Методическая разработка
Образовательной ситуации
В средней группе
Тема: «Осень золотая»
Номинация: «Экологическое воспитание».
Воспитатель: Батыцкая Светлана Николаевна.
2017 г.
Осеннее путешествие по экологической тропе.
«Золотая осень»
Средняя группа.
Цель: продолжить наблюдение за объектами экологической тропы в период поздней осени. Развивать мыслительную деятельность, память, наблюдательность.
Задачи:
ü обобщить первичное представление об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи);
ü способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях; особенности строения и части деревьев (корень, ствол, ветки), развивать умение различать деревья по листьям;
ü Формировать умение называть характерные особенности разных деревьев.
ü формировать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.
ü Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных.
ü Развивать наблюдательность, способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать.
ü Воспитывать желание заботиться о природе, беречь её;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: Наблюдение за объектами экологической тропы в период золотой осени. Чтение произведений о деревьях, загадывание загадок.
Рассматривание фотоальбома с фотографиями объектов экологической тропы в летний, осенний периоды.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель с детьми выходят на улицу,
- Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей «экологическойтропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?
|
Дети: Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.
Воспитатель: Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?
Дети: Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.
Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что же делать?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?
Дети: старичок Лесовичок – хозяин экологической тропинки.
Воспитатель: Поздоровайтесь с ним.Лесовичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, что нам пишут?
Воспитатель читает письмо:
«Деревья, как в лесу,
у нас на участке есть,
Можно к ним прислониться,
Можно под ними присесть.
В тихий час они шелестят листвой,
Охраняют наших детей покой».
А какие же деревья у нас здесь есть, вы узнаете, когда пройдете по маршруту карты».
Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?
- Ребята, давайте посмотрим по карте куда нам надо идти.(Определяют маршрут)
(Дети подходят к каштану).
Воспитатель: Кто знает, как называется это дерево?
Хором: каштан.
- А что вы знаете о каштане?(ответы детей).
Воспитатель: Каштан – дерево, достигающее 30 метров в высоту, с красивой раскидистой кроной. Листья деревца расположены в разном направлении, на имеющихся длинных черешках у них еще есть и сидячие листочки в количестве 7 штук. Эти листочки короткие и имеют зубчики.Цветы у каштана бледно-розовые или белые. Плоды каштана – округлые зеленые шиповатые коробочки, которые в период созревания раскрываются на 3 створки,и на землю падают орехи. Внутри плодов имеется несколько семян.
|
- А теперь послушайте загадку:
«Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы». (Калина)
— Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе калину (подходят к калине)
- Как вы догадались, что это калина? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки калины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков. Какого они цвета? Почему они такие?
Осенью на калине висят красные гроздья ягод, так называются плоды калины.Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Назовите калину ласково (калинушка, красавица калинушка, кудрявая).
— Похожа калина на каштан?Чем она отличается? (У каштана толстый свол,ветки, - это дерево, а у калины много не очень толстых веток, и они растут кустом.Это кустарник)
- Верно путь вы угадали,
Прямо к цели мы попали.
Вы к березоньке спешите,
На нее вы посмотрите.
Дети, а как вы узнали, что это берёза? (Ответы детей). Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета?
- Эта модница лесная,
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
|
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит, - золотистый плащ шуршит.
Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит! У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.
Воспитатель:
Разноцветный парк, разноцветный сад.
Листопад начался! Начался листопад!
Под ногами у ребят,
Листья весело шуршат!
Воспитатель:
«На березку посмотрите и в лес вы превратитесь.
Ветки выше поднимайте (Дети поднимают руки)
Их под ветром покачайте (Наклоняются влево-вправо)
Как скажу вам 1, 2, 3
Так к березке ты беги (Все бегут к березке).
Воспитатель: Слышите, как шуршат листочки под ногами. Давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково.
Воспитатель: Посмотрите ребята и скажите, какая сегодня погода? (пасмурная) Да действительно. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (грустное, печальное).
— Чтобы у нас с вами не было плохого настроения, предлагаю всем встать в круг, улыбнуться, поприветствовать друг друга и ласково пожать руки. Скажем друг другу добрый день. Какое у вас теперь настроение? (Хорошее, веселое, жизнерадостное)
— Видите, даже в такой холодный день, стало теплее и радостнее от ваших улыбок. А теперь идем дальше.
-Мы с вами пришли к метеостанции.
-Скажите, какое сейчас время года? (осень). Как вы догадались, по каким признакам? (Дни стали короче, прохладнее, дожди идут чаще, листья и трава желтеют, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).
— Ребята, каждое утро мы ждем по радио или по телевидению прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. А в старину русские люди угадывали погоду по приметам, для этого они наблюдали за растениями, животными, птицами и облаками.
Вы видели, как кошки сворачиваются клубочком и прячут нос? Так вот, они это делают перед холодами. И раньше словом «погода» называли только солнечную погоду. А дождливую — называли непогодой.
— А сейчас мы с вами посмотрим, как определяют погоду.
Термометр — это прибор для измерения температуры воздуха (предложить детям определить температуру воздуха).
— Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Скажите, дует сегодня ветер или нет? Как вы это определили? (Дети высказывают своё мнение)
А стрелка флюгера всегда показывает одно направление? (Нет) Да, поворачиваясь, она помогает определять направление ветра. Дует он с севера или с юга, тёплый или холодный. Мы с вами сами можем сделать ветер.
— Подуйте на руку. Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ветер) Да, ветер – это движение воздуха. Ветер может нам помогать, а может и вредить. Почему ветер — это хорошо? (ответы детей)
А почему плохо? (ответы детей)
Физминутка.
В лесу было тихо, деревья дремали (подняться на носки, руки поднять вверх )
Вот ветер подул и они застонали (движения руками из стороны в сторону),
Безжалостно ветер ломал их порой (руки вытянуть, наклоны вправо и влево)
Под дерево сели ребята гурьбой (присели)
Дождались, чтоб стихло ненастье
И снова, как прежде, стоит тишина
Спасибо за солнце и счастье.(Встать, поднять руки и покачать ими)
- А сейчас мы с вами определим, сколько осадков выпало вчера. Для этого используем ещё один прибор – дождемер. (Дети определяют количество выпавших осадков)
«Дождик лей веселей.
Теплых капель не жалей.
Для лесов и для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап,
Кап-кап, кап-кап».
- Так много вы сегодня узнали. Скажите, почему же листья у деревьев и кустарником опали, а трава пожелтела?