Реабилитация инвалидов: понятие, принципы, структура




 

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.07.95 содержит определение понятия «реабилита­ция». Согласно ч. 1 ст. 9 данного Закона под реабилитацией следует понимать систему медицинских, психологических, пе­дагогических, социально-экономических мероприятий, направ­ленных на устранение или возможно более полную компенса­цию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушени­ем здоровья со стойким расстройством функций организма.

Международное законодательство рассматривает реабили­тацию как процесс, имеющий целью помочь инвалидам до­стигнуть оптимального физического, психического и соци­ального уровня деятельности и поддерживать его, предоста­вив им тем самым средства для. изменения их жизни и расширения рамок их независимости (п. 23 Стандартных пра­вил обеспечения равных возможностей для инвалидов).

Действительно, реабилитацию нельзя рассматривать только как систему мер, поскольку система — это прежде всего определенный порядок в расположении и связи частей какого-либо явления, форма его организации. Реабилита­ция — это еще и процесс, ход развития изменений в состоя­нии инвалида, на достижение которых она направлена, в не­котором смысле даже смена самих этих состояний на пути достижения наилучшего.

В связи с этим представляется более логичным определить реабилитацию как процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнеде­ятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей дея­тельности субъекты реабилитации, общество в целом, го­сударство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компен­сации. Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению ин­валидов, формированию разного рода фобий и предрассуд­ков по их адресу.

Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для по­стоянного, иногда пожизненного проживания, особых учеб­ных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удов­летворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества.

Сами инвалиды таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной фор­ме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.) (компенсационных выплат). Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способ­ствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования (на уровне про­житочного минимума или ниже его).

 

Изменение идеологии политики в отношении инвали­дов, переход к восприятию социальной модели инвалиднос­ти привели к тому, что на инвалидов и инвалидность рас­пространяется ведущий принцип социального устройства современного общества — принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физичес­ких, психических, интеллектуальных и прочих особеннос­тей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъек­ты своей собственной жизнедеятельности.

Все более влиятельно заявляет о себе принцип ак­тивного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации го­сударственной социальной политики по отношению к ли­цам с ограниченными возможностями. Инвалиды охотно оплачивают деятельность тех служб или отделений, которые считают полезными для себя, работу тех сотрудников, со стороны которых получают заботли­вое и компетентное отношение. Зарубежные исследовате­ли практики социальной работы признают, что сами инва­лиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов.

Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограни­ченными возможностями, который заключается в их мак­симальном развитии и использовании способностей к само­обслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учрежде­ниями и организациями, должны быть адекватными его со­стоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и по­буждать к ней.

В 1991 году Московский городской клуб инвалидов "Контакты-1" иниции­ровал движение за независимую жизнь людей, имеющих инвалидность, в России, организовал первый в нашей стране Центр независимой жизни для детей и подростков с ограниченными возможностями. Независимая жизнь — это не только социально-пси­хологическая установка на полноценную интеграцию инва­лидов в социальное и творческое развитие. В философском понимании независимая жизнь — это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом и окру­жающей средой.

В социально-политическом значении неза­висимая жизнь — это право человека быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие во всех аспектах его жизни, право на свободу выбора и самоопре­деление.

Идеология независимой жизни рассматривает инвалид­ность как ограниченное умение человека ходить, видеть, слышать, говорить или мыслить обычным образом, обус­ловленное психологическими, физиологическими, функци­ональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осу­ществлении этих функций человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руко­водствуется принципом равенства прав человека.

В 1978 году Гербен Делонг (Новый английский меди­цинский центр, Бостон) сформулировал три теоретических суждения, которые были положены в основу идеологии дви­жения за независимую жизнь и впоследствии стали основ­ными элементами при создании служб в структуре центров независимой жизни.

1. Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инва­лидность, — основной потребитель социальных служб и является главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных проблем, связанных с инвалидностью.

2. Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, дол­жны в первую очередь опираться на свои способности и уме­ния, для того чтобы добиться прав и привилегий, на кото­рые они претендуют.

3. Политические и экономические права. Люди, имею­щие инвалидность, должны получить право участвовать в политической и экономической жизни общества.

 

Поскольку каждый индивид многими нитями связан со своим социальным окружением и воздействие на него ве­дет к изменению в микросоциуме, социальные перемены ведут за собой личностные изменения. К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разу­меется, среда влияет на инвалида по многим направлени­ям — через общие социальные связи и чувства, через бли­жайшую социальную сеть, через общественные настрое­ния, предрассудки и ожидания. Даже в стационарном соци­альном учреждении индивиды находятся под воздействием своего социального окружения — однообразного, монотон­ного и бедного. Личность инвалида формируется в конкрет­ных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей социальной сети, в зна­чительно меньшей мере — на общество в целом. Это нахо­дит отражение в феномене созависимости, в неблагопри­ятном эмоциональном фоне многих инвалидных сознательном или бессознательном стремлении ряда инва­лидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются.

Лицам с ограниченны­ми возможностями труднее, чем другим, строить эгалитар­ный тип отношений, поэтому в своих социальных связях они могут соскальзывать к асимметричной системе взаимо­действия, тем более если инвалидность наступила в детстве.

Одним из основополагающих является принцип изуче­ния и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наи­более совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Что касается детей с объектив­ными ограничениями, лиц с нарушениями функций, пожи­лых людей, переживающих возрастные изменения, то ис­следованиями статистически достоверно установлено, что только в условиях семьи они могут добиться высоких пока­зателей в развертывании своей жизнедеятельности, сохра­нении социальной и интеллектуальной адекватности, во всяком случае, по сравнению с лицами, находящимися в государственных стационарных учреждениях.

Однако, помимо бесспорно положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возмож­ностями, не следует забывать и о том - что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, кото­рый порождает и консервирует комплекс самосознания ин­валида ("калеки") в его собственных глазах и глазах окру­жающих. Исследования последних пяти лет в нашей стра­не, более длительные зарубежные исследования выявили определенную привязан­ность семьи к имиджу и психологии "особенной", трудность расставания с тем ореолом "мученичества", которым счи­тают себя окруженными члены ряда семей, в которых про­живают инвалиды.

Чрезвычайно важен принцип комплексности и после­довательности реабилитационных мероприятий, посколь­ку отдельные несистематизированные меры могут не при­нести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых на­правлений сокращают возможности реализации индивиду­ального реабилитационного потенциала.

Хотя в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитаци­онном процессе, значение деятельности негосударствен­ных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи лицам с ограниченными возмож­ностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для ин­валидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглаше­нием нашей страны социальным государством, которое, та­ким образом, принимает на себя ответственность за соци­альное благосостояние своих граждан.

Деятельность негосударственных организаций социаль­ной направленности при наличии благоприятных условий для ее развертывания постепенно сможет брать на себя определенную часть функций, сегодня осуществляемых го­сударством, и все более эффективно дополнять усилия го­сударства. Однако пока такая ситуация относится скорее к неблизкой перспективе, чем описывает положение в насто­ящем.

Демократический подход, особенно по отношению к инвалидам, требует придерживаться принци­па приоритета прав и законных интересов лиц с ограни­ченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: