕТ 6
1.Проблема сознания в психологии.
2.Психологические особенности развития подростка
3.Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
1. Сознание – высший уровень развития психики.
Сознание – результат культурно-исторического развития человека.
Сознание - результат трудовой дея-ти.
Сознание - результат развития речи и языка.
Сознание - результат процесса социализации.
Первичное понятие– мышление. Осн.виды: слух, обоняние, квкус, осязание.
Самосознание - осознание, оценка человеком себя, своего места в мире, своих интересов, знаний, переживаний, поведения и т.д.
Самосознание включает в себя 3 компонента:
· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя)
· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе)
· саморегуляция (волевой аспект регуляции самим собой)
Бессознательность (Спиноза) - неосознанные причины нашего сознания Бессознательность (Фрейд) – система психики человека, управляемая принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные влечения, желания, мотивы.
Единица эмоции – переживание.
2. Границы возраста: от 11 до 14-15 лет.
Тип ведущей деятельности: учебно-общественная.
Новообразования: чувство взрослости, критичность, абстрактное мышление, самооценка.
Физические качества: сила, скоростно-силовые качества, быстрота.
Психофизиологические характеристики: усиление процессов торможения, возбуждение преобладает над торможением.
Познавательная сфера: формирование наблюдательности, логическое запоминание, произвольность внимания, абстрактно-логическое мышление.
Эмоциональная сфера: неустойчивость эмоций, импульсивность, быстрая смена настроения, афективность.
Волевая сфера: интенсивное развитие воли, смелость.
Социальная сфера: стремление к взрослости, самоутверждению, к силе; стремление занять достойное место в коллективе, конфликтность, критичность; авторитет учащихся выше авторитета учителя.
3. Психологическая подготовка – это сложный процесс стабилизации психического состояния до тех пор, пока он не станет доминирующим, а затем и свойством личности.
Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям направлена на формирование и совершенствование свойств личности и психических состояний, которыми обусловлены успешность и стабильность выступлений. Ее цели – адаптация к соревновательной ситуации вообще, совершенствование и оптимизация реактивности на специфичные экстремальные условия спортивных соревнований.
Чаще всего психологическая подготовка представляет собой коррекцию эмоциональной возбудимости, тревожности, сензитивности, неуверенности, несобранности, немобилизованности, с одной стороны, либо их дополнение и совершенствование, развитие- спокойствие, хладнокровие, уверенность в себе, боевой дух.
Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной работой со спортсменом. Задача у них одна – воспитать бойца – победителя. На этом фоне и проводятся специальные мероприятия общей психологической подготовки, направленные на формирование спортивного характера.
Формирование спортивного характера – есть спокойствие, уверенность, боевой дух.
Критерии спортивного характера:
· стабильность выступлений на соревнованиях
· улучшение результатов от соревнования к соревнованию
· соревновательные результаты выше по сравнению с тренировочными
· результаты в финале лучше, чем в предварительных выступлениях
БИЛЕТ 7
1.Принципы и методы психологии. Отрасли психологии.
2.Психологические особенности развития детей старшего школьного возраста.
3.Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.
1. Психика – это один из аспектов ф-ции мозга, ре-т активного и субъективного отражения окруж.мира.
Предмет психология – явл. Закономерности развития и функционирование психики.
Принципы психологии :
· Принцип детерминизма (причинная обусловленность)
· Принцип единства сознания и деятельности (неразрывная взаимосвзяь деятелности и психики).
· Принцип развития психики ( постоянное кол-нное и качесвтенное изменение всех психических процессов.)
· Принцип активности (все психические явления рассматриваются в движении, изменении, развитии)
Методы психологии: метод наблюдения; метод эксперимента; метод беседы; метод анкеты; метод тестов; метод опроса; метод анализа продуктов деятельности.
Отросли психологии: возрастная психология; педагогическая психология, психология труда; социальная психология; спортивная психология; юридическая психология; медицинская психология; зоопсихология; сравнительная психология и др.
2. Границы возраста: от 15-18 лет.
Тип ведущей деятельности: учебно-профессиональная.
Задача: самоопределение (профессион., нравственное)
Новообразования: открытие внутреннего мира, мировоззрения, самопознания.
Физические качества: физическая зрелость, выносливость, сила, скоростно-силовая выносливость.
Психофизиологические характеристики: психофизиологическая зрелость.
Познавательная сфера: сформированность познавательной сферы, целенаправленность наблюдения, сосредоточенность внимания, творческое мышление.
Эмоциональная сфера: развитие высших чувств, богатый эмоциональный мир, чувства любви и дружбы.
Волевая сфера: волевые качества сформированы.
Социальная сфера: потребность в системе убеждений, в общении, в самопознании, стремлении к идеалам; устремленность в будущее, ролевое экспериментирование, индивидуальность творческого потенциала.
3. Психологическая подготовка – это сложный процесс стабилизации психического состояния до тех пор, пока он не станет доминирующим, а затем и свойством личности.
Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям направлена на формирование и совершенствование свойств личности и психических состояний, которыми обусловлены успешность и стабильность выступлений. Ее цели – адаптация к соревновательной ситуации вообще, совершенствование и оптимизация реактивности на специфичные экстремальные условия спортивных соревнований.
Чаще всего психологическая подготовка представляет собой коррекцию эмоциональной возбудимости, тревожности, сензитивности, неуверенности, несобранности, немобилизованности, с одной стороны, либо их дополнение и совершенствование, развитие- спокойствие, хладнокровие, уверенность в себе, боевой дух.
Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной работой со спортсменом. Задача у них одна – воспитать бойца – победителя. На этом фоне и проводятся специальные мероприятия общей психологической подготовки, направленные на формирование спортивного характера.
Формирование спортивного характера – есть спокойствие, уверенность, боевой дух.
Критерии спортивного характера:
· стабильность выступлений на соревнованиях
· улучшение результатов от соревнования к соревнованию
· соревновательные результаты выше по сравнению с тренировочными
· результаты в финале лучше, чем в предварительных выступлениях
БИЛЕТ 8
1.Сравнительная характеристика психики и сознания.
2.Общение. Виды вербализации.
3.Управление психическим состоянием спортсмена. Секундирование.
1. Психика – субъективное отражение объективной реальности.
Сознание – высший уровень развития психики.
Во-первых, психика присуща и животным, а сознание, как утверждает подавляющее большинство исследователей, - только человеку. Во-вторых, у человека психика включает как сознательное, так и выходящее за пределы сознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как целое. В-четвертых, работа психики - постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания - фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне, под гипнозом и в других «бессознательных» состояниях). В-пятых, сознание - это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание - только сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание (как считают специалисты по детскому развитию) отсутствует в младенчестве и может редуцироваться в старости в результате возрастных изменений в организме, психика же присуща всем возрастным периодам. Наконец, в-шестых, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознательной регуляции поведения.
2. Общение – информационный процесс получения и передачи информации.
Виды вербализации:
Означает словесное описание переживаний, чувств, мыслей.
3. Управление психическим состоянием спортсмена (ситуативное управление) включает в себя: расслабление, сюжетное представление, внушение, установку на старт.
Секундирование – мероприятие по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена.
Управление может осуществляться:
1.за день
2.в день соревнований
3.непосредственно перед стартом (секундирование)
4.перерыв между соревн упр.
5.после соревнований
Методические приемы и мероприятия секундирования:
· Специальной задачей для первого этапа Секундирование является снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого проводится сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении, в условиях соревнований сеанс чаще всего в массажной, в углу зала и т.д. Можно включить магнитофонные записи успокаивающих звуков.
· Если после проведения сеанса релаксации до старта остается еще 10-12 минут, спортсмену предлагается вариант сюжетного представления (представить ситуацию, где ему хорошо, он спокоен и т.д.)
· На фоне сниженной психической активности примерно за 5-8 минут до старта внушаются спокойствие и уверенность в себе (говорить, что спортсмен долго готовился к этим соревнованиям, подготовка прошла успешно, это будет хорошая работа, соберись, все, что надо для хорошей работы, в тебе заложено и т.д.)
· Вслед за внушениями спокойной уверенности следует напоминание о характере поведения при выходе на старт и на старте: легкой походкой, не напрягаясь, с улыбкой на лице и т.д.
· Уже к этому моменту психическая активность спортсмена начинает повышаться. Последующие внушения имеют целью подъем боевого духа (на старте ты будешь чувствовать прилив сил, заряд энергии, ты будешь рваться к победе и т.д.)
· Далее следует напоминание о содержании деятельности непосредственно на старте и в процессе исполнения упражнения (мощный старт, хорошая сосредоточенность на старте)
· В зависимости от состояния спортсмена и его пожеланий могут быть проведены специальные упражнения (поза орла, поза лотоса и т.д.)
· Непосредственно перед выходом на старт проводится игра на руках (если это возможно в данном виде спорта)
БИЛЕТ 9
1.Восприятие. Виды и свойства восприятий.
2.Темперамент. Физиологические и психологические свойства темперамента.
3.Методы психорегуляции в спорте.
1. Восприятие – это отражение предметов в целостном виде в рез-те осознания их опозновательных признаков м при непосредсвтенном воздейсвтие этих предметов на организм.
Виды восприятий:
1.Восприятие пространства. Они включают в себя: восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления.
2.Восприятие времени (отражение объективное действительности,, скорости и последовательности явлений действительности).
3.Восприятие движений (отражение во времени изменения положения тела в пространстве).
4. восприятие речи
Свойства восприятий:
1) Целостность – объединение отдельных частей отражаемого объекта в некий целостный образ.
2)Константность – способность воспринимать объекты относительно постоянными по форме, цвету, размеру. 3) Структурность – упорядочение (налаживание, настройка) частей воспринимаемых объектов.
4) Апперцепция- влияние прошлого опыта, а так же состояний на восприятие.
5) Субъективность – одни и те же предметы, явления люди воспринимают по-разному (хз надо ли).
6) Избирательность – восприятие зависит от установок, интересов, потребностей конкретной личности.
7) Осмысленность – тесная связь восприятия с мышлением и речью.
2. Темперамент – прирожденные свойства человека, которыми определяются особенности динамики его психической деятельности.
Типы темперамента:
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Физиологические свойства темперамента:
- Сила процессов возбуждения и торможения характеризуется работоспособностью нервных клеток, их выносливостью по отношению к сильным и длительным раздражителям.
- Уравновешенность нервных процессов – свойство, характеризующее баланс возбуждения и торможения.
- Подвижность нервных процессов связана с быстротой перехода нервных клеток из состояния возбуждения в состояние торможения и наоборот.
Психологические свойства темперамента:
- Сенситивность характеризуется наименьшей силой раздражителя, вызывающего какую-либо психическую реакцию.
- Реактивность определяется силой эмоционального ответа. Человек реактивный – это человек впечатлительный, эмоционально реагирующий на внешние или внутренние воздействия.
- Активность – свойство, которой проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенности внимании.
- Темп реакции характеризует быстроту протекания психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых, а также речи, двигательных реакций и действий.
- Экстраверсия – зависимость реакций и деятельности от внешних впечатлений.
- Интроверсия – зависимость реакций и дея-ти от внутренних образов (обращенность к своему внутреннему миру образов, мыслей, чувств)
- Пластичность – ригидность. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности, среды; ригидность – инертностью, неспособностью быстро приспосабливаться к любым изменениям, стереотипностью поведения.
3. Психорегуляция в спорте - это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
В. М. Мельниковым. Он выделяет две группы методов:
1) гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания — гипноз);
Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ.
2) ауторегуляционные (это методы саморегуляции) (только это у светы). Рассмотрим схему классификации методов психорегуляции. «Наивные» методы саморегуляции - это приемы, которые появились в ходе тренировок и соревнований, где их использование дало тот или иной эффект, связанный с успехом, удачным выступлением на соревнованиях. Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты. Невербальные - дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.
БИЛЕТ 10
1.Сравнительная характеристика ощущений и восприятий
2.Общение. Формы, функции и стороны общения
3.Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию
1. Ощущение – психический процесс, непосредственного чувственного отражения элементарных св-в дейсвтительности при их непосредсвтенном воздействии на органы чувств.
Восприятие - это отражение предметов в целостном виде в рез-те осознания их опозновательных признаков м при непосредсвтенном воздейсвтие этих предметов на организм.
Ощущение и восприятие отличие:
Воспрятие - форма отражения. Ощущение отлич от воспр – количественно
Восприятие состоит из 1 или более ощущений,
восприятие будет если человек не прикасается к предмету, а будет вдыхать аромат (чашка кофе).
Предметность – главное отлчиие.
В отличие от ощущений, которые отражают отдельные качества и свойства предметов, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств и взаимосвязи друг с другом.