ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.07.95 содержит определение понятия «реабилитация». Согласно ч. 1 ст. 9 данного Закона под реабилитацией следует понимать систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Международное законодательство рассматривает реабилитацию как процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для. изменения их жизни и расширения рамок их независимости (п. 23 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов).
Действительно, реабилитацию нельзя рассматривать только как систему мер, поскольку система — это прежде всего определенный порядок в расположении и связи частей какого-либо явления, форма его организации. Реабилитация — это еще и процесс, ход развития изменений в состоянии инвалида, на достижение которых она направлена, в некотором смысле даже смена самих этих состояний на пути достижения наилучшего.
В связи с этим представляется более логичным определить реабилитацию как процесс осуществления системы мер различного характера, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.
|
Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации. Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода фобий и предрассудков по их адресу.
Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества.
Сами инвалиды таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.
Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.) (компенсационных выплат). Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования (на уровне прожиточного минимума или ниже его).
|
Изменение идеологии политики в отношении инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип социального устройства современного общества — принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.
Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Инвалиды охотно оплачивают деятельность тех служб или отделений, которые считают полезными для себя, работу тех сотрудников, со стороны которых получают заботливое и компетентное отношение. Зарубежные исследователи практики социальной работы признают, что сами инвалиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов.
Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней.
|
В 1991 году Московский городской клуб инвалидов "Контакты-1" инициировал движение за независимую жизнь людей, имеющих инвалидность, в России, организовал первый в нашей стране Центр независимой жизни для детей и подростков с ограниченными возможностями. Независимая жизнь — это не только социально-психологическая установка на полноценную интеграцию инвалидов в социальное и творческое развитие. В философском понимании независимая жизнь — это способ мышления, психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими людьми, обществом и окружающей средой.
В социально-политическом значении независимая жизнь — это право человека быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие во всех аспектах его жизни, право на свободу выбора и самоопределение.
Идеология независимой жизни рассматривает инвалидность как ограниченное умение человека ходить, видеть, слышать, говорить или мыслить обычным образом, обусловленное психологическими, физиологическими, функциональными нарушениями или аномалиями. Помощь в осуществлении этих функций человек, имеющий инвалидность, может ожидать и получить от социальных служб, создание которых должно быть нормой в обществе, если оно руководствуется принципом равенства прав человека.
В 1978 году Гербен Делонг (Новый английский медицинский центр, Бостон) сформулировал три теоретических суждения, которые были положены в основу идеологии движения за независимую жизнь и впоследствии стали основными элементами при создании служб в структуре центров независимой жизни.
1. Суверенитет потребителя. Человек, имеющий инвалидность, — основной потребитель социальных служб и является главным защитником своих интересов. Он должен быть допущен к прямому участию в решении социальных проблем, связанных с инвалидностью.
2. Самоопределение. Люди, имеющие инвалидность, должны в первую очередь опираться на свои способности и умения, для того чтобы добиться прав и привилегий, на которые они претендуют.
3. Политические и экономические права. Люди, имеющие инвалидность, должны получить право участвовать в политической и экономической жизни общества.
Поскольку каждый индивид многими нитями связан со своим социальным окружением и воздействие на него ведет к изменению в микросоциуме, социальные перемены ведут за собой личностные изменения. К числу важнейших относится также принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям — через общие социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Даже в стационарном социальном учреждении индивиды находятся под воздействием своего социального окружения — однообразного, монотонного и бедного. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей социальной сети, в значительно меньшей мере — на общество в целом. Это находит отражение в феномене созависимости, в неблагоприятном эмоциональном фоне многих инвалидных сознательном или бессознательном стремлении ряда инвалидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются.
Лицам с ограниченными возможностями труднее, чем другим, строить эгалитарный тип отношений, поэтому в своих социальных связях они могут соскальзывать к асимметричной системе взаимодействия, тем более если инвалидность наступила в детстве.
Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Что касается детей с объективными ограничениями, лиц с нарушениями функций, пожилых людей, переживающих возрастные изменения, то исследованиями статистически достоверно установлено, что только в условиях семьи они могут добиться высоких показателей в развертывании своей жизнедеятельности, сохранении социальной и интеллектуальной адекватности, во всяком случае, по сравнению с лицами, находящимися в государственных стационарных учреждениях.
Однако, помимо бесспорно положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том - что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида ("калеки") в его собственных глазах и глазах окружающих. Исследования последних пяти лет в нашей стране, более длительные зарубежные исследования выявили определенную привязанность семьи к имиджу и психологии "особенной", трудность расставания с тем ореолом "мученичества", которым считают себя окруженными члены ряда семей, в которых проживают инвалиды.
Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала.
Хотя в последнее время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитационном процессе, значение деятельности негосударственных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи лицам с ограниченными возможностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным государством, которое, таким образом, принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан.
Деятельность негосударственных организаций социальной направленности при наличии благоприятных условий для ее развертывания постепенно сможет брать на себя определенную часть функций, сегодня осуществляемых государством, и все более эффективно дополнять усилия государства. Однако пока такая ситуация относится скорее к неблизкой перспективе, чем описывает положение в настоящем.
Демократический подход, особенно по отношению к инвалидам, требует придерживаться принципа приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов.