РАЗДЕЛ IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ СПРОСА НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, СТРУКТУРЫ И НАПРАВЛЕНИЙ ОСНОВНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ




 

Железнодорожная сеть Восточно-Сибирского экономического района характеризуется концентрацией перевозок в транспортных узлах, обслуживающих промышленные комплексы, шахты, рудники, нефтеперерабатывающие и металлургические заводы и другие предприятия.

Значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Монголией, через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами дальнего зарубежья.

Важное значение имеет речной транспорт (судоходен Енисей). Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским транспортом, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.

Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо, что препятствует освоению ценных природных ресурсов. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

В 2005 г. объем отправления грузов железнодорожным транспортом в Иркутской области составил 68,7 млн. тонн, с ростом к предыдущему году на 9,7%, что вдвое превосходит среднесетевую динамику. К 2010 г. прогнозируется рост объема отправления до 83 млн. тонн, т. е. еще более чем на 20%.Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте РФ за 1995-1997 гг., %.

Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двукратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью. В перспективе планируется строительство газопровода, по которому газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.

Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 47% от объема перевозок с преобладанием погрузки и выгрузки угля-42,1 млн. т (60% от местного сообщения), минерально-строительных материалов-10,6 млн. т(15%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по углю 70% и минерально-строительным материалам-более 90%.

 

Таблица 3. Транспортный баланс отдельных грузов крупного Восточно-Сибирского экономического района в 1997году на железнодорожном транспорте, млн.т.

Наименование груза Отправление Прибытие Внутрирайонные перевозки Вывоз в другие районы Ввоз из других районов Превышение вывоза над ввозом(+/-) Удельный вес межрайонных перевозок,%
              По вывозу По ввозу
Каменный уголь 60,0 43,1 50,1 26,1 2,5 +23,6 53,4 11,9
Нефтяные грузы 18,1 8,3 6,2 3,5 3,8 -0,3 7,2 21,4
Руда 11,3 10,7 5,4 4,5 1,3 +3,2 7,8 7,2
Лесные грузы 8,4 - 1,4 10,4 3,9 +6,5 23,6 24,8
Цемент 11,7 11,5 3,4 0,5 2,6 -3,1 2,3 14,1
Прочие грузы - - 4,5 2,6 3,6 -1 5,7 20,6
Итого 109,5 73,6 70,2 47,6 17,7 +28,9    

 


Из общего объема угля перевозимого в местном сообщении, более 85%(36 млн.т) приходится на внутриреспубликанские, внутрикраевые и внутриобластные связи. Из других, наиболее крупных (3,3 млн.т) внутрирайонных связей по углю можно выделить перевозку канскоачинских углей (Красноярский край) на Братскую ТЭЦ-6 и Усть-Илимскую ГРЭС (Иркутская область).

По минерально-строительным материалам 87% (9,2млн.т) перевозок в местном сообщении приходится на связи, осуществляемые внутри каждого субъекта, входящего в состав Восточно-Сибирского района.

Наряду с внутрирегиональными связями перевозки Восточно-Сибирского района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Из общего объемы перевозок рассматриваемого района 32% продукции и импортных товаров вывозится за его пределы и около 12% потребляемого в районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозится из других регионов.

Восточно-Сибирский экономический район имеет положительный транспортный баланс. Наибольшее количество грузов вывозится в адрес потребителей Западно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов (76% от общего вывоза Восточно-Сибирского района).

Кроме того, из Восточно-Сибирского района вывозятся лесные грузы, грузы группы «прочие» (цветные металлы, продукция машиностроительного комплекса-производственное оборудование, станки, компрессорные установки, химические товары, продукция легкой и пищевой промышленности) и другие грузы.

Из районов вывозится в значительных объемах: уголь(38% от общего вывоза) преимущественно из Красноярского края (9,7 млн.т) и Читинской области(3,7 млн.т) на покрытие потребностей электроэнергетики Центрального (Рязанская ГРЭС), Западно-Сибирского (ТЭЦ Алтайского края, Новосибирской и Томской области) и Дальневосточного(электростанции Хабаровского, Приморского краев и Амурской области) районов; нефтяные продукты (24%), по которым можно выделить крупнейшие связи из Иркутской области: 3,5 млн.т сырой нефти после налива трубы по ст. Зуй перевозятся железнодорожным транспортом на Хабаровский НПЗ и 4 млн.т нефтепродуктов в Приморский край как для собственного потребления, так и на экспорт; руды всякие(16%)-7,1 млн.т железной руды из красноярского края и Иркутской области на металлургические комбинаты Западной Сибири.

 

Таблица 4. Распределение перевозок в Восточно-Сибирском экономическом районе различными видами транспорта.

Вид транспорта Объем отправления грузов Объем прибытия грузов
  Тыс.т % Тыс.т %
Железнодорожный транспорт 171,4 21,6 135,8  
Автомобильный   18,2 23,1 10,2
Речной 12,9 1,3 5,3 0,9
Трубопроводный 17,8 9,8   1,1
Итого 312,1 50,9 174,2 26,6

 

Данные показывают, что в 1995г. по сравнению с 1992г. в общем грузообороте РФ увеличился удельный вес трубопроводного транспорта на 8,4%. Примерно настолько же уменьшился удельный вес железнодорожного транспорта (на 7,4%) и немного уменьшился вклад морского и внутреннего водного транспорта. Удельный вес автомобильного и авиационного транспорта в период с 1992г. по 1995г. оставался неизменным.

 

Вид транспорта: Удельный вес грузооборота Удельный вес пассажирооборота
  1995г. 1996 г. 1997г. 1995 г. 1996г. 1997г.
Трубопроводный 45,6 54,3   - - -
Железнодорожный 41,9 33,5 34,5 37,2 41,2 34,7
Морской 8,6 8,7   13,6 15,3 12,9
Внутренний водный 2,9 2,4 2,5 17,3 12,6  
Авиационный 0,1 0,1 0,1 0,3 0,2 0,2
Автомобильный 0,9 0,9 0,9 31,7 30,6 34,1
Городской электротранспорт - - - 0,07 0,05 0,05

 

Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали (Москва - Омск - Красноярск - Иркутск - Владивосток) и ответвлений от нее: Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом; Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ - Наушки; Борзя - Соловьевск.

На Транссибирской магистрали в пределах Восточно-Сибирского экономического района от Мариинска до Бамовской грузонапряженности (в грузовом направлении с запада на восток) на железнодорожных участках в 1997 г. Колебалась в пределах от 20,1 млн.т (в 1,6 раза выше среднесетевой) на участке Мариинск-Ачинск до 32,3 млн.т (в 2,6 раза выше среднесетевой) на участке Китой-Суховская.

На остальных участках железнодорожной сети рассматриваемого района грузонапряженность(в грузовом направлении) была ниже среднесетевой по России, которая в 1997 г. Составляла 12,7 млн.т и колебалась от 12,6 млн.т на участке Бискамжа-Карай до 0,7 млн.т на участке Черемхово-Макарьево.

Возрождению экономики страны будут способствовать освоение природных ресурсов в Нижнем Приангарье и зоне Байкало-Амурской магистрали, проходящей по территории Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

железнодорожный груз транспортный

1.Регионалистика: Учебное пособие для вузов. Б.М. Лапидус, Ф.С Пехтерев, Н.П Терешина.-М.:УМК МПС России,2000.-422с.

.Экономическая география транспорта: Учебник для вузов/ Н.Н Казанский, В.С. Варламов, В.Г. Галабудра и др.; под редакцией Н.Н. Казанского. -М.: Транспорт,1991.280с.

.Экономика Сибири: субъекты Федерации: Учеб. пос. - Новосибирск: СибАГС, 1999. - 338 с.

.Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. - 533 с.

.Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 1989. с. 165.

.Павлов В.П. Железнодорожная статистика // Железнодорожный транспорт. Изд. «Транспорт». М., 1995. № 7. с.48.

.Экономическая и социальная география России. // Под ред. Хрущева В.П. М., 1997. с. 291.

.Восточная Сибирь, М., 1963; Тарасов Г. Л., Восточная Сибирь, М., 1964; Кротов В. А., Экономико-географические проблемы Восточной Сибири, в кн.: Сибирский географический сборник, в. 4, М.-Л., 1965; Российская Федерация. Восточная Сибирь, М., 1969 (серия "Советский Союз").

9.Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 9. Вологда - Газели. 1951. 624 стр.,

10.Атлас (9 класс).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: