Основные направления работы службы занятости




(на примере центров занятости населения Владимирской области)

За почти двадцатилетнюю историю российская служба занятости населения накопила большой арсенал средств решения проблем безработицы. Работа осуществляется по различным направлениям.

В целях обеспечения временной занятости граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, а также безработных граждан органы службы занятости проводят организацию общественных работ, под которыми, в соответствии со ст. 24 Закона «О занятости населения в РФ» понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Упомянем, что прием на работу, оплата труда, а также обязательное социальное страхование граждан, выразивших желание участвовать в общественных работах, организуемых службой занятости, осуществляются в соответствии с действующим законодательством и не отличаются от правил, установленных для граждан, трудоустраивающихся на постоянную или временную работу.

В 1997 году была принято Постановление Правительства РФ, утвердившее Положение об организации общественных работ. Данный документ дает список сфер экономической деятельности, рекомендуемых для организации в них данного вида работ. Среди них:

строительство автомобильных дорог, их ремонт, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

проведение сельскохозяйственных работ, работ в лесном хозяйстве;

строительство жилья, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, заповедных зон;

обслуживание пассажирского транспорта, работа в организациях связи;

эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

озеленение и благоустройство территорий;

уход за престарелыми, инвалидами и больными;

обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.) и другие.

Центры занятости населения для осуществления своей функции по организации общественных работ заключают соответствующие договоры с работодателями.

Не допускается организация общественных работ в той сфере, которая связана с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Если анализировать деятельность центров занятости населения Владимирской области в данном направлении, то, прежде всего, необходимо проследить показатель численности граждан, принимавших участие в общественных работах (рис. 10).

Рис. 10. Численность граждан, принимавших участие в общественных работах, организуемых центрами занятости Владимирской области в 1993-2008гг.

 

Поясняя рисунок, добавим, что нами не приводится соответствующий показатель за 1991 и 1992 гг., причиной чего является отсутствие в тот период централизованного учета итогов работы органов службы занятости в рассматриваемом направлении.

Для формирования банка данных оплачиваемых общественных работ, сотрудники центров занятости области регулярно посещают предприятия и организации соответствующего муниципального формирования, при этом обращается внимание руководителей на возможность организации общественных работ на их предприятии, разъясняются предоставляемые работникам льготы. Так, гражданин, выразивший желание участвовать в данной программе, имеет право на получение материальной поддержки, размер которой в среднем составляет около 1,5 тыс. рублей, на получение заработной платы у работодателя, кроме того, некоторым категориям безработных сохраняется право на получение пособия по безработице. Это позволяет повысить интерес граждан к вакансиям, выполнение работ при трудоустройстве на которые является важным для развития инфраструктуры муниципального образования, при этом оплата труда здесь является невысокой (как правило, это минимальный размер оплаты труда). В целях информирования большинству руководителей крупных и средних предприятий также направляются письма с предложением сотрудничества.

Ориентация граждан на участие в общественных работах, как правило, начинается с первичного приема. Диапазон общественных работ, предлагаемых безработным, достаточно широк и включает подсобные работы при строительстве и ремонте жилья и объектов социально-культурного назначения; уборку улиц, благоустройство и озеленение территории города и предприятий; обеспечение оздоровления и отдыха детей; обслуживание зон отдыха населения; подсобные работы на предприятиях; руководство бригадами несовершеннолетних граждан на временных работах; работа на предприятиях и организациях с применением профессионального труда и т.д.

Если приводить примеры, то безработные, состоящие на учете в государственном учреждении «Центр занятости населения города Мурома», ежегодно приводят в порядок территорию города, сажают цветы и кустарники (что для Мурома является важнейшими видами деятельности по причине того, что город входит в Золотое кольцо России и является объектом интереса туристов), ведут ремонтно-строительные работы на предприятиях округа, работают руководителями бригад подростков, трудоустраиваемых в период каникул, помогают сельхозпредприятиям в посадке и уборке овощей, трудятся на предприятиях по своим профессиям. Так, профессиональными видами общественных работ, организуемых в округе Муром и Муромском районе, является труд социального работника, делопроизводителя, швеи, столяра, бухгалтера, водителя, кондуктора, штукатура-маляра и др.

Как нам кажется, организация общественных работ – важнейшее направление деятельности службы занятости, позволяющее лицам, потерявшим работу, на время ее поиска получить временную занятость, которая позволяет, с одной стороны, легально обеспечить себе дополнительный доход, а другой – поддерживать мотивацию к труду и не снижать уровень активности на рынке труда. Важность рассматриваемого направления возрастает многократно в условиях социально-экономического кризиса. Так, за 9 месяцев 2009 года центрами занятости области на общественные работы было трудоустроено 5060 чел., из которых 3833 чел. – это граждане, признанные в установленном порядке безработными.

Другим направлением деятельности, осуществляемом органами службы занятости, является профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, которые становятся незаменимыми в условиях, когда гражданин, вставший на учет в органах службы занятости, не имеет профессии (специальности); когда безработному невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у него необходимой профессиональной квалификации; когда необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; когда гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан проходит на базе образовательных учреждений профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях предприятий. Для организации обучения центры занятости населения заключают договоры с учебными заведениями.

Российский законодатель выделил ряд категорий безработных граждан, которые имеют право пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в приоритетном порядке, среди них:

граждане, имеющие инвалидность,

граждане по истечении шести месяцев с того периода, когда они были признаны безработными,

граждане, уволенные с военной службы,

супруги военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,

выпускники общеобразовательных учреждений,

граждане, впервые ищущие работу, никогда не работавшие и не имеющие профессии.

Основным требованием, предъявляемым к центрам занятости, осуществляющим данный вид деятельности, является соответствие профессий и специальностей, по которым проводится обучение безработных граждан, потребностям рынков труда муниципальных образований. Особо приветствуется заключение трехсторонних договоров между органами службы занятости, безработными и работодателями, в соответствии с которыми последние обязуются принять на работу граждан, профессиональное обучение которых организует и оплатит центр занятости.

Если продолжать анализ показателей деятельности центров занятости изучаемого субъекта, то проследим динамику численности граждан, направленных на обучение (рис.11).

Рис. 11 Численность безработных граждан, направленных на обучение органами службы занятости Владимирской области в 1992-2008гг.

Добавим, что первые безработные, вставшие на учет в центры занятости области, были направлены на профессиональное обучение в 1992 году. Это объясняет отсутствие на представленном рисунке показателя за 1991 год.

Профессиональное обучение - важнейшее направление деятельности службы, незаменимое в условиях несоответствия профессиональной структуры состоящих на учете граждан заявленным потребностям работодателей. Не снижается его значение и в условиях социально-экономического кризиса, когда у уволенных из организаций и впоследствии вставших на учет в органы службы занятости граждан появляется возможность получить профессию или повысить квалификацию, что позволит им быстро найти новую работу или даже вернутся на свое предприятие на другую должность.

Во время подготовки, переподготовки и повышении квалификации органами службы занятости обучающемуся выплачивается стипендия в размере не ниже установленного ему пособия по безработице, что позволяет получать хотя бы минимальный доход. Кроме того, во время обучения безработный становится занятым (он ежедневно обязан посещать занятия), что также улучшает его психоэмоциональное состояние, положение в семье, которая уже не воспринимает его как бездельника и тунеядца.

Если анализировать опыт работы службы занятости Владимирской области, следует привести показатель безработных граждан, направленных на профессиональное обучение в период с 1января по 30 сентября 2009 года, который составил 4840 человек. Как мы видим из рис. 11, больше данного показателя был только показатель 1995 года, когда в распоряжении службы занятости были средства государственного Фонда занятости населения и не было особых ограничений, которые были введены со временем и отразились на работе службы. Одновременно, можно прогнозировать рост показателя до конца года.

Далее заметим, что наиболее востребованные на региональном рынке труда профессии, по которым проводится обучение безработных граждан – это продавец, электрогазосварщик, токарь, станочник, маляр-штукатур, столяр, оператор котельной, каменщик, слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования, повар и др. Уровень квалификации, присваиваемой обучившимся 2 – 5 разряды.

Кроме того, в области проводится обучение предпринимательской деятельности и под самозанятость: среди получаемых гражданами профессий в данном направлении следует назвать портного, менеджера малого и среднего бизнеса, парикмахера, маникюршу и т.п.

Среди других профессий, возможность получения которых предоставляется органами по вопросам занятости области, следует назвать машиниста мостового крана, машиниста автомобильного крана, водителя категорий С, Д, Е, тракториста, станочника деревообрабатывающих станков, стропальщика. Регулярно проводится обучение граждан компьютерной грамотности, в рамках которого создаются группы специально для граждан, имеющих инвалидность, желающих получить такие навыки; обучение данной категории проводится при условии отсутствия у них медицинских противопоказаний, для чего анализируются индивидуальный программы реабилитации, выданные государственными органами медико-социальной экспертизы. Отдельно организуются курсы, обучающие бухгалтеров, не имеющих навыков работы на компьютере, работе в программе «1:S – бухгалтерия».

Еще одно направление в развитии профессиональной подготовки и переподготовки безработных – обучение граждан новым, востребованным на региональном рынке труда профессиям: так, в 2009 году центры занятости области организовывали подготовку по профессиям «бармен», «дизайнер интерьера», «дробильщик-размольщик сырья», «засыпщик шихты», «контролер стекольного производства», «мастер ЖКХ», «монтажник наружных трубопроводов», «официант», «плавильщик металла и сплавов» и др.

Следует отметить достаточно острую проблему, не являющейся спецификой только Владимирской области, но и большинства регионов России – большое количество желающих пройти профессиональной обучение по направлению службы занятости среди выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Среди причин сложившейся ситуации в области следует назвать:

невостребованность профессии на региональном рынке труда: к примеру, секретарь-референт, художник росписи по дереву, менеджер (как со средним профессиональным образованием, так и с высшим);

перепроизводство специалистов: например, медицинская сестра, бухгалтер (со средним профессиональным образованием), экономист (с высшим образованием);

низкая заработная плата: например, специалист по социальной работе, инженер-конструктор, радиоинженер и др. выпускники учреждений высшего профессионального образования;

невысокое качество полученного образования: некоторые выпускники начальных профессиональных учебных заведений, имеющих профессию секретаря-референта говорили об отсутствии дисциплин, обучающих навыкам работе на компьютерах; о недостатке практики по специальности отмечали слесари по ремонту автомобилей и т.д.

Среди других отрицательных тенденций следует назвать расхождение показателей направленных на обучение и завершивших его, для иллюстрации чего соотнесем данные показатели центров занятости населения области за период с 2002 по 2008 год (рис. 12).

Рис. 12 Соотношение численности безработных граждан, направленных центрами занятости Владимирской области на профессиональное обучение и завершивших его в 2002-2008гг.

 

Заметим, что нами умышленно был взят период с 2002 года, поскольку в 2001 году был ликвидирован государственный Фонд занятости населения, из средств которого финансировалась вся деятельность органов службы занятости. Переход в 2002 году на систему финансирования мероприятий, проводимых центрами занятости, из средств федерального бюджета, обусловил запрет на организацию так называемых «переходящих» групп, которые начинают обучение в одном году, а заканчивают в следующем. Этим объясняется превышение численности завершивших обучение над численностью направленных на него в 2002 году. В целом из рисунка хорошо видно, что ежегодно данные показатели расходятся, что означает окончание гражданами обучения до его полного завершения.

Среди причин досрочного завершения можно назвать как уважительные (трудоустройство, семейные обстоятельства, ухудшение здоровья гражданина), так и неуважительные (систематические прогулы, неуспеваемость граждан, нежелание в дальнейшем продолжать обучение). Сравнивать показатели направленных на обучение и завершивших его за период девяти месяцев 2009 года не имеет смысла, т.к. многие из лиц, начавших его в третьем квартале, закончат в конце текущего года.

Другими направлениями деятельности государственной службы занятости населения являются предоставление гражданам услуг по профессиональной ориентации, социальной адаптации, психологической поддержке клиентам центров занятости. Отличительными особенностями этих услуг является то, что в данном случае не требуется финансовое обеспечение в каждом конкретном случае. Это обуславливает независимость показателей работы от средств федерального бюджета, выделенных на данные направления. Безусловно, это несколько облегчает работу специалистов службы занятости, однако не позволяет назвать обозначенные услуги второстепенными.

Как уже упоминалось выше, в настоящее время предоставления этих трех услуг значительно осложнено утверждением административных регламентов, в которых прописано даже количество времени выведения напечатанных специалистами заключений о предоставлении услуги на принтер. О негативном опыте работы в условиях действия регламентов говорили сотрудники центров занятости в рамках проведенного автором экспертного интервью, результаты которого анализировались во втором параграфе данной главы.

Приводя конкретные цифры, следует проследить численность предоставляемых ежегодно услуг в центрах занятости Владимирской области.

Таблица 5

Предоставление услуг по профориентации, социальной адаптации и психологической поддержке, оказанных центрами занятости Владимирской области в 1995-2009гг.

 

Годы Оказано услуг по профориентации Оказано услуг по психологической поддержке Оказано услуг по социальной адаптации
      не было учета
      не было учета
      не было учета
      не было учета
      не было учета
       
       
       
       
       
       
       
       
    нет сведений нет сведений
9 месяцев 2009   нет сведений нет сведений

 

Данные по предоставлению услуг по социальной адаптации и психологической поддержке в 2008 году не сведены в общие отчетные формы, не были они размещены и на официальном сайте Департамента по труду администрации Владимирской области. Законодатель ограничивает возможность получения услуг по социальной адаптации и психологической поддержке: они доступны только для граждан, которые признаны в установленном порядке безработными. В отличие от них профориентационные услуги может получить любой, обратившийся в центр занятости, предъявив при этом паспорт (документ его заменяющий) и заявление, заполненное по форме.

Проведение профориентационной работы в центрах занятости области осуществляется дифференцированно в зависимости от категории, квалификации, возраста, психологического состояния граждан. Как видно из таблицы 4, данное направление – достаточно массовое в отличие от двух других.

Служба занятости накопила различные методики проведения профориентационной работы: услуги предоставляются как по индивидуальной форме, так и в группах. По виду предоставляемых услуг профориентация осуществляется в виде профинформации, профконсультации, профотбора, профподбора и других видов. Менее длительным, а потому самым массовым видом из перечисленных является профинформирование, когда человек, обратившийся за услугой, получает информацию о рынке труда, услугах предоставляемых центром занятости, о порядке их получения и др.

Во время профконсультации дается более обширная информация, клиент, обратившийся за услугой может пройти тестирование с целью выбора профессии, сферы деятельности или варианта профессионального обучения, рекомендуемые профессии подбираются с учетом профессиональных навыков обратившихся.

Важнейшее направление профориентационной деятельности – консультации, предоставляемый специалистами центров занятости учащимся 1) школ – в целях выбора будущей профессии, 2) начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений – по способам поиска работы. Однако это направление зачастую подвергается критике со стороны вышестоящих органов, т.к. существует негласное правило, что доля безработных в общем количестве получивших услугу должна составлять не менее 80 %.

По нашему мнению, именно данное направление следует развивать, недопустимым видится подобная критика: от того, как будут сориентированы школьники на выбор будущей профессии в конечном итоге зависит, какова будет конъюктура рынка труда через 3-5 лет. Замечания о том, что профориентационная работа в школах – задача педагогов, необоснованны: учителя не могут владеть столь же полной информацией о рынке труда и правилах выбора профессии, насколько ей владеют сотрудники службы занятости. Анализ опыта работы центра занятости города Мурома показал, что в данном муниципальном образовании сложилась практика: ежегодно профессиональными консультациями специалистов службы занятости охватываются школьники 9 и 11 классов всех школ города и некоторых школ района. Более того, ежегодно проводятся «недели профориентации», о чем центр занятости заключает договор с Управлением образования округа Муром. Безусловно, то количество школьников, которые получают данную услугу, намного превышает допустимую норму, поэтому сотрудники службы занятости оформляют получение услуги только незначительной части школьников. Таким образом, профконсультанты выполняют работу которая занимает много времени, но нигде не отражается.

Другое направление профориентации – превентивные консультации гражданам, высвобождаемым с предприятий муниципального образования, когда специалисты соответствующего центра занятости выезжают в конкретную организацию.

Также выездные мероприятия по профориентации проводятся для сельских жителей: ежегодно групповые консультации «Служба занятости - сельским жителям» организуются в различных населенных пунктах районов области.

Групповые занятия по профориентации проводятся также с непосредственными клиентами в самих центрах занятости: успешны такие консультации с длительно состоящими на учете в ЦЗН клиентами. Большое внимание традиционно уделяется профориентации молодежи, она осуществляется в индивидуальной и групповой формах: организуются видеолектории по теме «Рабочие профессии и современный рынок труда», групповые консультации «Искусство трудоустройства», «Активная позиция на рынке труда» и др. Среди категорий безработных граждан, которые по возможности полностью охватываются профориентационными услугами, следует упомянуть инвалидов; несовершеннолетних граждан; граждан, не имеющих профессии; граждан, освобожденных из мест лишения свободы; уволенных с военной службы и др.

При оказании психологической поддержки также используются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Среди групповых форм основная масса - тренинги повышения мотивации к обучению, проводимые с безработными гражданами, направляемыми на профобучение. Однако проводятся и другие: к примеру, тренинг «Самопрезентация и женский имидж - путь к успеху». В процессе работы сотрудники применяют гибкие планы, в которые вносятся изменения с учетом общеобразовательного и профессионального уровня граждан, получающих психологическую поддержку, их индивидуальных качеств и потребностей.

В центрах занятости области широко применяется метод «обратной связи», при котором изучение отзывов клиентов, получивших психологическую поддержку, способствует качественному проведению тренингов впоследствии.

Говоря о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации, заметим, что в связи принятием административного регламента (о котором говорилось в первом параграфе данной главы) в настоящее время проходит бурное развитие и расширение услуги. В основном она предоставляется с использованием групповых форм работы - занятий по программе «Новый старт», в Клубе ищущих работу, кроме того, по заявлению безработных граждан, услуга может быть получена по индивидуальной форме.

Клуб ищущих работу проводится в течение 4 дней (20 часов). В зависимости от категории безработных клубы бывают различных видов: к примеру, молодежь может пройти курс «Твоя карьера»; для смешанных групп используется «Мастерская поиска работы»; подростки, выпускники школ посещают занятия «Выбирая работу»; лица, имеющие какое-либо профессиональное образование, участвуют в клубе «Формула успешного трудоустройства»; длительно неработающие посещают занятия «Пять шагов навстречу работе» и т.д.

В целях совершенствования форм и методов предоставления государственной услуги используются разнообразные приемы обучения. Хороший эффект дают дискуссии, беседы, мини-лекции, индивидуальная работа, игры, упражнения. Максимальное эмоциональное вовлечение участников в ход занятий достигается за счет проведения ролевых игр «Собеседование с начальником отдела кадров», «Разговор по телефону с работодателем», во время которых создаются благоприятные условия для развития практических навыков поиска работы. Хороший эффект дает метод работы в парах. Закреплению материала способствует просмотр видеофильма «Азбука трудоустройства», инициатором и участником создания которого является автор работы.

Слушатели клуба имеют возможность пройти компьютерное тестирование по диагностическим методикам: дифференциально-диагностический опросник, карта интересов, опросник профессиональной готовности и другим. При проведении занятий с подростками, молодежью особое внимание уделяется темам «Как выбрать профессию?», «Учебные заведения города, региона и т.д.», «Профессии, пользующиеся спросом на рынке труда».

Интересным моментом является то, что в центрах занятости области существует практика приглашения на занятия начальников отделов кадров для участия в ролевой игре «Собеседование с работодателем» и отбора кандидатов на вакантные места.

Как и Клуб ищущих работу программа «Новый старт» проводится 4 дня (20 часов). Данная форма оказания услуги по социальной адаптации применяется в работе с наиболее сложными категориями клиентов. В группы записывались клиенты, малоперспективные с точки зрения трудоустройства, у большинства из них низкий уровень мотивации к труду, невысокая квалификация, отсутствуют навыки поиска работы, имелись профессии, не пользующиеся спросом на рынке труда. Так, инвалиды обучаются на занятиях «Обрети уверенность» либо «Открытие ресурса», длительно неработающие женщины – «Стартуем снова».

Основное отличие от Клуба ищущих работу состоит в том, что особое внимание в ходе обучения уделяется психологическим проблемам и трудностям, которые возникают у клиентов при устройстве на работу. С такими гражданами проводится работа по повышению мотивации к труду, снятию негативных эмоций. В целях достижения наибольшего эффекта отработка негативных эмоциональных состояний осуществляется индивидуально.

В проведении занятий, как правило, принимают участие врач-реабилитолог соответствующего подразделения государственных органов медико-социальной экспертизы (для инвалидов), а также начальники отделов кадров.

Практикуется выдача ежедневного домашнего задания, направленного на улучшение эмоционального состояния и повышение коммуникабельности. В программу занятий зачастую включается релаксационный видео сеанс с показом различных фильмов (к примеру, это могут быть «Мелодии леса», «Мелодии моря», «Полет в космосе» и т.д.).

Участникам занятий могут выдаваться разработанные центрами занятости буклеты: например, «Собеседование с работодателем», «Как преодолеть кризисную ситуацию», «Активный поиск работы. Шаги к успеху» и другие.

Как и в случае предоставления услуги по психологической поддержке по окончании занятий проводится опрос граждан, получивших услугу по социальной адаптации: выявляется степень удовлетворенности качеством и результатами ее предоставления.

Кроме обозначенных направлений деятельности органы по вопросам занятости осуществляют некоторые другие виды помощи, среди которых организация: ярмарок вакантных и учебных мест; временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы; временного трудоустройства граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые; информирования граждан о состоянии рынка труда, а также содействие самозанятости безработных граждан и др.

В связи с ситуацией, отягощенной социально-экономическим кризисом, органы исполнительной власти стали стимулировать проведение регионами дополнительных антикризисных мероприятий, способствующих снижению напряженности на рынке труда. 15 января 2009г. вышло Постановление губернатора Владимирской области № 24, утвердившее областную «Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2009 году».

Изучая опыт близлежащих регионов, упомянем, что Постановление Правительства Нижегородской области 14 января 2009г. утвердило областную целевую программу «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2009 году»; в этот же день Правительство Ярославской области выпустило Постановление, утвердившее областную целевую программу «Обеспечение мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ярославской области»; также в январе 2009 года была утверждена долгосрочная целевая программа «О дополнительных мерах по стабилизации ситуации на рынке труда Рязанской области в 2009 году». В создании подобных региональных программ участвовали практически все регионы страны.

Анализ областных программ показал, что центрам занятости регионов в 2009 году поручено выполнение следующих видов антикризисных мероприятий:

1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

2. Организация общественных работ на предприятиях и социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан.

3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

4. Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.

Все виды мероприятий запланированы во Владимирской и Нижегородской областях, программы Ярославской и Рязанской областей не содержат четвертого направления.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств различных источников, основными их которых в рассматриваемых регионах являются областной бюджет и федеральный бюджет, средства которого предоставляются в виде субсидий бюджету Владимирской области. Размеры данных субсидий примерно сопоставимы: к примеру, было запланировано предоставить 307284,8 тыс.[1] Владимирской области и 337465,33 тыс.[2] - Нижегородской.

Следует отметить, что из четырех упомянутых нами региональных органов службы занятости регулярные обновления сведений о реализации программы на своем официальном сайте проводит только Департамент по труду и занятости Владимирской области, который по состоянию на 20 октября 2009г. приводит следующие данные:

- с начала года было заключено 207 договоров с 22 предприятиями об организации опережающего профессионального обучения 2742 работников, находящихся под угрозой увольнения;

- заключено 338 договоров с работодателями о совместной деятельности по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. В рамках заключенных договоров организована временная занятость 31853 чел., в т.ч. 29306 работников из числа находящихся под угрозой увольнения. Более половины работников, предупрежденных о предстоящем высвобождении, либо находящихся в режиме простоя или неполного рабочего времени, участвуют в программе временного трудоустройства;

- заключено 40 договоров с работодателями о совместной деятельности по организации стажировки выпускников в целях приобретения опыта работы. В настоящее время 225 безработных из числа молодых специалистов стажируются на предприятиях городов Владимир, Вязники, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Камешково, Киржач, Кольчугино, Ковров, Меленки, Муром, Петушки, Собинка, Судогда, Юрьев-Польский, поселка Красная Горбатка;

- оказана финансовая помощь 391 безработным гражданам на развитие предпринимательской инициативы и организацию самозанятости.

Фактические затраты на реализацию Программы на приводимую дату составили 207 млн. руб.[3]

 


[1] Постановление губернатора Владимирской области «Об областной программе мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2009 году» от 15.01.2009г. № 24.

[2] Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении целевой программы «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2009 году» от 14.01.2009г. № 2.

[3] Сведения о реализации областной Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2009г.: сайт Департамента по труду и занятости Владимирской области [Электронный ресурс]. URL: www.vladimir.regiontrud.ru/portal. (дата обращения: 27.10.2009).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: