Железнодорожная сеть Восточно-Сибирского экономического района характеризуется концентрацией перевозок в транспортных узлах, обслуживающих промышленные комплексы, шахты, рудники, нефтеперерабатывающие и металлургические заводы и другие предприятия.
Значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Монголией, через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами дальнего зарубежья.
Важное значение имеет речной транспорт (судоходен Енисей). Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским транспортом, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.
Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо, что препятствует освоению ценных природных ресурсов. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
В 2005 г. объем отправления грузов железнодорожным транспортом в Иркутской области составил 68,7 млн. тонн, с ростом к предыдущему году на 9,7%, что вдвое превосходит среднесетевую динамику. К 2010 г. прогнозируется рост объема отправления до 83 млн. тонн, т. е. еще более чем на 20%.Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте РФ за 1995-1997 гг., %.
Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двукратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью. В перспективе планируется строительство газопровода, по которому газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.
Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 47% от объема перевозок с преобладанием погрузки и выгрузки угля-42,1 млн. т (60% от местного сообщения), минерально-строительных материалов-10,6 млн. т(15%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по углю 70% и минерально-строительным материалам-более 90%.
Таблица 3. Транспортный баланс отдельных грузов крупного Восточно-Сибирского экономического района в 1997году на железнодорожном транспорте, млн.т.
Наименование груза | Отправление | Прибытие | Внутрирайонные перевозки | Вывоз в другие районы | Ввоз из других районов | Превышение вывоза над ввозом(+/-) | Удельный вес межрайонных перевозок,% | |
По вывозу | По ввозу | |||||||
Каменный уголь | 60,0 | 43,1 | 50,1 | 26,1 | 2,5 | +23,6 | 53,4 | 11,9 |
Нефтяные грузы | 18,1 | 8,3 | 6,2 | 3,5 | 3,8 | -0,3 | 7,2 | 21,4 |
Руда | 11,3 | 10,7 | 5,4 | 4,5 | 1,3 | +3,2 | 7,8 | 7,2 |
Лесные грузы | 8,4 | - | 1,4 | 10,4 | 3,9 | +6,5 | 23,6 | 24,8 |
Цемент | 11,7 | 11,5 | 3,4 | 0,5 | 2,6 | -3,1 | 2,3 | 14,1 |
Прочие грузы | - | - | 4,5 | 2,6 | 3,6 | -1 | 5,7 | 20,6 |
Итого | 109,5 | 73,6 | 70,2 | 47,6 | 17,7 | +28,9 |
Из общего объема угля перевозимого в местном сообщении, более 85%(36 млн.т) приходится на внутриреспубликанские, внутрикраевые и внутриобластные связи. Из других, наиболее крупных (3,3 млн.т) внутрирайонных связей по углю можно выделить перевозку канскоачинских углей (Красноярский край) на Братскую ТЭЦ-6 и Усть-Илимскую ГРЭС (Иркутская область).
По минерально-строительным материалам 87% (9,2млн.т) перевозок в местном сообщении приходится на связи, осуществляемые внутри каждого субъекта, входящего в состав Восточно-Сибирского района.
Наряду с внутрирегиональными связями перевозки Восточно-Сибирского района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Из общего объемы перевозок рассматриваемого района 32% продукции и импортных товаров вывозится за его пределы и около 12% потребляемого в районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозится из других регионов.
Восточно-Сибирский экономический район имеет положительный транспортный баланс. Наибольшее количество грузов вывозится в адрес потребителей Западно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов (76% от общего вывоза Восточно-Сибирского района).
Кроме того, из Восточно-Сибирского района вывозятся лесные грузы, грузы группы «прочие» (цветные металлы, продукция машиностроительного комплекса-производственное оборудование, станки, компрессорные установки, химические товары, продукция легкой и пищевой промышленности) и другие грузы.
Из районов вывозится в значительных объемах: уголь(38% от общего вывоза) преимущественно из Красноярского края (9,7 млн.т) и Читинской области(3,7 млн.т) на покрытие потребностей электроэнергетики Центрального (Рязанская ГРЭС), Западно-Сибирского (ТЭЦ Алтайского края, Новосибирской и Томской области) и Дальневосточного(электростанции Хабаровского, Приморского краев и Амурской области) районов; нефтяные продукты (24%), по которым можно выделить крупнейшие связи из Иркутской области: 3,5 млн.т сырой нефти после налива трубы по ст. Зуй перевозятся железнодорожным транспортом на Хабаровский НПЗ и 4 млн.т нефтепродуктов в Приморский край как для собственного потребления, так и на экспорт; руды всякие(16%)-7,1 млн.т железной руды из красноярского края и Иркутской области на металлургические комбинаты Западной Сибири.
Таблица 4. Распределение перевозок в Восточно-Сибирском экономическом районе различными видами транспорта.
Вид транспорта | Объем отправления грузов | Объем прибытия грузов | ||
Тыс.т | % | Тыс.т | % | |
Железнодорожный транспорт | 171,4 | 21,6 | 135,8 | |
Автомобильный | 18,2 | 23,1 | 10,2 | |
Речной | 12,9 | 1,3 | 5,3 | 0,9 |
Трубопроводный | 17,8 | 9,8 | 1,1 | |
Итого | 312,1 | 50,9 | 174,2 | 26,6 |
Данные показывают, что в 1995г. по сравнению с 1992г. в общем грузообороте РФ увеличился удельный вес трубопроводного транспорта на 8,4%. Примерно настолько же уменьшился удельный вес железнодорожного транспорта (на 7,4%) и немного уменьшился вклад морского и внутреннего водного транспорта. Удельный вес автомобильного и авиационного транспорта в период с 1992г. по 1995г. оставался неизменным.
Вид транспорта: | Удельный вес грузооборота | Удельный вес пассажирооборота | ||||
1995г. | 1996 г. | 1997г. | 1995 г. | 1996г. | 1997г. | |
Трубопроводный | 45,6 | 54,3 | - | - | - | |
Железнодорожный | 41,9 | 33,5 | 34,5 | 37,2 | 41,2 | 34,7 |
Морской | 8,6 | 8,7 | 13,6 | 15,3 | 12,9 | |
Внутренний водный | 2,9 | 2,4 | 2,5 | 17,3 | 12,6 | |
Авиационный | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
Автомобильный | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 31,7 | 30,6 | 34,1 |
Городской электротранспорт | - | - | - | 0,07 | 0,05 | 0,05 |
Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали (Москва - Омск - Красноярск - Иркутск - Владивосток) и ответвлений от нее: Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом; Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ - Наушки; Борзя - Соловьевск.
На Транссибирской магистрали в пределах Восточно-Сибирского экономического района от Мариинска до Бамовской грузонапряженности (в грузовом направлении с запада на восток) на железнодорожных участках в 1997 г. Колебалась в пределах от 20,1 млн.т (в 1,6 раза выше среднесетевой) на участке Мариинск-Ачинск до 32,3 млн.т (в 2,6 раза выше среднесетевой) на участке Китой-Суховская.
На остальных участках железнодорожной сети рассматриваемого района грузонапряженность(в грузовом направлении) была ниже среднесетевой по России, которая в 1997 г. Составляла 12,7 млн.т и колебалась от 12,6 млн.т на участке Бискамжа-Карай до 0,7 млн.т на участке Черемхово-Макарьево.
Возрождению экономики страны будут способствовать освоение природных ресурсов в Нижнем Приангарье и зоне Байкало-Амурской магистрали, проходящей по территории Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
железнодорожный груз транспортный
1.Регионалистика: Учебное пособие для вузов. Б.М. Лапидус, Ф.С Пехтерев, Н.П Терешина.-М.:УМК МПС России,2000.-422с.
.Экономическая география транспорта: Учебник для вузов/ Н.Н Казанский, В.С. Варламов, В.Г. Галабудра и др.; под редакцией Н.Н. Казанского. -М.: Транспорт,1991.280с.
.Экономика Сибири: субъекты Федерации: Учеб. пос. - Новосибирск: СибАГС, 1999. - 338 с.
.Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2002. - 533 с.
.Громов И.Н. Единая транспортная система. Изд. «Транспорт» М., 1989. с. 165.
.Павлов В.П. Железнодорожная статистика // Железнодорожный транспорт. Изд. «Транспорт». М., 1995. № 7. с.48.
.Экономическая и социальная география России. // Под ред. Хрущева В.П. М., 1997. с. 291.
.Восточная Сибирь, М., 1963; Тарасов Г. Л., Восточная Сибирь, М., 1964; Кротов В. А., Экономико-географические проблемы Восточной Сибири, в кн.: Сибирский географический сборник, в. 4, М.-Л., 1965; Российская Федерация. Восточная Сибирь, М., 1969 (серия "Советский Союз").
9.Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 9. Вологда - Газели. 1951. 624 стр.,
10.Атлас (9 класс).