АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
15.12.2009 № 475
Об организации индивидуально-
профилактической работы
В целях обеспечения единых требований к порядку учета и организации индивидуальной профилактической работы с учащимися «группы риска», состоящими на внутришкольном и внешнем учёте, во исполнение Закона РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить «Инструкцию о порядке организации индивидуальной профилактической работы с учащимися «группы риска» (приложение № 1)
2. Утвердить «Примерное положение о Совете профилактики» (приложение № 2)
3. Руководителям образовательных учреждений:
3.1. Довести до сведения педагогического коллектива порядок организации индивидуальной профилактической работы с учащимися «группы риска»
3.2. Разработать на основе утверждённых документов локальные акты образовательного учреждения: «Положение о Совете профилактики», «Положение о постановке обучающихся на внутришкольный учёт»
3.3. Обеспечить контроль исполнения порядка организации индивидуальной профилактической работы с учащимися «группы риска»
4. Контроль исполнения приказа возложить на начальника отдела организации общего образования Н.В.Сафонову.
Начальник управления А.В. Хохлов
приказ выдан: в дело – 2, ОООО, ОУ
Н.В.Сафонова
26-04-41
Приложение № 1
к приказу управления образования
от 15.12.2009 № 475
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫРИСКА»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Законом Российской Федерации № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановления главы города от 06.10.2009 № 8691-П «Об утверждении Положения о едином банке данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении» образовательные учреждения в пределах своей компетенции:
- оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении, проблемы в обучении;
- выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
- выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
- проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении обучащихся на основании заключения, утвержденного руководителем образовательного учреждения
1.1. В Инструкции применяются следующие понятия:
Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.
Учет в образовательном учреждении обучающихся «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении (далее – внутришкольный учет) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающихся «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:
- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся;
- социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
Внешний учет - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая в отношении учащихся специалистами других ведомств и учреждений.
Первичная профилактика безнадзорности и правонарушений - деятельность, целью которой является предупреждение данных явлений. Проводится в отношении всего контингента учащихся.
Вторичная профилактика - деятельность по отношению к учащимся, совершившим правонарушения или антиобщественные действия, с целью предотвращения повторных явлений. Проводится индивидуально или с целевой группой в образовательном учреждении, но с привлечением специалистов заинтересованных ведомств.
Третичная профилактика - деятельность по отношению к учащимся, прошедшим курс коррекции поведения, лечения (вернувшимся из специализированных учреждений) с целью их реабилитации, либо к учащимся, в отношении которых проводилась вторичная профилактика без помещения в специализированное учреждение. Проводится как с привлечением специалистов заинтересованных ведомств, так и силами педагогического коллектива.
II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
При организации индивидуальной профилактической работы в учреждении образования в отношении учащегося «группы риска» необходимо выполнение следующих этапов:
1. Анализ общей ситуации проводится в начале учебного года с целью выяснения общих причин и динамики асоциальных явлений в среде учащихся.
Составляются списки учащихся, состоящих на внешнем учете в органах внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения.
Выявляются проблемы, целевые группы, отдельные учащиеся, семьи находящиеся в социально опасном положении.
2. Сбор информации по отдельным категориям учащихся «группы риска» по учебно-педагогическим, поведенческим, социальным критериям. При этом уточняются данные, формируется банк данных учащихся и семей, требующих повышенного внимания и контроля со стороны школьных специалистов (психолога, социального педагога) и педколлектива (Форма 1).
Собранная информация выносится на рассмотрение Совета профилактики, решением которого отдельные учащиеся и их семьи ставятся на внутренний учет в учреждении образования.
3. Определение причин и условий, способствующих появлению данной проблемы или девиации средствами психолого-педагогической диагностики.
Следует избегать односторонности в установлении причин. Диагностика проводится совместными усилиями классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога и других заинтересованных лиц.
4. Планирование конкретных мероприятий, направленных, во-первых, на ликвидацию выявленных причин и условий и, во-вторых, на коррекцию данного вида девиации через комплексный подход.
Ø Составляются планы индивидуальной профилактической работы в отношении каждого учащегося, поставленного на внутренний учёт. План (программа) в отношении каждого учащегося, семьи разрабатывается коллегиально на заседаниях Советов профилактики, утверждается директором образовательного учреждения.
Ø Далее из анализа этих планов составляются планы работы педагогогических работников (кл.руководителей, соц.педагогов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов и др. специалистов).
5. Определение сроков индивидуальной профилактической деятельности. При этом следует учитывать тот факт, что вторичная и третичная профилактическая деятельность по отношению к лицам, состоящим на внешнем учете, должна осуществляться в течение 6 месяцев.
Продолжительность профилактической деятельности по отношению к лицам, состоящим на внутреннем учете, определяется Советом профилактики индивидуально.
6. Определение лиц, ответственных за тот или иной пункт плана.
7. Организация специализированной помощи учащимся и их семьям. Совет профилактики имеет право давать поручения различным категориям школьных работников (педагог - психолог, логопед, дефектолог, медицинский работник и т.д.).
8. Осуществление контроля за ходом реализации плана (программы). Контроль за выполнением планов (программ) и учётом индивидуальной профилактической работы с учащимися осуществляет заместитель директора по ВР, назначенный руководителем образовательного учреждения с закреплением данного вида деятельности в должностных обязанностях либо другом локальном акте (последовательность организации индивидуальной профилактической работы прилагается).
Анализ эффективности профилактической деятельности.
В случае положительной динамики учащийся снимается с внутреннего учета. Совет профилактики имеет право ходатайствовать перед органами внутренних дел о досрочном снятии с внешнего учета.
В случае отсутствия положительных результатов предыдущего этапа профилактической деятельности или в случае рецидивов вносятся коррективы в план (программу) индивидуальной профилактической деятельности.
При невозможности изменения ситуации силами педколлектива составляется ходатайство в ПДН ОВД о проведении индивидуальной профилактической работы в отношении учащегося или его родителей либо о составлении административного протокола в отношении родителей, в КДНиЗП - о проведении индивидуальной профилактической работы в отношении учащегося либо о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетнего и его родителей.
III. ОСНОВАНИЯ ПОСТАНОВКИ И СНЯТИЯ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
3.1. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
3.2. На внутришкольный учет ставятся:
3.2.1. Обучающиеся:
- не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях (от 40 и более уроков);
- занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
- совершившие противоправные действия и неоднократно нарушившие Устав образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося;
- неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;
- склонные к употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо других психоактивных веществ;
- причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;
- состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОВН и районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- обучающиеся, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний.
3.2.2. Семьи, в которых родители (законные представители):
- не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;
- злоупотребляют наркотическими средствами и спиртными напитками;
- отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т.д.);
- допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие.\
На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в образовательном учреждении, а также семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.3. Постановка обучающегося и семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога) (Форма 2, 2.1). К представлению прилагается характеристика обучающегося, на семью - акт обследования материально-жилищных условий.
При необходимости к представлению приобщается информация из органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, ведется карта индивидуально-профилактического учёта несовершеннолетнего «группы риска» (Форма 3), которая включает в себя:
1. анкетные данные об обучающемся;
2. план (программа) проведения индивидуальной профилактической работы силами педагогического коллектива, с указанием конкретного вида помощи, срока оказания данного вида помощи, ответственного лица за оказание данного вида помощи;
3. перечень принятых мер в отношении обучающегося каждым специалистом (классным руководителем, психологом, социальным педагогом), администрацией школы, исходя из обозначенной проблемы обучающегося.
На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, также заводится карта индивидуально-профилактического учёта семьи (форма 3.1). Структура карты аналогична карте индивидуально-профилактического учёта несовершеннолетнего (анкетные данные, план индивидуальной профилактической работы с семьёй, перечень принятых мер).
3.4. Заместитель директора по воспитательной работе ежемесячно (до 25 числа месяца) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.5. Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя (воспитателя, социального педагога) (Форма 4, 4.1), а также при необходимости соответствующей информации из подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, органов социальной защиты населения о позитивных изменениях обстоятельств жизни обучающегося или семьи, указанных в данном разделе настоящей Инструкции.
Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся:
- окончившие образовательное учреждение;
- сменившие место жительства или перешедшие в другое образовательное учреждение;
- направленные в специальное учебно-воспитательное учреждение;
- по другим объективным причинам.
IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЕДЕНИЕМ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ И СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
4.1. Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, за координацию внутришкольных структур и за организацию межведомственного взаимодействия возлагается приказом директора образовательного учреждения на заместителя директора по воспитательной работе, а непосредственное ведение учета - на социального педагога.
Заместитель директора по воспитательной работе:
- оказывает организационно-методическую помощь классным руководителям (воспитателям, социальным педагогам) в ведении внутришкольного учета;
- ведет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению;
- формирует банк данных образовательного учреждения об обучающихся и семьях «группы риска», поставленных на внутришкольный и внешкольный учёт;
- готовит соответствующую информацию о деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся.
4.2. Контроль за качеством исполнения проводимой в соответствии с настоящей Инструкцией работы возлагается на директора образовательного учреждения.
Форма 1
Банк данных
Учащихся «группы риска»
№№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Класс | Дата рождения | Характер проблем | Сведения о семье (Ф.И.О. родителей, место работы, должность) | Адрес проживания | Примечания (состоит на учёте) |