Информационные автоматизированные системы медицинского назначения Оренбургской области




Президентом и Правительством Российской Федерации ставятся задачи по кардинальному улучшению здоровья населения, модернизации здравоохранения, внедрению в медицину инновационных решений, в том числе – современных информационных технологий.

В такой информатизированной сфере, как здравоохранение, невозможность объединить фрагменты информации в единое целое и обеспечить к ней доступ специалистов, принимающих важные решения, не может не сказываться на качестве услуг.

Масштабная информатизация медицинских учреждений предусмотрена в рамках проекта «Качество жизни (Здоровье)». В Оренбуржье целенаправленная работа в этом направлении началась в 2009 году.

Внедрение информационных управленческих технологий в областную систему здравоохранения проводилось в рамках областной целевой программы «Диспетчерский центр» на 2009-2011 годы. Главная задача внедряемого в области Диспетчерского центра здравоохранения – улучшение здоровья оренбуржцев благодаря росту качества медицинских услуг.

Диспетчерский центр представляет собой инновационную управленческую платформу, созданную на базе современных инфокоммуникационных технологий. Он позволяет эффективно управлять всеми ресурсами здравоохранения – от кадровых до технических (включая высокотехнологичное медицинское оборудование), от крупного государственного учреждения здравоохранения областного уровня до муниципальной клиники первичного звена в отдаленной территории области.

За основу был взят программный продукт, разработанный специалистами Казани. Будучи региональной системой, Диспетчерский центр функционирует на базе единого центра обработки данных, который располагается в министерстве здравоохранения Оренбургской области. Вся система установлена и действует на серверах министерства, и подключаемые многочисленные учреждения работают с ней через сеть Интернет, по надежно защищенным каналам связи.

Система управления Диспетчерского центра охватывает и автоматизирует ключевые процессы в рамках оказания медицинских услуг и содержит несколько подсистем.

О дна из них – «Обслуживание пациентов» («Электронная регистратура») – автоматизирует процесс записи пациента на прием к врачу поликлиники.

 


 

Использование подсистемы «Обслуживание пациентов» (ИС «ОП») призвано помочь в сокращении физических очередей в ЛПУ и удовлетворении социальных ожиданий населения, а также снятие дополнительных организационных нагрузок с персонала поликлиник.

ИС «ОП» позволяет осуществлять следующие функции через Интернет, из дома или из любого другого удобного для пациента места, в том числе посредством инфомата установленного непосредственно в ЛПУ:

- предварительная запись на прием;

- печать талона амбулаторного посещения (ТАП) и Маршрутного Листа пациента;

- получение информации о графике работы ЛПУ (отображение расписания работы врачей и кабинетов);

- автоматизированная регистрация оказанных услуг с помощью штрих кодов;

- обеспечение обратной связи между ЛПУ и пациентом;

- отображение прайс-листа на платные услуги.

Основой ИС «ОП» является Интернет-портал, позволяющий пациенту осуществить быстрый доступ к информации о графике работы ЛПУ, отдельных кабинетов и врачей.

Задачи по предварительной записи на прием, предоставлению исходной информации о работе медицинского учреждения, предоставлению результатов анализов возложены на ИС «ОП», которая работает в круглосуточном режиме все дни недели. Особенно ИС «ОП» привлекательна для работающих слоев населения, у которых часы работы совпадают с часами работы регистратуры поликлиники. Для них очень важно минимизировать время, потраченное на визит в поликлинику, особенно если этот визит происходит не во время действия больничного листа.

ИС «ОП» может быть доступна не только через Интернет, но и через расположенный в холле поликлиники инфомат. Пациенты получают альтернативный регистратуре вариант записи на прием с использованием штрих-кодов или smart-карт, что приводит к сокращению очередей.

Система предоставляет возможность обратной связи между пациентом и ЛПУ, путем уведомления зарегистрированного пациента о тех или иных изменениях, которые происходят в ЛПУ, например, при изменении графика работы того или иного специалиста, записанный к нему на прием пользователь получает сообщение в удобном для него формате, посредством sms или по электронной почте.

