Невозможно достигнуть взаимопонимания между индивидами, отличающимися степенью насыщения организма питательными веществами.




ИНВЕНЦИЯ

АФОРИЗМЫ

 

Затянувшаяся дискуссия означает, что обе стороны не правы.

(Вольтер)

Лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее.

(Дж. Свифт)

Плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства.

(О. Уайльд)

Громадная сила — упорство тупоумия.

(М. Е. Салтыков-Щедрин)

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай.

(А. П. Чехов)

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

(Ф. М. Достоевский)

Красивые женщины в старости бывают глупы почти всегда только потому, что в молодости были очень красивы.

Искусство любят те, кому не удалась жизнь.

(В.О. Ключевский)

СХЕМА РЕЧИ

Высказывание об авторе афоризма.

Экспозиция (аспекты рассмотрения проблемы).

Причины (почему этот афоризм верен?).

Следствия (если мы согласны с автором афоризма, то что из этого следует?).

Опровержение афоризма (противоположная точка зрения).

Расширение сферы использования афоризма (аналогичные ситуации).

Примеры из жизни, из различных произведений искусства.

Цитаты, которые подтверждают афоризм.

Заключение (обобщение, обращение к личному опыту, возвращение к началу сочинения и др.).

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Довести что-то до прозрачности и ясности, не унизив свою тему и не упростив предмет, — это невероятный подвиг слова! “Популяризация” теперь стала закавыченным словом. Стала одной из униженных истин... Но когда Гаспаров, заикаясь, догоняя эхом каждое слово, начинает рассказывать про Древнюю Грецию — кажется, что человек там был. И речь начинает завораживать, как открывшийся объем ущелья, долины... Популяризация ведь действительно не шарлатанство, а способ просто, честно и серьезно объяснить то, что именно ты делаешь. Упрощение — не такая уж простенькая вещь. Когда ясно объясняешь суть того, о чем думал десятилетиями, незнающему, мысль становится богаче. Такая популяризация — точеный, сильный мускул самой с у т и.

(А. Битов. Русский устный

И русский письменный)

Студенты, перед которыми Басовская читала лекции в студии, поначалу, как многие современные студенты, взирали на оратора с эдакой скучающей ленцой: "Ну, валяйте, говорите и попробуйте нас увлечь". Но по ходу повествования утрачивали скучающее выражение лица … Интриговал анонс лекций Натальи Басовской. Не только потому, что меня издавна волновал вопрос, что нового могли внести российские и советские историки в западноевропейскую медиевистику по сравнению с историками Западной Европы. Вероятно, что-то все-таки внесли. Хотелось бы узнать, что именно. …Но пришлось выслушать стори про Жанну д'Арк - точь-в-точь такую, которую рассказывают экскурсоводы во Франции. Спору нет, интересно. Но при чем здесь наука? Неискушенный зритель еще крепче утвердится во мнении, что историки только и заняты пересказами преданий старины глубокой и поиском новых пропагандистских формулировок по заказу политических сил. Поздно популяризировать историю. А также филологию, лингвистику, философию и другие гуманитарные науки. Они уже до того "популяризированы" самозванцами и политиканами, что уважающие себя технари их за науки не считают.

Лекция А.А. Зализняка
"О профессиональной и любительской лингвистике" на фестивале науки в МГУ 11 октября 2008 г.

Свобода печати и появление Интернета – великие достижения нашей эпохи. Но у любых шагов прогресса есть также и свои теневые стороны. Ныне такой теневой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма. Любительство в области рассуждений о языке распространено шире, чем в других сферах, из-за иллюзии, что здесь никаких специальных знаний не требуется. Все знают, что есть такие науки, как физика или химия, а о том, что есть и наука о языке – лингвистика – слишком многие и не подозревают.

Принципы популярного изложения

(В. В. Одинцов)

1. Перевод с абстрактного, научного языка на язык, доступный аудитории (изоморфный, т. е. аналогичный, подобный).

Конкретизация высказывания.

Художественность изложения, которая предполагает варьирование типов речи и точек зрения, диалогизацию монолога, проблемность содержания.

1. Необходимым условием адаптации для обитания среди представителей семейства псовых является способность к воспроизведению звуков, обычно издаваемых представителями этого семейства в период полнолуния;

2. Отсутствует всякая возможность установления дружеских отношений между представителями одомашненных животных, принадлежащих к разным классам, несмотря на их совместное проживание и времяпрепровождение;

Невозможно достигнуть взаимопонимания между индивидами, отличающимися степенью насыщения организма питательными веществами.

Д.С. Лихачев

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

(...) Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость.

И.Л. Андроников

Я хочу рассказать вам историю одного старинного портрета, который изображает человека, давно умершего и тем не менее хорошо вам знакомого. История эта не такая старинная, как самый портрет, но, хотя она началась совсем недавно, это все-таки целая история.

От одного московского издательства я был как-то командирован в Ленинград и пробыл там несколько дней. Событие это, само по себе ничем не примечательное, не стоило бы даже и упоминания, если бы другое событие, или, попросту, совершенно ничтожный случай, о каких мы забываем ровно через минуту, не положило начало целому ряду приключений.

Итак, я был командирован в Ленинград — город, особенно близкий моему сердцу. Там я учился и окончил университет, вступил на литературное поприще, обрел там первых друзей — словом, был счастлив.

Какое это удивительное, какое радостное чувство — вернуться на несколько дней в город, где прожил лет десять! А уж если вам случалось бывать в Ленинграде, да еще в белые ночи, вы, конечно, поймете меня.

Ю.М. ЛОТМАН

Давайте подумаем! Я не случайно так сказал, это слово любил философ Сократ. Своих учеников Сократ никогда не учил правильному, никогда на вопрос учеников не отвечал: "Поступайте так". Он говорил: "Давайте подумаем!". А что значит "подумаем"? — Вы не знаете, как поступить, я тоже не знаю, как вам поступить. Вы пришли не как школьники, получить правильный ответ, вы пришли к коллеге посоветоваться, подумать вместе. А вместе думать действительно лучше. Именно различия во мнениях помогают продвигаться к истине.

Посмотрите, вот кто мы с вами? Можно сказать, что мы очень умные и хорошие машины. Мы умеем делать много разных вещей. Но какая особенность у каждой машины? — У всех разные лица. А зачем? Казалось, было бы проще, чтобы у всех были одинаковые лица. Было бы легче во многом, может быть, было бы меньше ошибок... Но для чего-то нужно, чтобы у нас были разные лица, разные характеры, разный опыт, чтобы мы все были разными людьми.

(...) Надо иметь в виду и то, что другому меня не так легко понять... Вот правила уличного движения все понимают одинаково, кроме тех, кто их не знает или плохо о них осведомлён. А Пушкина все понимают одинаково? — Нет, все по-разному. И не говорите, что одни его понимают правильно, а другие — неправильно. Пушкин перед каждым выступает так, как будто он сейчас и именно для него написал. И вы всё время имеете возможность разговаривать с гениальным человеком, который сам хочет вам что-то сказать. Только откройте уши, только будьте внимательны! Главная беда нашего века состоит в том, что у нас закрыты глаза и уши. И значительная часть вашего образования состоит в том, чтобы открыть глаза и уши и увидеть, как говорил Гоголь, чего не зрят равнодушные очи...

И тут мы подходим к одной вещи, которая вам известна по не очень литературному, но всем понятному слову — "наплевать": "А мне наплевать!". Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему не наплевать, что его не трогает.

Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. Один живёт в маленьком кружке, другой — в круге побольше, третий — в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и — ещё один и очень важный — что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи". Когда больно от чужой боли — это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран — глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

(Чему же учатся люди?)

М.К. Мамардашвили

1. Быть способным на мысль — значит быть способным на жестокость, способным сказать самому себе: это так, как бы мне ни хотелось бы. А простая душа неспособна на это, неспособна страдать, и поэтому она чаще всего прерывает движение страдания, его алхимию. Поскольку, пока мы страдаем (а значит, стоим на месте), происходит какая-то алхимия — что-то рождается, и рождается только в остановке страдания … А наша душа всегда спешит, она драматична, и, если ее спросить о ее страданиях, она, скорее всего, ответит: "О, если бы я рассказала вам свою жизнь, она сплошной роман"... И в итоге у нас не страна, а сплошная литература, пытающаяся описывать людей, в головах которых тоже литература — отражение отражений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: