Экономическая теория выполняет методологическую, практическую, познавательную, прогностическую, воспитательную и идеологическую функции.
Методологическая функция экономической теории позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).
Выражением практической функции экономической теории является разработка экономической политики государства. В целом практическая функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.
Познавательная функция экономической теории состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука».
Прогностическая функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития на будущее. Эта функция связана с разработкой перспективных критериев и показателей. Особое значение она имеет при разработке планов и прогнозов развития национальной экономики.
Воспитательная функция экономической теории проявляется в формировании экономического образа мышления.
Также выделяют идеологическую функцию экономической теории, однако надо учитывать, что чрезмерная идеологизация может воспрепятствовать установлению объективных законов экономического развития.
|
Вопрос 2 Основные направления экономической теории
В числе главных направлений экономической теории выделим три: классическое, марксистское и кейнсианское.
Классическая экономическая теория сложилась в XVIII веке в Англии. Первым ее представителем был Адам Смит. Он родился в Шотландии в семье таможенного чиновника. Образование получил в двух университетах - в Глазго и в Оксфорде — и занимался сначала философией. Затем, чтобы определить, откуда же берется богатство, где его источник, что оно собой представляет, долго работал над этой проблемой. В результате в свет вышел его главный труд "Исследование о природе и причинах богатства народов".
Научные исследования в этом направлении продолжил Давид Рикардо, который в 1817 г. опубликовал научную работу под названием "Начала политической экономии и налогового обложения". Вместе с Адамом Смитом они и представляю классическое направление экономической теории.
Главные результаты классиков, составившие наиболее крупные "бриллианты" экономически теории, сводятся к следующим положениям:
· богатство общества и его стоимость создаются трудом, притом не в какой-то одной сфере деятельности, а трудом как таковым, трудом во всех отраслях хозяйства;
· законом экономической деятельности является закон трудовой стоимости;
· главным побудителем к экономической деятельности служит интерес;
· частный интерес людей (предпринимателей) "невидимой рукой" направляется в русло общих (общественных) интересов, притом этой "рукой" являются независимо, стихийно действующие экономические законы;
|
· главным экономическим законом, невидимо направляющим экономическую деятельность людей и общества, является закон стоимости;
· стоимость товаров лежит в основе доходов - заработной платы, прибыли, процента и ренты;
· между заработной платой и прибылью существует обратно пропорциональная зависимость, которая является естественным экономическим законом.
Именно классическое направление явилось истоком современной экономической теории. Оно выдвинуло такие теоретические требования и положения, которые до сих пор находятся в центре внимания экономической мысли.
Следующим из главных направлений экономической теории следует назвать марксистское. Это направление внесло в арсенал экономической теории признанный вклад. Именно марксистская экономическая мысль обосновала, что содержанием экономической теории является учение о системе социально-экономических отношений между людьми. Кроме этого основные положения марксистского учения можно сформулировать следующим образом:
· создание теории прибавочной стоимости;
· разработка теории прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости;
· разработка теории двойственного характера труда, создающего стоимость, и развитие теории стоимости;
· раскрытие основных закономерностей капиталистического воспроизводства и неизбежности его экономических кризисов.
Еще одним из главных направлений экономической теории признается кейнсианство. Его основоположником является Джон Кейнс — английский экономист, главный труд которого "Общая теория занятости, процента и денег" вышел в свет в 1936 г.
|
Основными идеями кейнсианства являются:
· раскрытие причины кризисных явлений и безработицы в недостаточности "эффективного спроса";
· принцип "эффективного спроса" означает необходимость всемерного увеличения платежеспособного спроса субъектов рынка в условиях системы монопольно высоких цен;
· развитие теории мультипликатора (множительного процесса) в области инвестиций, занятости и дохода;
· создание теории государственного регулирования экономики в условиях утраты действий механизма автоматического рыночного регулирования при несовершенной конкуренции.
Вопрос 3 Метод экономической теории
Любая наука, в том числе и экономика, имеет свою методологию. Методология – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В экономике используются самые различные методы научного познания. Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод, основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким философом Гегелем в научную систему. Для проникновения в сущность экономических процессов и явлений используется метод научной абстракции (от лат, astractio – отвлечение). В экономике используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение; обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и исследование каждой из них. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую, целостную картину. Принято различать позитивный и нормативный анализы (иногда говорят о позитивной и нормативной экономических теориях). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях. В этом выражении нет никаких оценочных суждений, а есть только констатация факта. Позитивная экономическая теория исследует фактическое состояние экономики. Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или не справедливо, плохо или хорошо, допустимо или не допустимо. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики. Широко используется также индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись другими. Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает установлению и пониманию причинно-следственных зависимостей в экономике. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Экономическая модель не является инструментом для экономических прогнозов. При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но конечно же, не всегда возможно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и устранения выявленных негативных тенденций
Вопрос 4 Потребность как экономическая категория. Закон повышения потребности
Основной целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества.
Потребность - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое как несоответствие между внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия.
Потребности классифицируются:
1) по субъектам - индивидуальные, групповые, коллективные, общественные;
2) по объекту - материальные, духовные, этические, эстетические;
3) по сферам деятельности - потребности труда, общения, отдыха и экономические.
Экономические потребности - это часть человеческих нужд для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей.
Производство прямо влияет на потребности следующим образом:
1. Оно создает конкретные блага и удовлетворяет отдельные нужды, однако эти потребляемые блага ведут к появлению новых запросов.
2. Ускорение научно-технического прогресса обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности.
3. Производство влияет на способы использования благ, формирует бытовую культуру.
В свою очередь экономические потребности оказывают обратное действие на производство:
1. Потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной силой и конкретным ориентиром для созидательной деятельности.
2. Запросы быстро изменяются в количественном н качественном отношении и тем самым намечают новые созидательные цели.
3. Они вызывают поступательное движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени к все более высоким ступеням.
Закон возвышения потребностей гласит: По мере развития общества круг потребностей субъектов расширяется, их структура качественно изменяется в сторону увеличения доли интеллектуальных и социальных потребностей.
Учёный экономист А. Маклоу построил пирамиду потребностей и обосновал закон потребностей в виде пирамиды, которая включает 5 групп.
1. Физиологические потребности, т.е. средства и условия существования субъектов, получаемые естественным и экономическим путём;
2. Потребность безопасности и стабильности, т.е. гарантия найма, страхования, защита и финансовая независимость;
3. Социальные потребности – это принадлежность, к какой либо социальной группе, потребность дополнительных медицинских, юридических услуг и прочее;
Вопрос 5 Экономические ресурсы и факторы производства