Как дела со словарным запасом?




В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы. Одним из критериев достаточного словарного запаса является знание так называемых видовых или обобщающих понятий: «Мебель», «Овощи», «Фрукты» и т. д. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, побольше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним. разтные, отвлечённые понятия. «Небо хмурится. Море заволновалось», — говорит ребёнок. Меньше трудностей у него и с подбором синонимов, антонимов. Использование развёрнутой, свободной речи позволяет заметно выросший словарный запас.

Ребёнок должен свободно описывать картинку, игрушку, предмет, давать характеристику различным явлениям, уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст — не просто перечислением событий, а именно повествованием, в котором соблюдается логическая последовательность изложения, законченность мысли.

Ребёнку теперь доступен не только рассказ, но объяснение и анализ.

Как же проверить, соответствует ли словарный запас ребёнка требованиям возрастной нормы?

Будущий первоклассник совершенно свободно общается с окружающими — со взрослыми, с детьми. На какие только темы не рассуждают дети! Родители часто удивляются: «Откуда ребёнок всё это знает?» Долгое время вы считали своего ребёнка маленьким, и вдруг (или не вдруг) выясняется, что он способен поговорить практически на любую тему, научился точно подбирать нужные слова. Во-первых, ребё нок слушает и слышит речь окружающих его людей. Во-вторых, каждый день, каждый час ребёнок узнаёт что-то новое, что-то пробует, набирается опыта. Рассказывая, он старается выражать свои мысли яснее, связывает причину и следствие, делает выводы. То есть ходили не просто к врачу, а к окулисту, ехали не просто в машине, а в «Волге», купили не просто обувь, а кроссовки. Ребёнок уже может объяснить, кем работает мама, что она делает на работе. Не удивляйтесь, если услышите, как он, играя, пользуется словами, которые обозначают профессиональную деятельность взрослого!

Подготовим руку к письму

Учитель прилагает немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, чётко. Родителям, конечно, тоже этого хочется. Однако для многих первоклассников нечёткий почерк становится серьёзной проблемой. Рука как будто не подчиняется ребёнку, отказывается выполнять поставленные задачи. Каллиграфия становится неприступной крепостью...

Традиционно обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы, связанные с письмом, встречаются примерно у 70% учеников, поступивших в первый класс.

Формирование навыка письма — действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов. Ребёнку трудно удерживать внимание на нескольких направлениях одновременно: и тетрадь должна быть в правильном положении, и ручку не нужно слишком сжимать и давить. У ученика главная цель — написать букву (или слово), но контролировать все приёмы одновременно ему не просто.

Трудности в распределении внимания при письме продолжаются в течение длительного времени, пока некоторые приёмы не станут автоматизированными. Для этого и существу ют постоянные упражнения. О работе по развитию внимания мы уже говорили, теперь попробуем охарактеризовать процесс обучения письму как графическую задачу.

Для того чтобы обучение письму проходило успешно, помимо других важных задач, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.

Что такое тонкая моторика?

Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.

Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки — лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне — например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках — это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются — использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, контурирование и т. п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики — трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики.

Кроме того, не следует забывать о том, что тонкая моторика тесно связана с уровнем общего физического развития ребёнка. Поэтому необходимо дать будущему первокласснику возможность активно двигаться, бывать на воздухе, разумно заниматься спортом. Если родители находят время самостоятельно поиграть с ребёнком, то будет полезно пробегать через обруч, вращать обруч, прокатывать и бросать мяч в кольцо, по мишени, набрасывать кольца, сбивать кегли.

Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике в том случае, если у ребёнка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи и, значит, будут полезны для подготовки ребёнка к обучению грамоте, в частности, письму.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: