РАЗДЕЛ II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ




Железнодорожный транспорт.

Эксплуатационная длина Восточно-Сибирской железной дороги-3848 км. Отделения дороги - Тайшетское, Иркутское, Улан - Удэнское, Северобайкальское. Управление дороги находиться в городе Иркутске.

Железные дороги обслуживают все виды связей района-ввоз, вывоз, внутрирайонные перевозки, а также транзит.

Общая протяженность длины главных путей составляет 6157,8км, в том числе станционных путей-2341.8км. Свыше 80% её протяженности электрифицировано.

Главный ход дороги Тайшет-Иркутск-Улан-Удэ-Петровск-Забайкальский является звеном Транссибирской магистрали. Вместе с тем на этом ходу расположены и им обслуживаются почти все основные хозяйственные и культурные центры юга Восточной Сибири -Тайшет-Зима, Черемхово, Усолье-Сибирское, Ангарск, Иркутск, Шелехов, Улан-Удэ и Петровск-Забайкальский. В полосе тяготения к этому ходу сосредоточена основная масса населения и преобладающая часть промышленности и сельского хозяйства Иркутской и Бурятской областей.

К Транссибирской магистрали примыкают линии Тайшет-Братск-Усть-Кут (станция Лена) с ответвлением Хребтовая-Усть-Илимскому лесопромышленному комплексу и Рудногорскому железорудному месторождению и Улан-Удэ-Наушки.

По электрифицированному участку Тайшет-Усть-Кут вывозятся на Транссибирскую магистраль на Южсиб лес и железная руда. По этому участку поступают различные материалы для Братско-Усть-Илимского территориально-производственного комплекса и для строительства хозяйственных объектов в зоне Байкало-Амурской магистрали. По этому же участку идут грузы для Якутии и Приленских районов Иркутской области(перевалка этих грузов на воду производится в Осетровском порту).

Линия Улан-Удэ-Наушки является частью направления на Улан-Батор-Пекин и обслуживает как внешние связи нашей страны, так и потребности хозяйства Южной Бурятии.

Довольно значителен на дороге удельный вес транзитных перевозок.

Наиболее важными транспортными узлами являются Иркутск, Улан-Удэ, Черемхово, Ангарск, Тайшет, Братск, Усть-Кут.

На долю Восточно-Сибирской железной дороги приходится наибольшая часть грузооборота, выполненного всеми видами транспорта Восточной Сибири - 88% всех грузов. Ежегодно на ВСЖД перевозится более 278,2 млн.т.км различных грузов - это уголь, нефть и нефтепродукты, лесные грузы, руда и многое другое.

Северный участок Восточно-Сибирской магистрали - Байкало-Амурская магистраль <https://cargo.rzd.ru/isvp/public/cargo?STRUCTURE_ID=893>. В 2003 г. на этом участке запущен в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель <https://cargo.rzd.ru/isvp/public/cargo?STRUCTURE_ID=892>, который является крупнейшим в России и пятым по протяженности в мире. Его длина - 15 343 метра, глубина в некоторых местах достигает 1 км. Большая часть тоннеля проходит в зоне тектонических разломов, пересекает Северо-Муйский горный хребет, (его протяженность - 300 км, ширина 20-30 км, абсолютные отметки высоты достигают 2500 м). 5 декабря 2003 года Северо-Муйский тоннель был сдан в эксплуатацию. <https://cargo.rzd.ru/isvp/public/cargo?STRUCTURE_ID=892>

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Речной транспорт.

В Восточной Сибири главные водные артерии - Енисей с Ангарой, Лена с притоками и озеро Байкал.

Протяженность судоходного пути по Енисею составляет более 3300 км. Он соединяет южные районы Восточно-Сибирского экономического района с Заполярьем и для многих мест региона является единственной транспортной магистралью. Навигация на Енисее продолжается 4-5 мес. В перевозках преобладают строительные материалы, каменный уголь, зерно, нефтепродукты, лес, металлы. Важное место в работе речного транспорта на Енисее занимает обслуживание Норильского медно-никелевого комбината. Используя притоки Нижней и Подкаменной Тунгуски, речными судами доставляются грузы по Енисею в отдаленные районы эвенского автономного округа.

Река Ангара имеет протяженность от Байкала до Енисея 1800 км. По ней доставляется лес, каменный уголь, строительные материалы. На Енисее основными портами и пристанями являются Красноярск, Енисейск, Лесосибирск, Маклаково, Дудинка, Игарка, Абакан, а на Ангаре - Иркутск, Ангарск, Братск, Усолье-Сибирское, Макарьево.

По озеру Байкал осуществляются перевозки леса, каменного угля, строительных материалов, рыбы и других грузов.

На р. Лене судоходство осуществляется на протяженности 4 тыс. км. Она связывает отдаленные районы Якутской АССР с основной железнодорожной магистралью (порт Осетрово). Для судоходства широко используются притоки Лена-Витим, Алдан, Олекма и Вилюй. Регулярное судоходство по Лене ограниченно на участке Осетрово-Киренск из-за мелководья.

С железной дороги на Лену грузы поступают в порту Осетрово, а с Северного морского пути в порту Тикси. Другими портами-пристанями на Лене и её притоках являются Якутск, Киренск, Ленск, Витим, Жиганск, Хандыга.

По Ленскому бассейну перевозятся разнообразные грузы, особенно значительны объемы каменного угля, нефтепродуктов, леса, машин, оборудования, промышленных и продовольственных товаров. Для обслуживания хозяйственных связей северо-восточных районов Якутии и Магаданской области речной транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров на реках Яна, Индигирка и Колыма.

В районе тяготения Восточно-Сибирской железной дороги существует компания ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» - основной грузоперевозчик по водным путям: Ангара и её притоки, Байкал, Селенга. Флот компании состоит из 142 самоходных судов. Деятельность Восточно-Сибирского речного пароходства простирается на огромной территории в несколько тысяч квадратных километров и связана с функционированием таких субъектов Российской Федерации как Иркутская область, Бурятия. Восточно-Сибирское речное пароходство располагает также судостроительными и судоремонтными предприятиями и рядом других структурных подразделений, которые обеспечивают полный производственный цикл деятельности компании.

Морской транспорт.

Через устье Енисея Восточно-Сибирский экономический район связан с Северным морским путем. Он включает шесть арктических морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское.

Судоходство в этом бассейне отличается исключительно суровыми условиями. Большинство этих морей круглый год покрыто льдами. Для проводки судов здесь часто используют ледоколы. При этом ледяные условия усложняются с запада на восток, особенно тяжелы они в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском.

Самый крупный порт бассейна-Мурманск. Основными грузами переработки являются лесные, уголь, руда, апатиты, строительные материалы, рыба и др. Порт не замерзает круглый год. В Мурманске базируется ледокольный флот, обслуживающий Северный морской путь. Крупным портом в Белом море является Архангельск. Специализирован в основном на погрузке леса и лесоматериалов. На вывозе разнообразной продукции лесоперерабатывающих предприятий специализируются остальные Беломорские порты-Кандалакша, Мезень, Беломорск, Онега, Кемь.

Важные порты:Диксон, Дудинка, Игарка. Крупным морским портом является Дудинка.Через этот порт осуществляются связи Норильского горно-металлургического комбината с Мурманском и Архангельском (Северный район). С портом комбинат соединен ведомственной железнодорожной веткой Талнах - Норильск - Дудинка.

Через порты Северного морского бассейна наша страна осуществляет торговые связи со странами Северной и Западной Европы. Объем перевозок на экспорт в этих портах превышает 40%. Это в основном лесные грузы, апатиты. Железная руда, строительные материалы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: