Формирование гуманистических традиций у древних славян




Реферат

на тему:
«Социальная помощь в период Киевской Руси»

 

 

Выполнила: студентка группы: СН-217

Лукиных Анастасия

 

2017 г.

ПЛАН

 

1. Формирование гуманистических традиций у древних славян.

 

2. Формы социальной помощи.

 

3. Особенности благотворительности в Киевской Руси. Княжеская поддержка и защита.


 

Формирование гуманистических традиций у древних славян

Исследователи истории восточных славян единодушно утверждают, что предкам украинского народа были присущи такие качества как кротость, доброжелательность, участливость, гостеприимство.

Основатель украинской педагогики Григорий Ващенко в произведении "Воспитательный идеал" дал объяснение отдельных причин своеобразия их характера. Мирные земледельческие занятия способствовали кротости характера украинской и общей интеллигентности их, потому доисторический земледелец имел больше возможностей, чем пастух или охотник, задумываться над тайнами природы и человеческой жизни. С этим связана также определенная глубина и богатство эмоций эстетических и эмоций любви. Летописец пишет о полянах, что они имели мягкую удачную. Путешественники, побывавшие в те времена на Украине, отмечают большое гостеприимство наших предков. Ибн-Даст пишет, что славяне "гостей уважают и хорошо обращаются с чужаками, ищут в них обороны; и со всеми, кто в них часто бывает, не позволяют никому из своих обижать и притеснять людей, в случае, если кто обидит или прижмет чужака, помогают и защищают... ".

Примерно так же характеризует гостеприимство наших предков Цезарь Маврикий. "Для тех, которые посещают, они ласковые и доброжелательной, переводят с места на. Место, куда им надо. Когда из-за халатности хозяина гость потерпел ущерб, то тот, что передал гостя втором хозяину, поднял бы войну, поскольку они считают своим долгом отомстить обиду гостя ".

Иностранцы отмечали также хорошо обращения наших предков с рабами, пленными. Тех, попадающие к ним в плен, пишет Маврикий, НЕ задерживают, как это делают другие народы, но, назначив им время, оставляют им к выбору, захотят за каким-то выкупом вернуться к своим, или остаться с ними как свободные и приятели.

Прокопий Кесарийский и другие авторы изображали славян как выносливых, закаленных, храбрых, свободолюбивых, неприхотливых людей. Упоминались их незлобивость, недоступность, чрезвычайная честность и доброжелательное отношение к чужакам.

Для гостя или путешественника славянин мог пожертвовать всем, что было в доме. Заботиться о больных и старых, кормить и ухаживать за ними славяне считали своим священным долгом.

"Ся характер приветливая и конечно, отмечает Грушевский, отразилась и в обычаях и постановлениях. В старом праве нашем не было смертной казни на сердцу;, ни калечили повинности отрубая руки, режущий уши, носы, как делали по законам византийським или старинном немецким. Духовные затем, приняв вместе с церковными книгами также и книги законов византийських, пробовали на греческий образец и у нас завести такие казни насмерть и количенне, но не принимали того люди. Наказывали деньгами, сажали в тюрьму, в худшем случае отдавали в рабство, чтобы отработал трудом свою вину, но крови проливать на жите мужчины наступать не любили.Целесообразно проанализировать, под влиянием каких факторов складывались гуманистические национальные традиции восточных славян.

Многими археологическими исследованиями установлено, например, что с конца первого тысячелетия до нашей эры у наших предков основными занятиями было земледелие, скотоводство, ремесленничество. Занимались также пчеловодством. В родном языке нашел отражение тот факт, что больше всего люди питались с земледелия. Слово рожь, которым называли хлеб означает то, чем живут люди.

Такой тип мирных занятий постепенно формировал и особые взаимоотношения между людьми, моральные формы поведения индивидов. Чтобы убедиться в правильности сделанных выводов о зависимости характера человека от образа жизни, целесообразно осуществить анализ этой проблемы, обратившись к истории других народов.

частности, у древних литовцев и немцев царил культ физической силы, был обусловлен частой организацией военных походов. По принятым в таких племен понятиями, отнять жизнь у существ слабых, несчастных считалось подвигом сострадания. Именно поэтому у немцев и литовцев существовал обязанность детей убивать своих престарелых и немощных родителей. Такие обычаи имели место у племен воинственных, не терпели среди себя людей лишних, слабых, не могли оказать помощь на войне. У племен, живших в стране, скупой на природные богатства, стремление уберечься от голодной смерти побудило взрослых к пожертвованию младенцами. Однако у народов относительно более мирных, занимающихся земледелием, населяющих местность со щедрыми природно-климатическими условиями, такие обычаи не наблюдались. Не сталкивались они и у восточных славян. Однако отдельные факты убийства престарелых людей и детей в глубокой древности имели место и в отечественной истории.

Земледелие как основная форма хозяйственной жизни повлияло на семейный уклад славян. "Между тем когда у семитов и нордийцев, народов номадов и ловцов существовал патриархат, у наших предков формой семейного устройства был матриархат совмещенный с моногамией (одноженством).

Присущая украинского экзогамия в семейной жизни способствовала мирным и дружелюбным отношением к другим племенам. С этой точки зрения украинского значительно отличались от народов с эндогамных формой семейной жизни, как, например, немцы или московиты. Этимнародам, как отмечает проф. Щербаковский, свойственна агрессивность и враждебное отношение к другим племенам и народов.

Формирование черт народного характера (человеколюбие, открытость души) происходило не только под влиянием основных видов их деятельности (земледелие, скотоводство, гончарство, пчеловодство), но и под влиянием среды обитания. Бесспорно, эти факторы взаимосвязаны между собой: природно-климатические условия определяют и род занятий людей, и исторический ход событий. Влияние природы на зарождение и развитие исторической жизни давно уже считается аксиому исторической науки. Как метко выразился русский историк Ключевский, сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, это природа его земли.

Однако она нигде и никогда не действует на все человечество одинаково. Неравномерность влияния оказывается на местных особенностях людей, прежде всего бытовых и духовных, которые производятся у них под очевидным влиянием природы. Взятые в своей совокупности, эти особенности и составляют народный темперамент. Среди основных стихий природы, принявших участие в устройстве жизни и фор ни духовных понятий восточных славян, следует отметить бескрайние степные и лесостепные пространства, густую сеть рек, сравнительно умеренный климат и открытый выход к Черному морю, которое служило географической, политической и хозяйственной основой украинской земли. Бесконечность и богатство удобных для жизнедеятельности свободных территорий позволяли родственникам или соплеменников при первом же конфликте или внутринне-племинному неудовлетворении переходить на новое место жительства. Эти факторы закрепляли в характере людейдоброжелательность, незлобивость, миролюбие.

Формирование гуманистических традиций у предков украинского проходило также под влиянием общественного устройства. Древние славяне (известные из исторических источников от VI в. Р. Н.э.) жили родовыми общинами. Грушевский, освещая сущность такого родового строя, отмечает: "Роды жили отдельно," в себе ", как говорит летописец как наши хутора заднепровские или горные карпатские села. Люди сходились на определенные места на те игрища святочные пределы села, на судне" коповища ", где правили суд над сердцу;, выискивали воров. Общими силами для защиты от врагов, чтобы было где укрыться в опасную волну, ставили себе" город ", то есть место ограждено, обведено рвами и валами, куда можно было свезти своих старых и малых, женщин и детей и всякое добро...»

Выполнение трудоемких работ было посильным только для большого коллектива. Именно поэтому в жизни славян особое значение приобрела община. Она была органом местного крестьянского самоуправления, к компетенции которого принадлежали земельные переделы, налогообложения, судебные дела, а также вопросы помощи нуждающимся. Родовая община была объединена взаимным долгом родственников в материальной помощи, защите и мести за причиненные обиды. Эта взаимосвязь был обусловлен как коллективным характером производства, так и родственными связями между членами рода.

У восточных славян закрепились определенные общественные стереотипы поведения, среди которых важнейшими были реципрокация и редистрибуции. Именно эти процессы были в основе ранних формсоциальных отношений, а их главное назначение связано с функциями защиты индивида в системе рода.

С распадом родовых связей (начало IX в.) древние славяне начали объединяться в территориальные или соседские общины, включавшие в себя несколько семей и обладали определенной территорией. Такие объединения назывались по второму или вервь и создавались для осуществления общих дел, в том числе и помощи нуждающимся. Единство такой общины поддерживалась хозяйственными связями.

 

Формы социальной помощи

Практика осуществления защиты в системе рода и общины нашла отражение в конкретных формах помощи и взаимопомощи, основными из которых были:

а) культовые с различными сакральными (т.е. относящимися религиозного культа и ритуала) атрибутами

б) общинно-родовые врамках рода, семьи, поселения

в) хозяйственные.

а) Культовые формы помощи и поддержки

Среди культовых форм помощи исследователи истории социальной работы называют прежде всего поклонение определенным предметам, имевших сакральные свойства, в частности, кругу (колесу). Он означал прежде всего оберег от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности.

Человек не чувствовала себя обособленной существом, а была определенной единством с космическим пространством, его продолжением. Она не противопоставляла себя природе, космосу, а включала себя и растворялось в них.

У древних славян сакральные функции (часто совместно с общественными) выполняли волхвы языческие жрецы, прорицатели, колдуны. Часто они становились своеобразными "регуляторами" общественных отношений. С целью восстановления благополучия общины разоблачали людей, скрывали урожай, или негативно влияли на него. "Охота на ведьм" завершалось их изгнанием или убийством. Такая традиция сохранялась в отдельных поселках вплоть до XIX в.

Поскольку деяния волхвов неразрывно связаны с идеологией поддержки, это стало одним из факторов, что позволяло после отмены языческих богов сохранять языческие традиции. Вот почему сакральная система поддержки существовала еще в течение трех веков. Более поздней формой почитания богов были братчины, которые праздновались сельскими общинами. Они посвящались святому покровителю.

Позже это было традиционное корпоративное (узко групповое) праздник. Оно отмечалось или целым поселком, или несколькими поселками "вскладчину", где каждый участник предоставил какую-то долю продуктов питания на общественные нужды. Праздники были формойблагодарности богам за полученные блага, и, в то же время, выполняли функцию мирного перераспределения имущества.

Другим важным механизмом закрепления реципрокных отношений, связанных их сакральными установками, являлись родовые обряды почитания предков.

Считалось, что умершие предки способствовали плодородия и урожая.и в день захоронений и в дни поминок родственники жертвовали какую-то милостыню.

Вот как описывает обряд погребения известный историк М. Грушевский: "О жите человеческое верили, что оно не кончится со смертью: умершие продолжают жить, могут появляться между людьми, поэтому надо добрым, сутим похоронами заслужить себе одолжение покойника, чтобы не досаждал и не вредил по смерти. Пряча покойника, вместе с ним клали, разные Ричи домашние, убивали скот домашнюю, а часто случалось давнейшими временами, что и женщина-вдова убивала себя на могиле... Вместе с покойником засыпали или жгли краеугольным добром. На могиле, производили поминки, пили, гуляли, порой (особенно в богаче), разные игры производили (это называлось "тризна", при том досыпали могилу.

Кобщественных форм помощи, связанных с культом смерти, принадлежали общественная тризна, общественная милостыня, "блюдо", представление натуральными пищевыми продуктами.

Еще один аспект сакрализации процесса помощи культ героя, соблюдение общественных традиций. Показательны здесь княжеские пиры, которые собирали дружинников (дружинник не только питается у князя, пиры его право). В княжеских пирах среди "медопиття" складывались высокие христианские добродетели: милость, человеколюбие. Ведь обязательными участниками трапез были калеки-прохожие, нищие, которые получали богатую милостыню.

форме помощи и взаимопомощи между князем и дружинниками был выкуп пленных. Этот факт был зафиксирован договорами князя Олега с Царьградом (911 г.) и князя Игоря. "О спасении пленных". Ими определялись взаимные обязанности по выкупу русичей и греков, в какой бы стране они ни находились, и возвращения их на родину. Договор считается первым в Украине документальным свидетельством заботы государства о тех своих граждан, которые в этом нуждаются.

б) Общинно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, поселения

Существовали как индивидуальные, так и коллективные формы поддержки и защиты.

Помощь оказывалась старикам, сиротам, вдовам (индивидуальная форма защиты), а также семье, соседской общине, целому роду (коллективная защита).

Забота о престарелых на ранних этапах общественных отношений не проявлялась. Существует утверждение (проф. Горелый А.Г.), что среди наших древних предков существовал инфатицид (узаконенное убийство) и по отношению к детям, и по отношению к старым. Позже к определению "старый" добавляется "мудрый" и в них появляется уважительное и заботливое отношение.

Формы поддержки пожилых людей были разные. Если на помощь не приходила семья, то заботу о них брала на себя община. Она могла принять решение о специальном отвода престарелым земель, что давало возможность заготовки сена. Если же старенькие были совсем немощными, они ухаживали общиной. Наклонную человека определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней в различных членов общины. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.

Не менее интересные подходы к поддержке сложились в отношении детей-сирот. Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое"приймацтво". Принимали в семью сироту, обычно люди старшего возраста, когда им уже трудно было самостоятельно вести хозяйство или когда они не имели наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, справляться с хозяйством и т.д.

Другая форма поддержки сироты общественная помощь. Она по характеру совпадала с помощью немощным старикам. Ребенок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначить "общественных" родителей, которые брали его на содержание. Однако, если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты называлась воспитанниками.

Возникли формы помощи вдовам. Им оказывали помощь продуктами, проходило, как правило, после сбора урожая. Сельская община предоставляла вдовам также землю. На них распространялись такие же формы мирской опеки, как на престарелых.

в) Хозяйственные формы помощи и взаимопомощи

В их основе лежит «всякая взаимовыручка", в узком, экономическом смысле форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением в ней распределения по труду и личной собственностью. Ранние формы помощи и взаимопомощи (реципрокации) первоначально имели ритуальный характер и до XIX в. хранились в виде народных праздников. Древнейшие славянские праздники исследователи связывают с четырьмя временами года, каждому из которых соответствовали свои братчины, вечерницы, беседы. Обычно эти праздники связывали с ритуальным персонажем Ярило, который олицетворял плодородие, урожай.

Практиковались различные формы крестьянских "помочей". При всем их разнообразии они имели определенный сценарий, в котором хранились остатки магических аграрных культов.

Среди различных видов "помочей" как специфической формы групповой поддержки можно выделить обязательные внесезонные и сезонные. Первые были обусловлены экстремальными ситуациями, например, пожарами, наводнениями, массовым падежом скота. Особой формой поддержки были "наряды общиной", они проводились в семье, когда взрослые ее члены были больными.

Соседи приходили, чтобы растопить печь, накормить скот, ухаживать детей. Обязательными были "помощи" при построении дома, сборе урожая. При коллективных "помочах" происходило разделение труда, где определенные виды работ выполняли представители разных возрастных и половых групп: мужчины, например, пахали, женщины бороновали, старцы сеяли.

Одной из активных форм помощи были пастбища. Они были одновременно и формой совместной деятельности, и формой помощи бедным крестьянам, включая в себя совместную обработку земли, перевозки сена, хлеба, строительство дома, мельницы и т.д.. Часто собирались на толоку по экономическим соображениям. Например, именно по этим мотивам женщины ходили вместе мяты лен: чтобы не топить в сарае по несколько раз в одном дворе. Своеобразной формой многих р складчины общая кормление и общая заготовка кормов для скота.

Еще один вид хозяйственной помощи совместное использование рабочего скота, когда обработка земли осуществлялась "наемными волами". Здесь предусматривался взаимный обмен услугами, когда одна и та же личность их и предоставляла, и принимала.

Таким образом, в древнейший период славянской истории зародились интересные формы помощи и поддержки. Они имели не только внутренне родовой характер, но и вышли за его пределы, стали основой для христианской модели помощи и поддержки уязвимых слоев населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: