Культура, как и всё общество в целом, основывается на системе ценностей.
«К числу ведущих понятий культурологии, порой отождествляемых с культурой в целом, относится ценность (значимость). Посредством системы ценностей осуществляется оценка, регулирование взаимоотношений людей в определённой культуре».
«Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей».
Все культурологи едины в понимании того, что ценностей множество, и они играют важную роль в обеспечении согласия в обществе. Также они связывают саму сущность культуры с нормативным отношением к миру и себе, складывающимся и регулируемым в конкретном сообществе. Так складываются модели поведения и традиции определённого сообщества.
Ценности бывают двух видов:
- ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.;
- ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей.
К первой группе ценностей относятся, например, ценности, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п. Ко второй группе ценностей относятся ценности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п.
Ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что человек представляет из себя как личность, составляет совокупность ценностей, которым он следует. Ценностная система человека формируется в основном на основе воспитания. Человек получает многие ценности под влиянием родителей и других близких ему людей. Также большое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, кинематограф и т.п.
Ценностная система подвергается развитию и изменению и в зрелом возрасте. Большую роль в этом играет организационное окружение. Во многих организациях, где серьезно думают о гармонии ценностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания этих двух систем ценностей уделяется серьезное внимание. В частности, проводится большая работа по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым она следует.
Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации -- индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей. Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний, к которым следует стремиться. Также ценности можно определить, как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни.
«Гуманистические основы культуры связаны с укреплением таких социально значимых ценностей, как исторический оптимизм, активность в достижении цели, гражданственность. Эти ценности стимулируют у членов общества развитие социальной активности. Однако они поддерживают лишь те её формы, которые не препятствуют подобным проявлениям у других людей, а также не оказывают прямого негативного влияния на среду обитания человека».
«В совместной деятельности людей закрепляются и реализуются культурно значимые формы социальной деятельности и взаимодействия людей, социокультурной практики. Кроме того, результаты деятельности, предпочтений и оценок одних общностей имеют нетождественные социально - культурные последствия как для них самих, так и для представителей других общностей».
Например, деятельность архитекторов, дизайнеров, строителей меняет жизненные условия жителей городов и сёл и т.п. Опыт такого рода является источником культурного многообразия и подвижности.
В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов. культурный ценность традиция общество
Таким образом, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.