ИНК в социально-политической структуре Индии




Внутренняя политика правительства ИНК в независимой Индии.

НОД в Индии не имело достаточно прочной идеологической основы и четкого социально-экономического содержания - идеи освободительной борьбы были пропитаны индуистскими представлениями и социально-утопическими взглядами гандизма. Поэтому после завоевания независимости образовался идеологический вакуум в вопросе о направлении и методах социально-экономического развития.

Объединяющей ИНК политической фигурой был Д. Неру, не избежавший влияния на себя социалистической идеи. Результатом этого влияния стал "конституционный конфликт": в "Директивных Принципах" (преамбуле) Конституции Индии 1950 г. содержатся положения о необходимости ликвидации эксплуатации человека человеком и превращения средств производства в общественную собственность, в то время как в разделе "Основные права" законодательно утверждается священное право частной собственности. Такая двойственность Конституции отражает двойственный характер не столько самого Д. Неру, сколько индийской национальной буржуазии, заинтересованной в удовлетворении не только классовых интересов, но и в решении общенациональных проблем.

С учетом национальной специфики и степени социально-экономической отсталости страны Д. Неру полагал: "Индия не может идти западным путем (классического капиталистического развития), т. к. не располагает 100-150 годами времени для этого - в таком случае мы просто погибнем". Исходя из этой посылки ИНК было принято решение о строительстве в Индии "общества социалистического образца" (под социализмом подразумевался госсектор и госрегулирование в экономике - не вопреки, а впридачу к частнобуржуазному сектору).

Привлекательная программа ИНК социально-экономических преобразований в городе и деревне вызвала "революцию растущих ожиданий" населения, способствующую повышению авторитета Партии.
На практике развитие Индии пошло не в том направлении, в каком предполагал Д. Неру: - госсектору не удалось потеснить частный сектор в экономике в целом и в дополнение к существовавшим в стране экономическим проблемам присовокупились новые проблемы форсированного госкапиталистического развития.

Со смертью Неру в 1964 г. вырвались наружу как недовольство социальных слоев, пострадавших от реформистского курса ИНК (феодально-помещичий класс), так и противоречия развития современного сектора:

- революция растущих ожиданий сменилась революцией обманутых надежд в связи с тем, что создание в стране основ современной индустрии не могло привести автоматически в короткий срок к повышению жизненного уровня большинства населения;

возникли диспропорции между с/х и промышленностью; усилились внутрибуржуазные противоречия, поскольку от государственной поддержки более всего выигрывали монополии и кустарное производство, в то время как средняя и местная национальная буржуазия чувствовала себя ущемленной; выявились пороки госсектора, который, по мнению многих внутри и вне Конгресса уже был стране не нужен.

В сложившихся условиях в руководстве ИНК происходит раскол по принципиальным вопросам социально-экономической политики и ряд ветеранов Партии со своими сторонниками покидают ее ряды (М. Десай). Начинается процесс складывания правобуржуазной оппозиции "курсу Неру", которому оставался верным ИНК. Перед лицом усиливающейся оппозиции и в связи с индо-пакистанскими войнами 1965 г. и 1970 г. правительство ИНК замедляет темпы реформирования экономики.


Возвратившийся к власти в 1979 г. ИНК находится в более сложных по сравнению с предыдущим этапом своего правления условиях. В эти годы происходит обострение социально-политической обстановки (широкое использование методов политического терроризма сикхскими, мусульманскими, а затем и индусскими экстремистами, убийство Индиры и Раджива Ганди, превращение проблем отделения Пенджаба и Кашмира в постоянный фактор политической жизни страны). В этой ситуации ИНК пошел на некоторую корректировку экономической политики в пользу поощрения мелкого производства для расширения социальной базы режима.

Парадоксальность истории ИНК заключается в том, что в эпоху независимого развития страны от него постоянно откалывались правые фракции и элементы, но это не сопровождалось полевением Конгресса. В настоящее время умеренно-буржуазный ИНК представляет интересы кулачества в деревне, работников госсектора и госаппарата в городе, а также крупного капитала индийских монополий, заинтересованных в сохранении единства Индии как крупного рынка сбыта своей продукции.

Аграрная политика Индии

Реформирование сельского хозяйства страны было первоочередной задачей, вставшей перед Правительством ИНК. На различных этапах модернизации деревни применялись различные методы. В к. 40 - нач. 50 гг. в качестве метода определенной разрядки социальной напряженности в крестьянской среде были инспирированы движения " бхудан" и "грамдан " (дарение земли ее крупными владельцами и пожертвование земли деревенской общиной). Передача в ходе этих кампаний более 5 млн. га худших земель безземельным крестьянам могла в лучшем случае стать временным социальным громоотводом.

За годы независимого развития объем с/х производства удвоился, но при этом и население выросло вдвое (к XXI веку численность населения Индии ожидается в 975 млн. чел.) По статистике производство зерновых на душу в день увеличилось, однако за этим среднедушевым показателем скрывается сохранение полуголодного существования большинства населения, т. к. увеличением валовых сборов смогла воспользоваться только деревенская элита и обеспеченные городские слои.

Удельный вес с/х в экономике страны за годы независимого развития сократился с 65% до 45% параллельно соответствующему росту доли промышленности в народном хозяйстве. Однако доля крестьянства в населении страны при этом уменьшилась незначительно (с 85% до 75%).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: