Предложения по корректировке федеральных жилищных программ
№ | Текущая ситуация (проблематика) | Предложение | Ожидаемый результат |
1. | Деньги и помощь государства строительному сектору строится на получении сверхдоходов Застройщиками, а не на переформатировании рынка. Концепция помощи должна формировать иной взгляд на перспективу обеспечения жильем всех групп населения, а не на стимулировании одних за счет невозможности, в последствии, улучшения жилищных условий неплатежеспособными гражданами страны за счет лавинообразного удорожания квадратного метра. А, в последствии, практически исключить приобретение жилья по госпрограммам (дети - сироты, многодетные семьи, граждане, состоящие на очереди на улучшение жилищных условий) ввиду нехватки бюджетных средств. | Государство должно стимулировать развитие жилищного рынка в разных его сегментах. Например, дать возможность за счет государства развиваться сектору Арендного жилья. На сегодня отсутствует понятие арендного жилья в массовом сегменте в виде планомерного развития данного направления во-всех регионах России. Пока наблюдаются единичные объекты никак не характеризующие регионы с их спецификой. Развитие рынка «доходных домов» должно включать в себя развитие как рыночной, так и социальной аренды. Использовать государственные длинные деньги в строительных проектах рыночно оправданных либо социально значимых, с контролируемой доходностью, не давая изымая прибыль, ломать структуру рынка и оставлять государство один на один с непредсказуемыми рисками на десятилетия. | Каждая группа населения исходя из текущей платежеспособности должна находить для себя удобный и оперативный вариант решения жилищного вопроса. Без ожидания в государственной очереди, без накопления средств десятилетиями на первоначальный платеж по ипотеке. Дать возможность строителям строить, не ломая при этом структуру потребления граждан и семей на десятилетия. Не давая на годы изымать платежеспособный спрос из других отраслей экономики. Должен существовать спектр возможностей в «белом» поле предложений: покупка, ипотека, рыночная аренда, социальная аренда. |
2. | Субсидируемая государством ставка по ипотеке (6,5%) при приобретении жилья на первичном рынке не должна была усугубить разрыв между разными группами населения, что, собственно, и произошло. И даже такие действия могут привести к негативным последствиям, и стать причиной «ипотечного пузыря». Деньги государства не должны становиться предметом спекуляций, манипулирования ценой жилья Застройщиками, а также не должны служить снижению покупательной способности граждан на десятилетия и делать еще большим разрыв между группами населения | Субсидируемая ставка по ипотеке должна стать исключительно адресной для семей с минимальным уровнем дохода. Не субсидировать ипотечную ставку в случае роста цены на объект более, чем на установленный процент в месяц (по аналогии с мониторингом среднерыночной цены компанией ДОМ.РФ при проведении аукционов для строителей в регионах). Не должно государство брать на себя риски субсидирования ставки при приобретении объекта явно с завышенной (в моменте) ценой и угрозой обесценения актива в случае обратного движения рынка. Это не рынок ценных бумаг. Государство не должно принимать участие в спекулятивных действиях. Либо первоначальный взнос должен составлять до 50% от цены объекта. | Ставка, субсидируемая государством, может и должна снизиться, но распространиться на граждан прошедших муниципальный фильтр и доказавших свое право на субсидирование. Ценовую гонку необходимо прекратить, либо все условия по ипотечному кредитованию возвращаются для банков и строителей только на рыночные условия. Государство не должно продолжать субсидировать спекуляцию |
3. | Отсутствие возможности у Российского экспертного риэлтерского сообщества оперативно доносить имеющуюся информацию и высказывать позицию относительно рассматриваемых законопроектов, постановлений и иных действий, оказывающих влияние на рынок недвижимости. | Предлагаем включить экспертов Российской гильдии риэлторов в профильные комитеты и комиссии, экспертные и рабочие группы государственных законодательных и исполнительных органов власти. Использовать риэлтерское сообщество России, как экспертное сообщество при разработке долгосрочных жилищных программ, государственных ипотечных программ с максимальным социальным уклоном. | Предполагаем, что положительное решение данного вопроса повлечет за собой улучшение качества разрабатываемых законопроектов и принимаемых решений, поскольку эксперты РГР находятся на «передовой» рынка недвижимости и обладают оперативной информацией из всех регионов России, а также являются связующим звеном между строительным сектором и приобретателями квартир. |
4. | Одной из основных задач на данном этапе является сохранение культурно-исторической идентификации крупных городов России, сохранение памятников архитектуры и туристических центров. Пример, Город Санкт-Петербург является столицей «коммунальных квартир». В городе насчитывается 68.000 квартир, находящихся преимущественно в центральной части города. При данных темпах решение вопроса может затянуться на десятилетия. Особенно обострилась данная проблема в период пандемии. Невозможность самоизоляции в период массовых заболеваний выявила необходимость госпитализации жителей именно из коммунальных квартир. На сегодня это уже проблема безопасности граждан и общества в целом. Без привлечения федеральных структур и средств к решению данной проблемы считаем ее неразрешимой. | Внести изменения в концепцию формирования Арендного жилья реализуемую компанией ДОМ.РФ. Дополнить понятие «Арендного фонда» возможностью его формирования из отдельных квартир с единой локацией (дом, квартал, район). Расширить перечень видов жилья, в дальнейшем подлежащего сдаче в аренду. Направить средства программы «Арендное жилье» на расселение коммунальных квартир и в последствии сдавать их в аренду. Варианты использования (продажа, сдача в аренду по рыночной цене, социальная аренда, долгосрочные договоры с университетами (альтернатива дорогостоящим кампусам)). | Данное решение позволит планомерно, бесконфликтно при помощи специалистов рынка недвижимости наделять жителей домов, находящихся в центральных частях городов и туристических центрах современным жильем. Используя «неплатежеспособный спрос» способствовать реализации жилья в новостройках, параллельно решая социальные задачи горожан и передавать высвободившееся жилье платежеспособной части населения. Необходимы срочные действия федеральных органов власти. |