Президентом и Правительством Российской Федерации ставятся задачи по кардинальному улучшению здоровья населения, модернизации здравоохранения, внедрению в медицину инновационных решений, в том числе – современных информационных технологий.
В такой информатизированной сфере, как здравоохранение, невозможность объединить фрагменты информации в единое целое и обеспечить к ней доступ специалистов, принимающих важные решения, не может не сказываться на качестве услуг.
Масштабная информатизация медицинских учреждений предусмотрена в рамках проекта «Качество жизни (Здоровье)». В Оренбуржье целенаправленная работа в этом направлении началась в 2009 году.
Внедрение информационных управленческих технологий в областную систему здравоохранения проводилось в рамках областной целевой программы «Диспетчерский центр» на 2009-2011 годы. Главная задача внедряемого в области Диспетчерского центра здравоохранения – улучшение здоровья оренбуржцев благодаря росту качества медицинских услуг.
Диспетчерский центр представляет собой инновационную управленческую платформу, созданную на базе современных инфокоммуникационных технологий. Он позволяет эффективно управлять всеми ресурсами здравоохранения – от кадровых до технических (включая высокотехнологичное медицинское оборудование), от крупного государственного учреждения здравоохранения областного уровня до муниципальной клиники первичного звена в отдаленной территории области.
За основу был взят программный продукт, разработанный специалистами Казани. Будучи региональной системой, Диспетчерский центр функционирует на базе единого центра обработки данных, который располагается в министерстве здравоохранения Оренбургской области. Вся система установлена и действует на серверах министерства, и подключаемые многочисленные учреждения работают с ней через сеть Интернет, по надежно защищенным каналам связи.
Система управления Диспетчерского центра охватывает и автоматизирует ключевые процессы в рамках оказания медицинских услуг и содержит несколько подсистем.
О дна из них – «Обслуживание пациентов» («Электронная регистратура») – автоматизирует процесс записи пациента на прием к врачу поликлиники.
Использование подсистемы «Обслуживание пациентов» (ИС «ОП») призвано помочь в сокращении физических очередей в ЛПУ и удовлетворении социальных ожиданий населения, а также снятие дополнительных организационных нагрузок с персонала поликлиник.
ИС «ОП» позволяет осуществлять следующие функции через Интернет, из дома или из любого другого удобного для пациента места, в том числе посредством инфомата установленного непосредственно в ЛПУ:
- предварительная запись на прием;
- печать талона амбулаторного посещения (ТАП) и Маршрутного Листа пациента;
- получение информации о графике работы ЛПУ (отображение расписания работы врачей и кабинетов);
- автоматизированная регистрация оказанных услуг с помощью штрих кодов;
- обеспечение обратной связи между ЛПУ и пациентом;
- отображение прайс-листа на платные услуги.
Основой ИС «ОП» является Интернет-портал, позволяющий пациенту осуществить быстрый доступ к информации о графике работы ЛПУ, отдельных кабинетов и врачей.
Задачи по предварительной записи на прием, предоставлению исходной информации о работе медицинского учреждения, предоставлению результатов анализов возложены на ИС «ОП», которая работает в круглосуточном режиме все дни недели. Особенно ИС «ОП» привлекательна для работающих слоев населения, у которых часы работы совпадают с часами работы регистратуры поликлиники. Для них очень важно минимизировать время, потраченное на визит в поликлинику, особенно если этот визит происходит не во время действия больничного листа.
ИС «ОП» может быть доступна не только через Интернет, но и через расположенный в холле поликлиники инфомат. Пациенты получают альтернативный регистратуре вариант записи на прием с использованием штрих-кодов или smart-карт, что приводит к сокращению очередей.
Система предоставляет возможность обратной связи между пациентом и ЛПУ, путем уведомления зарегистрированного пациента о тех или иных изменениях, которые происходят в ЛПУ, например, при изменении графика работы того или иного специалиста, записанный к нему на прием пользователь получает сообщение в удобном для него формате, посредством sms или по электронной почте.
По усмотрению руководства ЛПУ и региона, набор доступных через систему услуг может быть изменен. Например, может быть недоступна предварительная запись на какие-либо услуги.
Ожидания от внедрения
Для пациента:
- экономия времени;
- повышение удовлетворенности сервисом.
Для органов управления Здравоохранением Региона:
- организация эффективного взаимодействия ЛПУ с пациентами;
- повышение эффективности управления здравоохранением Региона, за счет online мониторинга оказания услуг.
Для врачей:
- возможность трудиться более результативно, в качественно новой, бесконфликтной, технологичной среде;
- повысить свой социальный престиж и самооценку.
К этой системе с декабря 2010 года подключены 42 государственных и муниципальных лечебных учреждения области, начали работу по приему пациентов 27 учреждений. Теперь пациент имеет возможность самостоятельно через сеть Интернет (с домашнего компьютера либо электронный киоск) записаться на прием к врачу, выбрав дату и время приема. Регистратор поликлиники и врач также пользуются этой системой. Приняв телефонный звонок от пациента, регистратор вносит его в систему, и данные о лечении этого пациента также попадут в единую базу данных.
Что же происходит с пациентом дальше – в том случае, если врач поликлиники, городской больницы либо ЦРБ поставит ему серьезный предварительный диагноз, например, выявит сердечно-сосудистую патологию? Врач – профильный специалист направляет пациента на консультацию в областное лечебное учреждение.
Э тот процесс автоматизируется с помощью другой подсистемы Диспетчерского центра – «Плановая госпитализация».
Информационная система «Плановая госпитализация» (ИС «ПГ») предназначена для оптимизации планирования этапов лечебно-диагностического процесса в различных ЛПУ в зависимости от их специализации, загрузки и стоимости лечения.
Использование ИС «ПГ» позволяет увеличить доступность медицинской помощи, обеспечить более эффективное использование ресурсов высокотехнологичных медицинских центров (ВТМЦ), повысить качество медицинских услуг.
ИС «ПГ» позволяет осуществлять следующие функции:
- планирование и контроль всего процесса лечения;
- формирование электронного листа ожидания;
- электронная запись пациента;
- планирование операций;
- маршрутизация пациента;
- регистрация необходимых для аналитики клинических данных.
ИС «ПГ» предполагает разделение процесса лечения на этапы и распределение этапов между ЛПУ различного уровня, повышая эффективность за счет использования ЛПУ с дорогостоящим лечением только на короткий промежуток времени.
ИС «ПГ» вводит несколько новых, для сферы здравоохранения, понятий и терминов, таких как:
- Кластер — лечебные учреждения разного статуса и уровня, объединенные единой целью (например, кардиологический кластер) — поликлиники, стационары, высокотехнологичные центры и санатории. Все учреждения объединены одной задачей — обеспечить непрерывность технологического процесса лечения до момента выздоровления.
- Регламент лечения — формализованное описание технологической последовательности всех этапов лечения: от первичного осмотра, высокотехнологичной операции, послеоперационного периода; до восстановления и последующего наблюдения. На основании регламентов лечения, введенных в систему, автоматизируется маршрут прохождения пациента по всем учреждениям.
ИС «ПГ» является координирующим звеном между медицинскими учреждениями и пациентами.
При данной схеме работы пациент общается только с ЛПУ по месту жительства. Для направления пациента в ВТМЦ медицинское учреждение первичного звена заполняет и вводит в систему заявку установленной формы при помощи любого доступного средства связи: факс, телефон, электронная почта.
ИС «ПГ» на основании регламентов и стандартных требований к заявкам делает первичное заключение о соответствии заявки — принимает или отклоняет ее для доработки. Но важно то, что пациент уже оказался зарегистрированным в системе и его дальнейший путь легко проследить. При соответствии заявки формальным требованиям, она вводится в систему для бронирования сроков лечения на всех этапах. Результаты рассмотрения доводятся диспетчером ИС «ПГ» до поликлиники и пациента. Диспетчер должен проинформировать пациента о предстоящем этапе лечения, и только после получения согласия от пациента, его данные вводятся в график. В дальнейшем система контролирует исполнение заявок.
Параллельно ведется статистика загрузки ЛПУ. Учитывается возможность ЛПУ провести данный этап, стоимость этапа, удаленность ЛПУ и др.
ИС «ПГ» сводит к минимуму влияние человеческого фактора, и вместе с тем, оставляет за специалистами право на принятие окончательного решения: направление на госпитализацию, решение о проведении операции и т.д.
Ожидания от внедрения
Для пациентов:
- повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи;
- повышение качества обслуживания за счет использования принципа одного окна и централизованного планирования лечения.
Для органов управления Здравоохранением Региона:
- повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения Региона;
- организация системного, обоснованного, эффективного взаимодействия учреждений в интересах пациентов.
Для врачей:
- возможность получения дополнительной прибыли за счет обслуживания большего числа пациентов;
- возможность трудиться более результативно в качественно новой, бесконфликтной, технологичной среде.
С помощью IT-технологий врачи первичного звена могут направлять пациентов из территорий области к специалистам трех крупных областных клиник. Эта работа начата с апреля 2010 года.
В отличие от предыдущей подсистемы, уже не пациент, а врач направляющей больницы выбирает специалиста, приемлемые для пациента дату и время приема, по всем правилам формирует заявку. Такая форма работы позволяет упорядочить потоки пациентов, избавляет их от томительного ожидания в больничных коридорах. А врач принимающей областной больницы имеет возможность работать более обстоятельно – встречать пациентов, уже изучив предварительный диагноз, данные исследований, особенности течения болезни.
Важно, что подсистема «Плановая госпитализация» не позволяет направлять на консультацию и госпитализацию непрофильных и неподготовленных по всем требованиям пациентов.
Другая ее особенность – универсальность. Она позволяет направлять как взрослых, так и детей. Ее внедрение в Оренбуржье в период действия областной целевой программы в 2009-2011 годах было логически разбито на три наиболее важных направления (кластера): кардиологический, педиатрический, онкологический. По каждому кластеру были определены головные областные учреждения. Внедрение по кластерам происходило поэтапно. «Взрослый» кардиологический кластер по всем территориям был подключен к системе в апреле 2010 года, педиатрический кластер заработал с января 2011 года.
За это время в областной клинической больнице по электронному направлению было принято 218 пациентов (по профилю «кардиохирургия»); в областной клинической больнице №2 – 169 пациентов («кардиология», «детская аллергология»). В областной детской клинической больнице 364 пациента принято детскими кардиологами. Пока здесь ведется работа по электронному направлению детей с кардиопатологией; позже будет организована электронная запись на прием к детским неврологам и эндокринологам, а в перспективе – ко всем специалистам ведущей детской клиники области.
Электронное направление сегодня активно ведется из 47 учреждений, причем востребованность Интернет-технологий в областной медицине возрастает. Если за 9 месяцев 2010 года в целом из территорий было направлено 130 человек, то с начала 2011 года – уже свыше 600 пациентов.
Внедрение очень важного и проблемного онкологического кластера в пилотной зоне было осуществлено летом 2011 года. Головным учреждением по приему больных стал областной клинический онкологический диспансер.
Д ля того чтобы врачам принимающих лечебных учреждений была доступна не только текстовая, но и другая важная информация об обследовании больного, работает следующая подсистема – «Центральный архив медицинских изображений» ( ЦАМИ).
Информационная система «Центральный архив медицинских изображений» (ИС «ЦАМИ») — продукт компании «Корпоративные Информационные Рутины», вобравший в себя общемировые тенденции развития систем PACS, а также девятилетний опыт построения и сопровождения систем PACS, накопленный компанией за время разработки и внедрения продукта.
ИС «ЦАМИ» предназначена для повышения качества диагностики и лечения пациентов за счет оптимизации работы с результатами диагностических исследований в масштабах региона.
Основой системы является единое централизованное хранилище медицинских изображений, полученных с диагностических аппаратов подключенных ЛПУ региона. Система позволяет осуществлять оперативный обмен изображениями между всеми участниками лечебно-диагностического процесса.
Благодаря централизованной архитектуре решения с применением Web-технологий становится возможным быстрый и массовый перевод ЛПУ региона в единое информационное пространство региона с беспленочным режимом работы.
ИС «ЦАМИ» позволяет осуществлять следующие функции:
- регистрация исследования;
- доступ к данным пациента непосредственно с консоли диагностического аппарата;
- передача изображения с аппарата диагностики в ЦАМИ;
- автоматический поиск пациента по реквизитам исследования;
- поиск пациента по документам, удостоверяющим личность, и другим реквизитам;
- просмотр и обработка диагностических изображений пациента;
- доступ администратора к истории просмотров изображений;
- запись результатов исследований на оптический носитель;
- консультации с центром компетенции.
Система предоставляет богатые возможности для работы с изображениями посредством универсального инструмента просмотра с оптимальным набором инструментов постобработки с дальнейшим экспортом изображений исследований в различные графические форматы.
В целях повышения качества и ускорения процесса лечения в системе есть возможность проводить удаленное консультирование врача-диагноста с необходимым специалистом. В случае, если диагност не может самостоятельно дать медицинское заключение по конкретному случаю, либо хочет дополнительно проконсультироваться относительно исследования, интерфейс системы предоставляет ему возможности оформить заявку на консультацию и получить оперативный ответ.
DICOM 3.0 является стандартным протоколом обмена и хранения медицинских изображений и поддерживается всеми ведущими производителями медицинского диагностического оборудования. Удобной особенностью протокола является предоставление медицинскому оборудованию возможности запроса расписания собственной работы (DICOM Modality Work List).
Для обеспечения возможности работы ИС «ЦАМИ» с оборудованием, не поддерживающим стандарт DICOM, в рамках решения реализованы два модуля:
Модуль захвата
Основные функции модуля:
- захват изображений и видеопотоков, формируемых диагностическим оборудованием;
- сканирование твердых копий изображений;
- импорт изображений из готовых файлов.
Виртуальный принтер
Этот модуль представляет собой компонент для интеграции с оборудованием, не поддерживающим DICOM. Он осуществляет преобразование файлов с результатами диагностических исследований, полученных с оборудования, в формат DICOM.
В данный момент в ИС «ЦАМИ» реализована интеграция с большинством известных вендоров диагностического оборудования, такими как: Siemens, Toshiba, Philips, FujiFilm, Konica, Olympus, GE HC, Agfa, Kodak, Schiller, НИПК «Электрон» и др.
Ожидания от внедрения
Для пациентов:
- доступность высококвалифицированных консультаций в самых удаленных от центра районах;
- уменьшение стоимости оказания услуг, за счет передачи данных в электронном виде.
Для органов управления Здравоохранением Региона:
- экономия ресурсов здравоохранения, за счет устранения дублирования услуг;
- повышение среднего уровня квалификации врачей рентгенологов.
Для врачей:
- быстрое повышение квалификации за счет удаленного консультирования с более опытными коллегами;
- использование современных технологий для постановки более точных, обоснованных диагнозов.
К Центральному архиву медицинских изображений напрямую подключаются все современные цифровые диагностические аппараты: магнито-резонансные томографы, компьютерные томографы, ангиографические системы, цифровые УЗИ-аппараты, цифровые рентгенустановки и флюорографы, эндоскопы, системы холтеровского мониторирования и др. Главное условие – подключение больницы к сети Интернет по скоростному каналу и соединение аппарата с точкой выхода в Интернет по локальной сети. После подключения аппарата к ЦАМИ все созданные на нем диагностические изображения автоматически поступают на хранение в центральный архив.
Центральный архив выполняет ряд важных функций. Накопление снимков позволяет вести наблюдение за состоянием здоровья пациента в динамике, обеспечивает доступ к ним заинтересованных специалистов, избавляет от лишней бумажной работы.
Кроме того, ЦАМИ поможет специалистам в сложных ситуациях коллегиально решать вопросы диагностики и лечения. С этой целью создана экпертно-консультационная группа, в ставе которой – главные внештатные специалисты областного минздрава: невропатолог, нейрохирург, травматолог, онколог, специалисты по кардиологии, ЭХОКГ, лучевой диагностике, холтеровскому мониторированию. Помощь коллегам районных больниц в уточнении диагноза и назначении лечения будет вестись через информационную систему. По своей сути эта работа близка к телемедицине. Однако если в центре сеансов телемедицины находится пациент, то работа экспертно-консультационной группы «Диспетчерского центра» позволяет коллегиально обсудить конкретные диагностические исследования, представленные на электронных носителях.
В настоящее время к Центральному архиву медицинских изображений подключено 18 ЛПУ области, в нем содержится более 150 тысяч исследований.
С воего рода вершиной Диспетчерского центра, подводящей логический итог его работе, является подсистема «Ситуационный центр». Она представляет собой Интернет-портал мониторинга и аналитики. Система в автоматическом режиме формирует отчеты о работе всех вышеперечисленных основных подсистем, информируя о количественных и качественных показателях работы лечебных учреждений в рамках Диспетчерского центра.
Информационная система «Ситуационный центр» (ИС «СЦ») обеспечивает планирование и мониторинг работы региона в рамках обеспечения процесса лечения по нозологиям. На этапе планирования в систему закладываются необходимые справочные данные и расчетные формулы для получения полной информации о ресурсном и финансовом обеспечении процесса в течение планового периода. При этом система позволяет производить динамический пересчет результирующих параметров в зависимости от значения переменных модели (планируемое количество операций, ресурсный фонд для их обеспечения, стоимость расходных материалов, зарплата специалистов и т.д.).
По результатам планирования согласованные параметры фиксируются в ИС «СЦ» и запускается процесс мониторинга. Актуальные данные, необходимые для расчетов, периодически поступают из ЛПУ в БД ИС «СЦ» и используются для иллюстрации текущей ситуации в регионе. В случае существенных отклонений от плановых показателей производится уведомление пользователей ИС «СЦ» о проблемах, даются рекомендации по исправлению ситуации.
ИС «СЦ» позволяет осуществлять следующие функции:
- моделирование ситуаций в системе здравоохранения Региона;
- подбор оптимальных показателей использования ресурсов;
- поддержка бизнес-процессов по выверке и повышения качества данных (например, выявление дублирования данных пациентов, классификация не корректно введенных адресов, классификация диагнозов и т.п.);
- мониторинг ситуаций в системе здравоохранения в наглядном и понятном для управленца виде;
- конфигурирование индикаторов, которые автоматически информируют пользователей (в том числе по e-mail) при выходе ключевых значений за дозволенные пределы;
- представление данных с помощью Web-браузера в табличном, графическом и картографическом виде;
- построение интерактивных и картографических отчетов;
- выполнение отчетов по расписанию;
- массовая рассылка отчетов;
- импорт данных из программ-первоисточников в БД ИС «СЦ»;
- разграничение прав доступа на уровне системы.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ — СБОР ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ.
Сбор первичных данных осуществляется исторически сложившимися ИС и, при необходимости, дополнительными программными модулями ввода агрегированной либо первичной информации. На уровне ИС-первоисточников при этом требуется приведение структуры данных и справочников к единым классификаторам и определение для каждого классификатора, в рамках каких именно ИС он изменяется. Другие системы будут получать актуальные классификаторы из ИС «СЦ».
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ — ИНТЕГРАЦИОННАЯ ШИНА, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДАННЫХ СИСТЕМ-ПЕРВОИСТОЧНИКОВ В БД СЦ.
Специализированная интеграционная шина позволяет отделить логику преобразования данных из одной сущности в другую, от технических модулей связи с конкретными видами форматов данных (файл с разделителями, Fox Pro, Oracle и т.д.). Данный подход позволяет оперативно адаптировать систему к изменению в программах-первоисточниках и, при необходимости, относительно легко подключать новые программы и системы.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ — СЛОЙ ВЫВЕРКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДАННЫХ.
Задачами этого уровня являются выявление и устранение дубликатов записей в реестре пациентов, классификация адреса проживания и т.д. Поскольку будут применяться различные механизмы выверки данных, которые часто будут требовать вмешательства оператора, то целесообразно для этих целей использовать систему управления бизнес-процессами. Данный подход позволит минимизировать затраты на программирование при создании новых либо изменении уже используемых процессов выверки и корректировки данных.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ — УРОВЕНЬ АНАЛИЗА, АНАЛИТИКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ.
Данный уровень реализуется с помощью одного из лидеров среди программных продуктов данного класса — Pentaho BI. Собираемая в рамках предыдущих уровней информация иллюстрирует набор конкретных ситуаций в системе здравоохранения региона.
Ожидания от внедрения
Для органов управления Здравоохранением Региона:
- повышение качества принимаемых решений;
- повышение качества планирования финансовых, материальных и человеческих ресурсов за счет моделирования ситуаций;
- повышение качества собираемой управленческой информации, за счет автоматизированной выверки данных.
Для врачей:
- возможность трудиться более результативно и участвовать в моделировании и планировании ситуаций, выступая в роли экспертов;
- работа с персонифицированным рабочим местом специалиста/эксперта;
- повышение социального статуса и самооценки.
Безусловно, Ситуационный центр будет служить мощным инструментом для поддержки принятия управленческих решений – например, о поощрении либо взыскании руководителей отдельных клиник, выделении дополнительного финансирования больницам, закупки дополнительного оборудования и т.д.
Все ли гладко идет при внедрении систем Диспетчерского центра в Оренбуржье? Мы бы погрешили против истины, заявив, что нет никаких проблем. Они есть и, полагаю, знакомы руководителям здравоохранения других регионов. Это, прежде всего, вопросы технической оснащенности лечебных учреждений и готовности персонала к освоению новых технологий работы. Тем не менее, эти вопросы решаемы, и взаимодействие всех участников проекта – министерства здравоохранения, муниципальных больниц, ФОМС – в последнее время переходит в рабочее технологическое русло. Проект Диспетчерский центр развивается и набирает обороты.
Весомым подспорьем в нашей работе станет реализация программы «Качество жизни (Здоровье)». В рамках информатизации здравоохранения будет проведено дооснащение рабочих мест врачей компьютерной техникой. Все сельские лечебно-профилактические учреждения области будут подключены к высокоскоростным каналам связи. В целом, расходы на информатизацию здравоохранения составят порядка 315 млн. рублей, в том числе свыше 60 млн. рублей – из областного бюджета. Очень важно, что в рамках модернизации здравоохранения на уровне Российской Федерации будет определен единый программный продукт, обеспечивающий взаимодействие на межрегиональном уровне.
Работая в плане информатизации здравоохранения, мы ясно понимаем, что главная задача – это, в конечном итоге, не собрание воедино огромного количества данных и цифр, и даже не связь воедино всех больниц области с помощью Всемирной паутины. Основная цель – это выход на современный уровень работы, рост качества медицинских услуг, и как результат – серьезное улучшение здоровья населения, повышение качества жизни оренбуржцев.
На внедрение современных информационных систем в рамках программы модернизации здравоохранения Оренбургской области в 2011 году освоено около 80 млн рублей, в 2012 году предстоит освоить около 260 млн. рублей.
В 2011 году министерством здравоохранения осуществлена централизованная закупка оборудования: автоматизированное рабочее место – 1484 штук; многофункциональное печатающее устройство – 738 штук.
В 2012 году министерством здравоохранения планируется централизованная закупка оборудования: автоматизированное рабочее место – 1101 штук; многофункциональное печатающее устройство – 553 штук.
Участвующие ЛПУ (42 учреждения) до конца 2012 года будут иметь локальную вычислительную сеть со 100% охватом рабочих мест, подлежащих автоматизации.
На данном этапе одним из важнейших результатов проекта является создание Диспетчерского центра Минздрава Оренбургской области.
Количество записей: 2010 год – 132; 2011 год – 9 845; 2012 год I квартал – более 4 000.
Кроме того, создан Центральный архив медицинских изображений Оренбургской области. Архив аккумулирует снимки из 18 ЛПУ области с 38 цифровых аппаратов. В настоящее время он насчитывает свыше 150 тыс. изображений.
Задачи на 2013-2020 годы продиктованы Областной целевой программной «Информатизация здравоохранения Оренбургской области на 2013–2020 годы»:
- Перевод всех ЛПУ на работу с «электронной медицинской картой»
- Аренда серверных мощностей (ЦОДа) для размещения прикладных компонентов либо увеличение мощностей ИС «Диспетчерский центр Оренбургской области»
- Формирование портала пациента с предоставлением доступа к личной медицинской информации с помощью электронных идентификаторов.
8 Автоматизированное рабочее место медицинского персонала
Организационно АИС реализуется через создание автоматизированных рабочих мест специалистов, состав которых зависит от структуры предприятия и соответствует комплексу решаемых задач.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) — комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения и, при необходимости, медицинского оборудования, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.
Отдел, оснащенный совокупностью АРМ работников этой службы, становится автоматизированным подразделением. В нем значительная часть рутинной работы по переработке информации выполняется компьютером. Вместе с тем специалист может активно вмешиваться в процесс решения задач обработки данных, самостоятельно формируя информацию, позволяющую принимать обоснованные решения.
Компьютер становится повседневным орудием труда специалиста, органично вписываясь в технологию его работы. При этом акцент переносится с формально-логических аспектов обработки информации на процесс принятия решений. Такая технология сокращает поток бумажных носителей, снижает трудоемкость выполняемых работ, повышает профессиональный уровень работников и комфортность условий их работы. Как и при ручной технологии организации работы, специалист несет полную персональную ответственность за весь процесс, но, продолжая выполнять традиционные функции, он выступает и в роли оператора ПЭВМ, становясь непосредственным участником процесса автоматизированной обработки информации.
АРМ включает пять основных компонент:
- персональный компьютер;
- комплекс программ для обработки информации;
- обучающую систему (гипертекстовую систему документации для пользователя; интегрированную систему подсказок; систему закладок, указателей и справок; систему примеров; систему контроля и обнаружения ошибок);
- средства настройки АРМ (алгоритмов расчетов, аналитических и технологических параметров; устройств: принтера, сканера, модема; эргономики экранных форм и т.д.
- средства эксплуатации АРМ (классификаторы, генератор отчетных форм, инструментарий приема/передачи данных по каналам связи, копирования и сохранности данных, администратор баз данных, мониторинг работы конкретных пользователей).
Создание АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагностической помощи. Сокращает время, затрачиваемое на оформление документации, позволяя уделять больше внимания работе с пациентами.
Существуют четыре общих принципа создания АРМ:
- системность: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов, при этом структура АРМ должна строго соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место;
- гибкость: данный принцип предполагает возможность модернизации АРМ, для этого все подсистемы рабочего места выполняются в виде отдельных легко заменяемых модулей, а для того чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизованы;
- устойчивость: АРМ должно выполнять свои функции независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов, при возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться;
- эффективность: затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать выгоду от ее использования.
В медицине и здравоохранении АРМ подразделяют по функциональным возможностям на следующие категории:
- административно-организационные (например, АРМ главного врача больницы, заведующего отделением, старшей медицинской сестры и др.);
- технологические (например, АРМ врача-рентгенолога, врача функциональной диагностики и др.);
- интегрированные, т. е. объединяющие функции первых двух в разных комбинациях (например, АРМ главного рентгенолога города).
Общими требованиями к АРМ различных специалистов являются:
- простота общения пользователя с АРМ;
- оперативность ввода, обработки и поиска документов;
- возможность оперативного обмена информацией между различными АРМ;
- исключение положений, когда пользователь оказывается в тупиковой ситуации;
- контроль ввода данных с указанием ошибок;
- возможность настройки АРМ под конкретного пользователя;
- эргономичность конструкции;
- безопасность для здоровья пользователя и пациента.
При создании АРМ конкретного сотрудника прежде всего необходимо определить круг его должностных обязанностей, перечень наиболее типичных манипуляций, выполняемых на рабочем месте, и потребность в той или иной информации. Следующим шагом является выбор функций, которые могут быть автоматизированы. На основе этих сведений создается АРМ с характерным набором технических и программных средств, наиболее полно отвечающее потребностям работника.
В настоящее время разработаны автоматизированные рабочие места практически для всех нуждающихся в них сотрудников лечебно-профилактических учреждений. Так, существуют АРМ руководителя, сотрудника административно-хозяйственных служб (бухгалтера, специалиста по кадрам, юриста, секретаря и т.д.), АРМ врачей различных специальностей, медрегистратора, старшей сестры, постовой сестры и т. д.
Для среднего медицинского персонала разработаны АРМ «Старшая медсестра», «Регистратура», «Процедурный кабинет», «Патронажная сестра», «Больничные листы», «Медсестра диагностического кабинета». Их функциональные особенности следующие.
АРМ «Старшая медсестра»:
- учет движения лекарственных средств;
- электронный учет движения листков нетрудоспособности;
- составление графиков работы медперсонала;
- получение печатных копий необходимых данных;
- собственная электронная записная книжка;
- ежедневник;
- вечный календарь;
- калькулятор;
- выписка различных справок и направлений;
- необходимые учетные журналы.
АРМ «Регистратура». Рабочее место предназначено для медсестры регистратуры, осуществляющей запись пациента на прием. Функционал рабочего места позволяет:
- просмотреть расписание приема врачей-специалистов; подобрать пациенту удобное время приема; записать пациента на прием к необходимым врачам с распечаткой талонов, маршрутной карты, рекомендациями по подготовке к обследованиям;
- зарегистрировать сведения о пациенте, информацию о направившем учреждении;
- сформировать журналы записанных на прием;
- формировать шаблоны расписаний, по которым врачи осуществляют прием.
АРМ «Процедурный кабинет». Данное рабочее место предназначено для медицинских сестер процедурного кабинета, кабинета ЛФК, физиотерапевтического кабинета, осуществляющих проведение лечебных процедур или забор биоматериала на проведение лабораторных исследований. Функционал рабочего места позволяет:
- зарегистрировать начало проведения процедур пациенту с составлением графика проведения;
- зарегистрировать факт проведения процедуры, отследить явки пациентов;
- формировать журналы выполненных процедур;
- при осуществлении забора биоматериала у пациента ведутся журналы регистрации забора биоматериала;
- формировать различные формы статистической отчетности, отражающие работу процедурного кабинета.
АРМ «Патронажная сестра». Данное рабочее место позволяет составлять списки лиц, запланированных к патронажу, отмечать факты проведения патрона