По усмотрению руководства ЛПУ и региона, набор доступных через систему услуг может быть изменен. Например, может быть недоступна предварительная запись на какие-либо услуги.

Ожидания от внедрения

Для пациента:

- экономия времени;

- повышение удовлетворенности сервисом.


 

Для органов управления Здравоохранением Региона:

- организация эффективного взаимодействия ЛПУ с пациентами;

- повышение эффективности управления здравоохранением Региона, за счет online мониторинга оказания услуг.

Для врачей:

- возможность трудиться более результативно, в качественно новой, бесконфликтной, технологичной среде;

- повысить свой социальный престиж и самооценку.

К этой системе с декабря 2010 года подключены 42 государственных и муниципальных лечебных учреждения области, начали работу по приему пациентов 27 учреждений. Теперь пациент имеет возможность самостоятельно через сеть Интернет (с домашнего компьютера либо электронный киоск) записаться на прием к врачу, выбрав дату и время приема. Регистратор поликлиники и врач также пользуются этой системой. Приняв телефонный звонок от пациента, регистратор вносит его в систему, и данные о лечении этого пациента также попадут в единую базу данных.

Что же происходит с пациентом дальше – в том случае, если врач поликлиники, городской больницы либо ЦРБ поставит ему серьезный предварительный диагноз, например, выявит сердечно-сосудистую патологию? Врач – профильный специалист направляет пациента на консультацию в областное лечебное учреждение.

Э тот процесс автоматизируется с помощью другой подсистемы Диспетчерского центра – «Плановая госпитализация».

 

 

Информационная система «Плановая госпитализация» (ИС «ПГ») предназначена для оптимизации планирования этапов лечебно-диагностического процесса в различных ЛПУ в зависимости от их специализации, загрузки и стоимости лечения.

Использование ИС «ПГ» позволяет увеличить доступность медицинской помощи, обеспечить более эффективное использование ресурсов высокотехнологичных медицинских центров (ВТМЦ), повысить качество медицинских услуг.


 

ИС «ПГ» позволяет осуществлять следующие функции:

- планирование и контроль всего процесса лечения;

- формирование электронного листа ожидания;

- электронная запись пациента;

- планирование операций;

- маршрутизация пациента;

- регистрация необходимых для аналитики клинических данных.

ИС «ПГ» предполагает разделение процесса лечения на этапы и распределение этапов между ЛПУ различного уровня, повышая эффективность за счет использования ЛПУ с дорогостоящим лечением только на короткий промежуток времени.

ИС «ПГ» вводит несколько новых, для сферы здравоохранения, понятий и терминов, таких как:

- Кластер — лечебные учреждения разного статуса и уровня, объединенные единой целью (например, кардиологический кластер) — поликлиники, стационары, высокотехнологичные центры и санатории. Все учреждения объединены одной задачей — обеспечить непрерывность технологического процесса лечения до момента выздоровления.

- Регламент лечения — формализованное описание технологической последовательности всех этапов лечения: от первичного осмотра, высокотехнологичной операции, послеоперационного периода; до восстановления и последующего наблюдения. На основании регламентов лечения, введенных в систему, автоматизируется маршрут прохождения пациента по всем учреждениям.

ИС «ПГ» является координирующим звеном между медицинскими учреждениями и пациентами.

При данной схеме работы пациент общается только с ЛПУ по месту жительства. Для направления пациента в ВТМЦ медицинское учреждение первичного звена заполняет и вводит в систему заявку установленной формы при помощи любого доступного средства связи: факс, телефон, электронная почта.

ИС «ПГ» на основании регламентов и стандартных требований к заявкам делает первичное заключение о соответствии заявки — принимает или отклоняет ее для доработки. Но важно то, что пациент уже оказался зарегистрированным в системе и его дальнейший путь легко проследить. При соответствии заявки формальным требованиям, она вводится в систему для бронирования сроков лечения на всех этапах. Результаты рассмотрения доводятся диспетчером ИС «ПГ» до поликлиники и пациента. Диспетчер должен проинформировать пациента о предстоящем этапе лечения, и только после получения согласия от пациента, его данные вводятся в график. В дальнейшем система контролирует исполнение заявок.

Параллельно ведется статистика загрузки ЛПУ. Учитывается возможность ЛПУ провести данный этап, стоимость этапа, удаленность ЛПУ и др.

ИС «ПГ» сводит к минимуму влияние человеческого фактора, и вместе с тем, оставляет за специалистами право на принятие окончательного решения: направление на госпитализацию, решение о проведении операции и т.д.

Ожидания от внедрения

Для пациентов:

- повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи;

- повышение качества обслуживания за счет использования принципа одного окна и централизованного планирования лечения.

Для органов управления Здравоохранением Региона:

- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения Региона;

- организация системного, обоснованного, эффективного взаимодействия учреждений в интересах пациентов.

Для врачей:

- возможность получения дополнительной прибыли за счет обслуживания большего числа пациентов;

- возможность трудиться более результативно в качественно новой, бесконфликтной, технологичной среде.

С помощью IT-технологий врачи первичного звена могут направлять пациентов из территорий области к специалистам трех крупных областных клиник. Эта работа начата с апреля 2010 года.

В отличие от предыдущей подсистемы, уже не пациент, а врач направляющей больницы выбирает специалиста, приемлемые для пациента дату и время приема, по всем правилам формирует заявку. Такая форма работы позволяет упорядочить потоки пациентов, избавляет их от томительного ожидания в больничных коридорах. А врач принимающей областной больницы имеет возможность работать более обстоятельно – встречать пациентов, уже изучив предварительный диагноз, данные исследований, особенности течения болезни.

Важно, что подсистема «Плановая госпитализация» не позволяет направлять на консультацию и госпитализацию непрофильных и неподготовленных по всем требованиям пациентов.

Другая ее особенность – универсальность. Она позволяет направлять как взрослых, так и детей. Ее внедрение в Оренбуржье в период действия областной целевой программы в 2009-2011 годах было логически разбито на три наиболее важных направления (кластера): кардиологический, педиатрический, онкологический. По каждому кластеру были определены головные областные учреждения. Внедрение по кластерам происходило поэтапно. «Взрослый» кардиологический кластер по всем территориям был подключен к системе в апреле 2010 года, педиатрический кластер заработал с января 2011 года.

За это время в областной клинической больнице по электронному направлению было принято 218 пациентов (по профилю «кардиохирургия»); в областной клинической больнице №2 – 169 пациентов («кардиология», «детская аллергология»). В областной детской клинической больнице 364 пациента принято детскими кардиологами. Пока здесь ведется работа по электронному направлению детей с кардиопатологией; позже будет организована электронная запись на прием к детским неврологам и эндокринологам, а в перспективе – ко всем специалистам ведущей детской клиники области.

Электронное направление сегодня активно ведется из 47 учреждений, причем востребованность Интернет-технологий в областной медицине возрастает. Если за 9 месяцев 2010 года в целом из территорий было направлено 130 человек, то с начала 2011 года – уже свыше 600 пациентов.

Внедрение очень важного и проблемного онкологического кластера в пилотной зоне было осуществлено летом 2011 года. Головным учреждением по приему больных стал областной клинический онкологический диспансер.

Д ля того чтобы врачам принимающих лечебных учреждений была доступна не только текстовая, но и другая важная информация об обследовании больного, работает следующая подсистема – «Центральный архив медицинских изображений» ( ЦАМИ).

 

 

Информационная система «Центральный архив медицинских изображений» (ИС «ЦАМИ») — продукт компании «Корпоративные Информационные Рутины», вобравший в себя общемировые тенденции развития систем PACS, а также девятилетний опыт построения и сопровождения систем PACS, накопленный компанией за время разработки и внедрения продукта.

ИС «ЦАМИ» предназначена для повышения качества диагностики и лечения пациентов за счет оптимизации работы с результатами диагностических исследований в масштабах региона.

Основой системы является единое централизованное хранилище медицинских изображений, полученных с диагностических аппаратов подключенных ЛПУ региона. Система позволяет осуществлять оперативный обмен изображениями между всеми участниками лечебно-диагностического процесса.

Благодаря централизованной архитектуре решения с применением Web-технологий становится возможным быстрый и массовый перевод ЛПУ региона в единое информационное пространство региона с беспленочным режимом работы.

ИС «ЦАМИ» позволяет осуществлять следующие функции:

- регистрация исследования;

- доступ к данным пациента непосредственно с консоли диагностического аппарата;

- передача изображения с аппарата диагностики в ЦАМИ;

- автоматический поиск пациента по реквизитам исследования;

- поиск пациента по документам, удостоверяющим личность, и другим реквизитам;

- просмотр и обработка диагностических изображений пациента;

- доступ администратора к истории просмотров изображений;

- запись результатов исследований на оптический носитель;

- консультации с центром компетенции.

Система предоставляет богатые возможности для работы с изображениями посредством универсального инструмента просмотра с оптимальным набором инструментов постобработки с дальнейшим экспортом изображений исследований в различные графические форматы.

В целях повышения качества и ускорения процесса лечения в системе есть возможность проводить удаленное консультирование врача-диагноста с необходимым специалистом. В случае, если диагност не может самостоятельно дать медицинское заключение по конкретному случаю, либо хочет дополнительно проконсультироваться относительно исследования, интерфейс системы предоставляет ему возможности оформить заявку на консультацию и получить оперативный ответ.

DICOM 3.0 является стандартным протоколом обмена и хранения медицинских изображений и поддерживается всеми ведущими производителями медицинского диагностического оборудования. Удобной особенностью протокола является предоставление медицинскому оборудованию возможности запроса расписания собственной работы (DICOM Modality Work List).

Для обеспечения возможности работы ИС «ЦАМИ» с оборудованием, не поддерживающим стандарт DICOM, в рамках решения реализованы два модуля:

Модуль захвата

Основные функции модуля:

- захват изображений и видеопотоков, формируемых диагностическим оборудованием;

- сканирование твердых копий изображений;

- импорт изображений из готовых файлов.

Виртуальный принтер

Этот модуль представляет собой компонент для интеграции с оборудованием, не поддерживающим DICOM. Он осуществляет преобразование файлов с результатами диагностических исследований, полученных с оборудования, в формат DICOM.

В данный момент в ИС «ЦАМИ» реализована интеграция с большинством известных вендоров диагностического оборудования, такими как: Siemens, Toshiba, Philips, FujiFilm, Konica, Olympus, GE HC, Agfa, Kodak, Schiller, НИПК «Электрон» и др.

Ожидания от внедрения

Для пациентов:

- доступность высококвалифицированных консультаций в самых удаленных от центра районах;

- уменьшение стоимости оказания услуг, за счет передачи данных в электронном виде.

Для органов управления Здравоохранением Региона:

- экономия ресурсов здравоохранения, за счет устранения дублирования услуг;

- повышение среднего уровня квалификации врачей рентгенологов.

Для врачей:

- быстрое повышение квалификации за счет удаленного консультирования с более опытными коллегами;

- использование современных технологий для постановки более точных, обоснованных диагнозов.

К Центральному архиву медицинских изображений напрямую подключаются все современные цифровые диагностические аппараты: магнито-резонансные томографы, компьютерные томографы, ангиографические системы, цифровые УЗИ-аппараты, цифровые рентгенустановки и флюорографы, эндоскопы, системы холтеровского мониторирования и др. Главное условие – подключение больницы к сети Интернет по скоростному каналу и соединение аппарата с точкой выхода в Интернет по локальной сети. После подключения аппарата к ЦАМИ все созданные на нем диагностические изображения автоматически поступают на хранение в центральный архив.

Центральный архив выполняет ряд важных функций. Накопление снимков позволяет вести наблюдение за состоянием здоровья пациента в динамике, обеспечивает доступ к ним заинтересованных специалистов, избавляет от лишней бумажной работы.

Кроме того, ЦАМИ поможет специалистам в сложных ситуациях коллегиально решать вопросы диагностики и лечения. С этой целью создана экпертно-консультационная группа, в ставе которой – главные внештатные специалисты областного минздрава: невропатолог, нейрохирург, травматолог, онколог, специалисты по кардиологии, ЭХОКГ, лучевой диагностике, холтеровскому мониторированию. Помощь коллегам районных больниц в уточнении диагноза и назначении лечения будет вестись через информационную систему. По своей сути эта работа близка к телемедицине. Однако если в центре сеансов телемедицины находится пациент, то работа экспертно-консультационной группы «Диспетчерского центра» позволяет коллегиально обсудить конкретные диагностические исследования, представленные на электронных носителях.

В настоящее время к Центральному архиву медицинских изображений подключено 18 ЛПУ области, в нем содержится более 150 тысяч исследований.

С воего рода вершиной Диспетчерского центра, подводящей логический итог его работе, является подсистема «Ситуационный центр». Она представляет собой Интернет-портал мониторинга и аналитики. Система в автоматическом режиме формирует отчеты о работе всех вышеперечисленных основных подсистем, информируя о количественных и качественных показателях работы лечебных учреждений в рамках Диспетчерского центра.

Информационная система «Ситуационный центр» (ИС «СЦ») обеспечивает планирование и мониторинг работы региона в рамках обеспечения процесса лечения по нозологиям. На этапе планирования в систему закладываются необходимые справочные данные и расчетные формулы для получения полной информации о ресурсном и финансовом обеспечении процесса в течение планового периода. При этом система позволяет производить динамический пересчет результирующих параметров в зависимости от значения переменных модели (планируемое количество операций, ресурсный фонд для их обеспечения, стоимость расходных материалов, зарплата специалистов и т.д.).

По результатам планирования согласованные параметры фиксируются в ИС «СЦ» и запускается процесс мониторинга. Актуальные данные, необходимые для расчетов, периодически поступают из ЛПУ в БД ИС «СЦ» и используются для иллюстрации текущей ситуации в регионе. В случае существенных отклонений от плановых показателей производится уведомление пользователей ИС «СЦ» о проблемах, даются рекомендации по исправлению ситуации.

ИС «СЦ» позволяет осуществлять следующие функции:

- моделирование ситуаций в системе здравоохранения Региона;

- подбор оптимальных показателей использования ресурсов;

- поддержка бизнес-процессов по выверке и повышения качества данных (например, выявление дублирования данных пациентов, классификация не корректно введенных адресов, классификация диагнозов и т.п.);

- мониторинг ситуаций в системе здравоохранения в наглядном и понятном для управленца виде;

- конфигурирование индикаторов, которые автоматически информируют пользователей (в том числе по e-mail) при выходе ключевых значений за дозволенные пределы;

- представление данных с помощью Web-браузера в табличном, графическом и картографическом виде;

- построение интерактивных и картографических отчетов;

- выполнение отчетов по расписанию;

- массовая рассылка отчетов;

- импорт данных из программ-первоисточников в БД ИС «СЦ»;

- разграничение прав доступа на уровне системы.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ — СБОР ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ.

Сбор первичных данных осуществляется исторически сложившимися ИС и, при необходимости, дополнительными программными модулями ввода агрегированной либо первичной информации. На уровне ИС-первоисточников при этом требуется приведение структуры данных и справочников к единым классификаторам и определение для каждого классификатора, в рамках каких именно ИС он изменяется. Другие системы будут получать актуальные классификаторы из ИС «СЦ».

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ — ИНТЕГРАЦИОННАЯ ШИНА, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДАННЫХ СИСТЕМ-ПЕРВОИСТОЧНИКОВ В БД СЦ.

Специализированная интеграционная шина позволяет отделить логику преобразования данных из одной сущности в другую, от технических модулей связи с конкретными видами форматов данных (файл с разделителями, Fox Pro, Oracle и т.д.). Данный подход позволяет оперативно адаптировать систему к изменению в программах-первоисточниках и, при необходимости, относительно легко подключать новые программы и системы.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ — СЛОЙ ВЫВЕРКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДАННЫХ.

Задачами этого уровня являются выявление и устранение дубликатов записей в реестре пациентов, классификация адреса проживания и т.д. Поскольку будут применяться различные механизмы выверки данных, которые часто будут требовать вмешательства оператора, то целесообразно для этих целей использовать систему управления бизнес-процессами. Данный подход позволит минимизировать затраты на программирование при создании новых либо изменении уже используемых процессов выверки и корректировки данных.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ — УРОВЕНЬ АНАЛИЗА, АНАЛИТИКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ.

Данный уровень реализуется с помощью одного из лидеров среди программных продуктов данного класса — Pentaho BI. Собираемая в рамках предыдущих уровней информация иллюстрирует набор конкретных ситуаций в системе здравоохранения региона.

Ожидания от внедрения

Для органов управления Здравоохранением Региона:

- повышение качества принимаемых решений;

- повышение качества планирования финансовых, материальных и человеческих ресурсов за счет моделирования ситуаций;

- повышение качества собираемой управленческой информации, за счет автоматизированной выверки данных.

Для врачей:

- возможность трудиться более результативно и участвовать в моделировании и планировании ситуаций, выступая в роли экспертов;

- работа с персонифицированным рабочим местом специалиста/эксперта;

- повышение социального статуса и самооценки.

Безусловно, Ситуационный центр будет служить мощным инструментом для поддержки принятия управленческих решений – например, о поощрении либо взыскании руководителей отдельных клиник, выделении дополнительного финансирования больницам, закупки дополнительного оборудования и т.д.

Все ли гладко идет при внедрении систем Диспетчерского центра в Оренбуржье? Мы бы погрешили против истины, заявив, что нет никаких проблем. Они есть и, полагаю, знакомы руководителям здравоохранения других регионов. Это, прежде всего, вопросы технической оснащенности лечебных учреждений и готовности персонала к освоению новых технологий работы. Тем не менее, эти вопросы решаемы, и взаимодействие всех участников проекта – министерства здравоохранения, муниципальных больниц, ФОМС – в последнее время переходит в рабочее технологическое русло. Проект Диспетчерский центр развивается и набирает обороты.

Весомым подспорьем в нашей работе станет реализация программы «Качество жизни (Здоровье)». В рамках информатизации здравоохранения будет проведено дооснащение рабочих мест врачей компьютерной техникой. Все сельские лечебно-профилактические учреждения области будут подключены к высокоскоростным каналам связи. В целом, расходы на информатизацию здравоохранения составят порядка 315 млн. рублей, в том числе свыше 60 млн. рублей – из областного бюджета. Очень важно, что в рамках модернизации здравоохранения на уровне Российской Федерации будет определен единый программный продукт, обеспечивающий взаимодействие на межрегиональном уровне.

Работая в плане информатизации здравоохранения, мы ясно понимаем, что главная задача – это, в конечном итоге, не собрание воедино огромного количества данных и цифр, и даже не связь воедино всех больниц области с помощью Всемирной паутины. Основная цель – это выход на современный уровень работы, рост качества медицинских услуг, и как результат – серьезное улучшение здоровья населения, повышение качества жизни оренбуржцев.

На внедрение современных информационных систем в рамках программы модернизации здравоохранения Оренбургской области в 2011 году освоено около 80 млн рублей, в 2012 году предстоит освоить около 260 млн. рублей.

В 2011 году министерством здравоохранения осуществлена централизованная закупка оборудования: автоматизированное рабочее место – 1484 штук; многофункциональное печатающее устройство – 738 штук.

В 2012 году министерством здравоохранения планируется централизованная закупка оборудования: автоматизированное рабочее место – 1101 штук; многофункциональное печатающее устройство – 553 штук.

Участвующие ЛПУ (42 учреждения) до конца 2012 года будут иметь локальную вычислительную сеть со 100% охватом рабочих мест, подлежащих автоматизации.

 

На данном этапе одним из важнейших результатов проекта является создание Диспетчерского центра Минздрава Оренбургской области.

Количество записей: 2010 год – 132; 2011 год – 9 845; 2012 год I квартал – более 4 000.

Кроме того, создан Центральный архив медицинских изображений Оренбургской области. Архив аккумулирует снимки из 18 ЛПУ области с 38 цифровых аппаратов. В настоящее время он насчитывает свыше 150 тыс. изображений.

Задачи на 2013-2020 годы продиктованы Областной целевой программной «Информатизация здравоохранения Оренбургской области на 2013–2020 годы»:

- Перевод всех ЛПУ на работу с «электронной медицинской картой»

- Аренда серверных мощностей (ЦОДа) для размещения прикладных компонентов либо увеличение мощностей ИС «Диспетчерский центр Оренбургской области»

- Формирование портала пациента с предоставлением доступа к личной медицинской информации с помощью электронных идентификаторов.


 

8 Автоматизированное рабочее место медицинского персонала

Организационно АИС реализуется через создание автоматизированных рабочих мест специалистов, состав которых зависит от струк­туры предприятия и соответствует комплексу решаемых задач.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения и, при не­обходимости, медицинского оборудования, располагающийся непо­средственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для ав­томатизации его работы в рамках специальности.

Отдел, оснащенный совокупностью АРМ работников этой службы, становится автоматизированным подразделением. В нем значительная часть рутинной работы по переработке информа­ции выполняется компьютером. Вместе с тем специалист может активно вмешиваться в процесс решения задач обработки дан­ных, самостоятельно формируя информацию, позволяющую при­нимать обоснованные решения.

Компьютер становится повседневным орудием труда специа­листа, органично вписываясь в технологию его работы. При этом акцент переносится с формально-логических аспектов обработки информации на процесс принятия решений. Такая технология сокращает поток бумажных носителей, снижает трудоемкость вы­полняемых работ, повышает профессиональный уровень работ­ников и комфортность условий их работы. Как и при ручной технологии организации работы, специалист несет полную пер­сональную ответственность за весь процесс, но, продолжая вы­полнять традиционные функции, он выступает и в роли операто­ра ПЭВМ, становясь непосредственным участником процесса автоматизированной обработки информации.

АРМ включает пять основных компонент:

- персональный компьютер;

- комплекс программ для обработки информации;

- обучающую систему (гипертекстовую систему документации для пользователя; интегрированную систему подсказок; систему закладок, указателей и справок; систему примеров; систему контроля и обнаружения ошибок);

- средства настройки АРМ (алгоритмов расчетов, аналитических и технологических параметров; устройств: принтера, сканера, модема; эргономики экранных форм и т.д.

- средства эксплуатации АРМ (классификаторы, генератор отчетных форм, инструментарий приема/передачи данных по каналам связи, копирования и сохранности данных, администратор баз данных, мониторинг работы конкретных пользователей).

Создание АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагно­стической помощи. Сокращает время, затрачиваемое на оформление документации, позволяя уделять больше внимания работе с пациен­тами.

Существуют четыре общих принципа создания АРМ:

- системность: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов, при этом структура АРМ должна строго соответствовать тем функциям, для выполне­ния которых создается данное автоматизированное рабочее место;

- гибкость: данный принцип предполагает возможность модер­низации АРМ, для этого все подсистемы рабочего места выполняются в виде отдельных легко заменяемых модулей, а для того чтобы при замене не возникало проблем несовмести­мости, все элементы должны быть стандартизованы;

- устойчивость: АРМ должно выполнять свои функции незави­симо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов, при возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться;

- эффективность: затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать выгоду от ее использования.

В медицине и здравоохранении АРМ подразделяют по функциональным возможностям на следующие категории:

- административно-организационные (например, АРМ главного врача больницы, заведующего отделением, старшей медицинской сестры и др.);

- технологические (например, АРМ врача-рентгеноло­га, врача функциональной диагностики и др.);

- интегрированные, т. е. объединяющие функции пер­вых двух в разных комбинациях (например, АРМ главного рентгенолога города).

Общими требованиями к АРМ различных специалис­тов являются:

- простота общения пользователя с АРМ;

- оперативность ввода, обработки и поиска доку­ментов;

- возможность оперативного обмена информацией между различными АРМ;

- исключение положений, когда пользователь оказы­вается в тупиковой ситуации;

- контроль ввода данных с указанием ошибок;

- возможность настройки АРМ под конкретного пользователя;

- эргономичность конструкции;

- безопасность для здоровья пользователя и пациента.

При создании АРМ конкретного сотрудника прежде всего необ­ходимо определить круг его должностных обязанностей, перечень наиболее типичных манипуляций, выполняемых на рабочем месте, и потребность в той или иной информации. Следующим шагом яв­ляется выбор функций, которые могут быть автоматизированы. На основе этих сведений создается АРМ с характерным набором техни­ческих и программных средств, наиболее полно отвечающее потреб­ностям работника.

В настоящее время разработаны автоматизированные рабочие места практически для всех нуждающихся в них сотрудников лечеб­но-профилактических учреждений. Так, существуют АРМ руководи­теля, сотрудника административно-хозяйственных служб (бухгалте­ра, специалиста по кадрам, юриста, секретаря и т.д.), АРМ врачей различных специальностей, медрегистратора, старшей сестры, по­стовой сестры и т. д.

Для среднего медицинского персонала разработаны АРМ «Стар­шая медсестра», «Регистратура», «Процедурный кабинет», «Патро­нажная сестра», «Больничные листы», «Медсестра диагностического кабинета». Их функциональные особенности следующие.

АРМ «Старшая медсестра»:

- учет движения лекарственных средств;

- электронный учет движения листков нетрудоспособности;

- составление графиков работы медперсонала;

- получение печатных копий необходимых данных;

- собственная электронная записная книжка;

- ежедневник;

- вечный календарь;

- калькулятор;

- выписка различных справок и направлений;

- необходимые учетные журналы.

АРМ «Регистратура». Рабочее место предназначено для медсест­ры регистратуры, осуществляющей запись пациента на прием. Функ­ционал рабочего места позволяет:

- просмотреть расписание приема врачей-специалистов; подо­брать пациенту удобное время приема; записать пациента на прием к необходимым врачам с распечаткой талонов, марш­рутной карты, рекомендациями по подготовке к обследова­ниям;

- зарегистрировать сведения о пациенте, информацию о напра­вившем учреждении;

- сформировать журналы записанных на прием;

- формировать шаблоны расписаний, по которым врачи осу­ществляют прием.

АРМ «Процедурный кабинет». Данное рабочее место предназначе­но для медицинских сестер процедурного кабинета, кабинета ЛФК, физиотерапевтического кабинета, осуществляющих проведение ле­чебных процедур или забор биоматериала на проведение лаборатор­ных исследований. Функционал рабочего места позволяет:

- зарегистрировать начало проведения процедур пациенту с составлением графика проведения;

- зарегистрировать факт проведения процедуры, отследить явки пациентов;

- формировать журналы выполненных процедур;

- при осуществлении забора биоматериала у пациента ведутся журналы регистрации забора биоматериала;

- формировать различные формы статистической отчетности, отражающие работу процедурного кабинета.

АРМ «Патронажная сестра». Данное рабочее место позволяет со­ставлять списки лиц, запланированных к патронажу, отмечать факты проведения патрона



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: