ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ




(практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

 

по направлению подготовки (специальности)

41.03.05 Международные отношения

 

 

Выполнила:

 

Яуфман Юлия

 

Руководитель учебной практики от ФГБОУ ВО «КубГУ»:

Ратушняк О.В. доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений КубГУ, докт. ист. наук, доцент

 

Краснодар

2019 г.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Кубанский государственный университет»

 

Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

 

 

Д Н Е В Н И К

ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

 

 

Практикант: студентка 2 курса Яуфман Юлия

Направление подготовки: 41.03.05 – Международные отношения

База практики: Государственный орган «Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае и его аппарат»

Место проведения практики: г. Краснодар, ул. Советская, 35

Сроки проведения практики: 6 – 19 июля 2019 г.

 

 

Дата Содержание выполняемых работ Отметка руководителя практики от организации (подпись)
06.07.2019 Инструктаж по технике безопасности. Лекция о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае  
11.07.2019 Посещение Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и знакомство с его деятельностью  
08.07.- 13.07. 2019 Сбор и анализ материала в рамках выполнения индивидуального задания    
15.07.- 18.07.2019 Подготовка отчета / аналитической записки  
19.07.2019 Презентация / защита отчета  

 

г. Краснодар, 2019 г.

Руководитель практики от ФГБОУ ВО «КубГУ»: доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений КубГУ   О.В. Ратушняк Руководитель практики от организации: начальник отдела по взаимодействию с органами власти и информационно-аналитическому обеспечению в государственном органе «Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае и его аппарат» В.В. Прилепский  

 

 

ОТЧЕТ

по учебной практике

(практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

 

Я, Яуфман Юлия, студентка 2 курса факультета ФИСМО КубГУ проходила учебную практику в Государственном органе «Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае и его аппарат» под руководством начальника отдела по взаимодействию с органами власти и информационно-аналитическому обеспечению В.В. Прилепского с 6 июля 2019 г. по 19 июля 2019 г.

За время практики я ознакомилась с основными обязанностями, деятельностью и документами Государственного органа «Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае и его аппарат», а также подготовила аналитическую записку, совместно с Андраби Амраном Ахмад, Баглий Анастасией Сергеевной, Маковицкой Натальей Сергеевной, Стукачем Юрием Андреевичем, с анализом состояния прав человека (личных, политических, социально-экономических, культурных) в Афганистане (прилагается).

 

Исполнитель:

студентка 2 курса ФИСМО КубГУ подпись Яуфман Ю.

 

 

Анализ положения прав человека в Афганистане

 

Проблема прав человека давно является острой проблемой, как для отдельно взятых стран, так и для международных организаций во всем мире. 1Права человека - это права присущие каждому индивиду, независимо от принадлежности его к определенной нации, стране, полу, этносу, также это не зависит от цвета или оттенка кожи индивида, религии которую он исповедует, родного языка и разного рода иных признаков. Все люди на одинаковом уровне обладают правами человека, элиминируя разного рода дискриминацию, а также на находятся на одинаковом правовом уровне в социуме, претендуют на равную защиту этих прав, и должны нести соответствующие наказание за нарушение прав других индивидов. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

Ни одно государство в мире не отрицает важности соблюдения прав человека. Однако в разных странах уровень соблюдения их отличается. Это обусловлено, в первую очередь, уровнем развития государства, а также историческими, социальными и культурными особенностями. Права человека дают человеку возможность самоутвердиться в своей жизни, определить свое отношение к мировоззрению или выбор религии. Они нормативно устанавливают рамки дозволенного во взаимодействии между людьми, устраняют противоречия в вопросах сочетания свобод людей, что дает нормальное функционирование общества и государства в целом.

Для регулирования прав человека 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблей ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека. В этом документе отражены основные права и свободы для индивидов, но декларация носит лишь рекомендательный статус для стран-членов ООН.

Еще задолго до разработки Всеобщей декларации прав человека и гражданина во времена Эпохи Просвещения идеи о Естественном праве человека вылились в Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции[1].

Контроль за соблюдением прав человека осуществляет институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена), выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством. Он зародился в Швеции в XII в. Тогда омбудсменом называли человека, который был ответственным за сбор компенсаций от имени пострадавшей стороны с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо».[2]

Изначально, во времена абсолютной монархии, омбудсмены служили королю и контролировали от имени верховной власти деятельность всех нижестоящих чиновников и судей. Со временем, по мере перехода к конституционной монархии, роль омбудсмена увеличилась, и он получил полномочия следить за деятельностью администрации от имени парламента. Эти полномочия были закреплены в конституции Швеции от 1809 г.

Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека».

Основная цель деятельности института уполномоченного по правам человека - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Основные задачи, решаемые на пути к этой цели: восстановление нарушенных прав и свобод, посредническая, правотворческая, информационно-воспитательная

Таким образом, институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.

На сегодняшний день не менее чем в ста странах мира существует институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена), но многие пренебрегают этим способом защиты прав, или не знают о нем.

Опыт работы омбудсменов в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Однако, несмотря на наличие серьезных сдвигов в этой области общественных отношений, и здесь не обходится без различного рода нарушений, дискредитирующих и институт омбудсмена, и власть, и весь смысл и сущность правовой системы.

Идеально права человека не соблюдаются нигде и никогда – процесс отстаивания этих прав должен происходить постоянно. Их несоблюдение связано с рядом факторов, из которых наиболее важными и существенными являются:

- политический режим государства;

- экономическая ситуация в стране;

- культурные традиции отдельно взятой страны;

- халатность госслужащих на местах;[3]

Присоединение Афганистана к общепризнанным международно-правовым актам по правам человека сопровождалось определенными особенностями, которые редко встречаются в международной практике. Обычно присоединение страны к какой-либо международной конвенции по правам человека велось через процедуру подписания и ратификации этого документа, однако Афганистан прошел к 2004 году, когда окончательно сложились основы ныне действующего законодательства, столь сложные и резкие перемены, что трудно говорить о какой-то политической преемственности.

Афганистан уже к началу 1990-х годов являлся участником многих международно-правовых актов по правам человека, которые были подписаны разными правительствами. Среди них была Конвенция от 25 сентября 1926 года «О рабстве», подписанная Афганистаном в 1935 году, а также Конвенция от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» и Международный пакт о гражданских и политических правах, подписанные в 1983 году.

Конституция в качестве главного закона в любом государстве имеет основополагающее значение, регулируя экономические, социальные, политические и культурные отношения, среди которых и межнациональные отношения в обществе. В конституции определяются нормы и положения, которые регулируют права и обязанности граждан, функционирование и взаимодействие законодательных и исполнительных органов, в рамках которых граждане и государственные органы вступают между собой в правовые отношения.

Вместе с этим в многонациональных государствах конституцией должно обеспечиваться национальное единство всех народов, которые проживают в стране, их равноправие перед законом. В этом отношении Афганистаном пройден долгий путь совершенствования системы законодательства: от признания основных прав и свобод личности до самого факта признания того, что государство имеет многонациональный характер.

Личным правам человека в Конституции посвящена отдельная глава под названием: «Основные права и обязанности граждан». В начале раздела говорится о равенстве, свободе и праве на жизнь каждого жителя Афганистана: «Статья 22. Равенство.(1) Любые дискриминации и привилегии среди граждан Афганистана запрещены. (2) Граждане Афганистана, вне зависимости от пола, обладают равными правами и обязанностями. Статья 23. Жизнь. Жизнь – это дар Божий и естественное право человека. Никто не может быть лишен этого права, кроме случаев, предусмотренных законом. Статья 24. Свобода, человеческое достоинство. (1) Свобода – это естественное право человека. Это право безгранично, если не задеваются права других людей или государственные интересы, регулируемые законом. (2) Свобода и достоинство человека неприкосновенны. (3) Государство обязано уважать и защищать свободу и достоинство человека.»[4]

Кроме личных прав в этой главе отражена и политические права человека. Например, 33 статья гарантирует право граждан избирать и быть избранными. В статье 31 указывается, что: «Каждый человек, находящийся под арестом, для защиты своих прав может обратиться за помощью к адвокату. Обвиняемый человек, находящийся под арестом, имеет право получать информацию о предъявленном обвинении, а также вызываться в суд в рамках ограничений, установленных законом.»

К социально-экономическим правам относится право человека на выражение своей точки зрения (устно, письменно, иллюстративно или другим способом) соблюдая положения Конституции. Статья 36 включает в себя право на невооруженные демонстрации для законных и мирных целей. В статье 39 указано что: «Каждый афганец имеет право путешествовать или поселяться в любой части страны за исключением территорий, запрещенных законом. Каждый афганец имеет право путешествовать за рубежом и возвращаться домой в соответствии с положениями закона. Государство должно защищать права граждан Афганистана за рубежом.

Согласно тексту статьи 44 работа является правом каждого афганца. Рабочие часы, оплачиваемые отпуска, права работников и работодателей, и другие подобные дела регулируются законом. Выбор должности и профессии является свободным в рамках закона. Так же есть статья, запрещающая принудительный труд, однако активное участие во время войны, бедствий и других ситуаций, которые угрожают жизни и общественному благополучию, является основной обязанностью каждого афганца. Отдельно стоит отметить, что в данной статье указано, что дети не должны привлекаться к принудительному труду. Здесь же указано что любой человек, пострадавший от чрезмерного вреда, нанесенного деятельностью руководства, наделен правом компенсации, которую он может требовать через суд. За исключением случаев, предусмотренных в законе, государство не может предъявлять претензии без постановления уполномоченного суда.

Отдельно следует выделить статью 52 Здравоохранение, больницы, физическое воспитание, спорт. В ней сказано, что Государство обязано обеспечить бесплатную возможность профилактики заболеваний и медицинскую помощь, а также обеспечить всех граждан Афганистана надлежащим помещением и оборудованием в медицинских учреждениях. Государство стимулирует и защищает создание и распространение частного обслуживания больных и медицинских центров в соответствии с законом. Государство принимает необходимые меры для пропаганды физического воспитания и улучшения положения спорта на государственном и местном уровнях. Так же есть отдельная статья посвященная инвалидам: «Государство принимает необходимые меры для упорядочения медицинского обслуживания и финансовой поддержки тех лиц (или их ближайших родственников), кто подвергался пыткам и мучениям или является без вести пропавшим, физически или умственно неполноценным, а также принимает меры по их активной интеграции в общество в соответствии с законом. Государство гарантирует права и привилегии пенсионеров, физически и умственно неполноценных людей, а также оказывает необходимую помощь нуждающимся сиротам, пожилым людям и женщинам, потерявших кормильца, в соответствии с законом.»

Однако общая ситуация с правами человека в Афганистане по-прежнему остаётся неблагополучной. Как отмечает Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, страна не обладает необходимой силой и способностью, чтобы обеспечить правопорядок, судебная система далека от совершенства. Всё это усиливает нарушение прав человека в Афганистане. Нарушения прав человека во всех районах страны являются обычным делом. Главными нарушителями являются силы региональных группировок и местных полевых командиров. Поэтому создание обстановки безопасности по всей стране остаётся важнейшим предварительным условием для обеспечения прав человека и создания государственных и негосударственных институтов по защите прав человека в Афганистане.

Очень часто нарушение прав человека происходит на этнической почве. Так нарушаются права пуштунов, живущих на севере страны, который является в основном таджикским и узбекским. Кроме этого, таджики притесняют узбеков и наоборот. Большому притеснению подвергаются хазарейцы не в местах их компактного проживания, где они составляют большинство. В Афганистане даже говорят, что в своё время талибы разоружили всевозможные военные формирования на подконтрольных им территориях и установили там мир и порядок, а теперь беззаконие вновь вернулось в некоторые районы.

При режиме талибов произошли значительные изменения, которые коснулись жизни женщин в Афганистане. Многие гендерные проблемы по сей день остались неразрешенными, но в настоящее время, к счастью, ситуация постепенно начинает налаживаться. Намного хуже все было в восьмидесятых-девяностых годах прошлого века, когда женщин фактически лишили всех прав.

Женщины во времена правления талибов были в крайне униженном и забитом положении — во-первых, женщинам сразу же запретили получать образование. Талибы считали, что образованная женщина уже не так хорошо подчиняется мужчине и якобы начинает отходить от "норм ислама". Что самое интересное, ничего подобного в Коране нет — ни про отрубание рук, ни про то, что женщины не должны учиться — талибы всё это просто выдумали, чтобы держать людей в страхе и неведении. Во-вторых — во времена талибов женщинам запретили появляться вне дома без сопровождения мужчины. Талибы считали женщину очень глупым созданием, которое без мужчины тут же "пуститься во все тяжкие", и поэтому выходить ей одной из дома нельзя совсем — с ней должен обязательно должен быть мужчина, пусть это будет даже пятилетний ребенок.[5]

Женщин в Афганистане нельзя фотографировать и снимать на видео, их изображения не допускается размещать в книгах, журналах, газетах или даже в собственных домах. Все словосочетания, в которых присутствовало слово «женщина», видоизменялись. Например, «женский двор» менялся на «весенний двор». Афганки не могли появляться на балконах любых зданий, выступать на радио или телевидении, присутствовать на любых культурных мероприятиях.

Права женщин в Афганистане повсеместно нарушаются. Это же касается и сферы образования. Формально талибы поощряли образование, но только до восьми лет. Объяснялось, что такие меры предпринимаются для предотвращения контакта с мужчинами и как дополнительная мера безопасности. Учебная программа была изменена: она стала более «исламизированной», побуждала юных афганских девушек к совершению джихада. Таких примеров можно привести достаточно много.[6]

Права женщин в Афганистане не всегда ущемлялись. В 1919 году, например, жительницы страны получили возможность голосовать на выборах, а в середине прошлого века им было разрешено не носить паранджу. В 1960-м в Конституции появилась норма о равных правах (без учета половой принадлежности). Но смута, бедность, отсутствие юридической и социальной защищенности, сиротство и вдовство сделали афганских женщин полностью зависимыми от мужчин. Все усугубилось, когда к власти пришло радикальное движение «Талибан».

В Афганистане ведется ущемление прав не только женщин, но и детей. Уровень детской смертности особенно высок в Афганистане, и, согласно международным данным, ожидаемая продолжительность жизни при рождении считается самой низкой.

Статистика показывает, что 35% новорожденных имеют недостаточный вес. Даже сегодня 87% родов происходят в доме беременной матери и обычно без надлежащей медицинской помощи. Это так, потому что в высокопатриархальном афганском обществе женщины не часто получают разрешение покинуть свой дом, даже пойти в больницу. Поэтому 1 женщина из 8 умирает во время родов.

В Афганистане существует очень ограниченное количество больниц. Иногда нужно пройти сотни километров, чтобы добраться до одной из этих больниц. Кроме того, медицинским работникам не хватает надлежащей подготовки и соответствующего оборудования.

Сегодня только около 60% афганских детей отправляются в школу, и только 28% взрослого населения являются грамотными. Кроме того, в системе образования отсутствует инфраструктура. В Кабуле число учащихся в некоторых классах возрастает до 60.

Афганистан также печально известен тем, что является страной, которая имеет наибольшее число террористических атак, направленных на школы, в частности на школы для девочек. Дети в Афганистане часто становятся жертвами насилия. В 2009 году около 250 детей были убиты во время террористических атак.

Ожидается, что в Афганистане около 20% детей будут работать, чтобы обеспечить себя и свою семью. Уличные торговцы, водовозы, сборщики картона, полировщики обуви, юристы такси, домашние прислуги, помощники в бутиках — это та самая случайная работа, которую выполняют афганские дети.[7]

Если говорить о ужасающих традициях Афганистана, нельзя ни упомянуть о таком явлении как бача-бази. Бача-бази в переводе с персидского означает «игра с мальчиком» или «игра детей» и является одним из любимых развлечений состоятельных афганцев. Юношей от 11 до 18 лет наряжают в женскую одежду и заставляют танцевать перед аудиторией, состоящей исключительно из мужчин. Обычно в конце представления мужчина, заплативший больше всех, проводит ночь с мальчиком. Масштабы этого явления в стране настолько велики, что без бача-бази не обходится ни один праздник. Мальчиков обычно находят среди местных попрошаек, выбирая тех, кто обладает наиболее женственной внешностью. Так как в Афганистане огромное количество многодетных семей и очень низкий уровень жизни, родители зачастую сами продают сыновей любителям бача-бази, прекрасно зная, какая участь ждет детей. Затем «сутенер» мальчика учит его танцевать и играть на музыкальных инструментах. Как только он понимает, что ученик готов выступать, юношу привозят на празднества, где тот ублажает мужчин. Гонорар, полученный за выступление, почти полностью достается «сутенеру». Сам мальчик получает лишь незначительное вознаграждение, которое, как правило, отдает своей бедствующей семье.

В начале 2011 года Афганистан подписал соглашение с Организацией Объединенных Наций о прекращении вербовки детей в национальную полицию; после того, как он был включен в черный список ООН с 2010 года. Таким образом, правительство делает первый шаг в важном процессе, который может скоро ознаменовать конец эры детей-солдат и поможет уже травмированным бывшим бойцам реинтегрироваться в гражданскую жизнь.

Работа, которая проводится в Афганистане по защите прав человека, очень важна. Но необходимо трезво оценивать её масштабы и результаты. Права человека в Афганистане нарушают не только местные боевики из незаконных военных формирований. В конце прошлого - начале нынешнего года появился ряд тревожных свидетельств, что права человека нарушают новые органы государственной власти в центре и на местах. Некоторые наблюдатели отмечают, что новое правительство вновь навязывает некоторые исламистские ограничения, которые существовали при режиме талибов, включая кодекс уголовных наказаний, предусмотренный исламским правом (шариатом). Многие в Афганистане и за его пределами считают, что инициатором ведения различных ограничений является председатель Верховного Суда Фазл Хади Шинвари, клерикал - консерватор. Именно он 21 января 2003 года запретил кабельное телевидение в Афганистане на том основании, что оно антиисламское, и призвал положить конец совместному обучению в учебных заведениях.

Право на свободу слова и печати отстаивалось афганским правительством и представлено в Конституции. В ст. 34 говорится: “Свобода слова неприкосновенна. Каждый афганец имеет право устно, письменно, иллюстративно или другим способом выражать свою точку зрения, соблюдая положения Конституции. В соответствии с законом, каждый афганец имеет право печатать и публиковать статьи без предварительного просмотра представителями государственной власти”.[8]

Также Конституция Афганистана признала Всеобщую Декларацию прав человека в целях дальнейшей поддержки демократии и прав и свобод, включая свободу слова.

Однако свобода слова, так или иначе, была поставлена под сомнение. Ряд чиновников неоднократно вводили журналистов в заблуждение. Они безнаказанно причиняют физический вред журналистам.

В прошлом году Афганистан, как сообщается, занял первое место в списке по числу журналистов и сотрудников средств массовой информации, погибших в результате нападений, связанных с их деятельностью4. В списке, опубликованном международной федерацией журналистов, Афганистан был первым с гибелью 16 журналистов. Таким образом, несмотря на то, что Конституция Афганистана защищает свободу слова, повстанцы наносят сильный удар по этой свободе. [9]

 

 

Анализ проведен:

Андраби Амраном Ахмад

Баглий Анастасией Сергеевной

Маковицкой Натальей Сергеевной

Стукачем Юрием Андреевичем

Яуфман Юлией


[1] Анохин Ю. В., Воробьева С. А. О праве и правах человека в теории правопонимания // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. №3 (25) С.4-10

[2] БашимовМ.С. Институт омбудсмена — Астана: Фолиант, 2003. — С 78.

[3] Хван Г. С. Права человека в современном мире // Власть. 2008. №12 С.50-56

[4] Конституция Афганистана. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=893378 (дата обращения: 14.07.2019)

[5] Махризи Мехди. Личность и права женщин в исламе. Тегеран

[6] Революционная Ассоциация Женщин Афганистана (Revolutionary Association of the Woman of Afghanistan. RAWA) [Электронный ресурс] // URL: www.rawa.org (дата обращения: 13.07.2019)

[7] Мухаммад Шариф Шарифи. Проблемы развития образования в Афганистане: к постановке вопроса // Вестник педагогического университета. - Душанбе, 2010. -№ 1

[8] Конституция Афганистана. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=24. (дата обращения 13.07.2019)

[9] Больше всего журналистов с начала 2018 года погибло в Афганистане. URL: https://www.interfax.ru/world/619283. (дата обращения 13.07.2019)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: