Практическое занятие №10




Вопросы для обсуждения:

1.Понятие «технология».

Изучением этого понятия занимались многие учёные и педагоги, такие как В. М. Шепель, Б. Т. Лихачев, В. П. Беспалько, И. П. Волков, Ю. К. Бабанский, Н. Р. Талызина, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова. Технология - это наука о мастерстве.

Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В. А. Сластенин).

• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

2. Современные образовательные технологии, используемые на уроке математики в начальной школе.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

Информационно – коммуникационная технология;

Технология развития критического мышления;

Проектная технология;

Технология развивающего обучения;

Здоровьесберегающие технологии;

Технология проблемного обучения;

Игровые технологии;

Модульная технология;

Технология мастерских;

Кейс – технология;

Технология интегрированного обучения;

Педагогика сотрудничества;

Технологии уровневой дифференциации;

Групповые технологии;

Традиционные технологии.

3.Особенности применения современных образовательных технологий.

Образовательная технология — это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в педагогическую практику высшей школы с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития профессионально и социально компетентной личности специалиста.

Существенными характеристиками образовательных технологий являются следующие:

- концептуальность — опора на определенную научную концепцию, идею, лежащую в основе проектирования данной технологии;

- целостность — логическая взаимосвязь структурных элементов, придающая образовательной технологии заданные качества;

- управляемость — возможность диагностического целеполагания, мониторинга учебно-воспитательного процесса и его коррекции;

- воспроизводимость — возможность применения, воспроизведения данной образовательной технологии многими преподавателями;

- эффективность — достижение поставленных целей в соответствии с образовательными стандартами при минимизации временных и экономических затрат.

Образовательные технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и могут быть классифицированы по этим общим признакам.

По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По концептуальной основе различают теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические (см. гл. 2)и др.

По доминирующему методу и средствам обучения выделяют репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, программного обучения, проблемного обучения, коммуникативного обучения, дистанционного обучения.

По организационным формам классифицируют лекционно-практические, индивидуальные, групповые, коллективные, дифференцированного обучения.

По характеру педагогического взаимодействия различают авторитарные, личностно-ориентированные, личностно-деятельностные, сотрудничества.

Личностно-ориентированное обучение предлагает три базовых метода для конструирования личностно-утверждающих ситуаций, в которых участники образовательного процесса реконструируют учебный материал с извлечением из него актуальных жизненных смыслов:

а) представление элементов содержания обучения в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;

б) диалог как особую дидактико-коммуникативную среду, обеспечивающую субъектно-смысловое общение;

в) профессионально-ролевые игры и включение студентов в решение реальных профессиональных задач (например, в юридической клинике или на производственной практике).

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Подберите задания по ТРИЗ-технологии.

Технология ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

1) Прием «Да-нет» - позволяет сузить поиск путем постановки вопросов, на которые можно отвечать либо «да», либо «нет».

2) Приём «Кластер» - один из самых любимых, суть которого заключается в графической организации материала урока. Этот прием удобно использовать при изучении как простых тем, так и сложных, для систематизации знаний, при охвате большого объема информации.

 

3) Приём «Телеграмма» - использую в основном после изучения темы. Учащимся предлагается написать самое главное из того, что он усвоил на уроке, либо с какими трудностями столкнулся, при изучении нового материала, а так же можно написать пожелание соседу по парте или учителю с просьбой, вопросом, пожеланием. Использование этого приема позволяет высказаться даже самым застенчивым учащимся.

4) Приём «Пресс-конференция» - педагог не полностью раскрывает тему занятия, давая ученикам возможность задать дораскрывающие вопросы. От того на сколько удачно будут сформулированы вопросы зависит полное раскрытие темы. Учащиеся учатся правильно формулировать вопросы, вскрывая суть темы, обобщая и систематизируя изучаемый материал.

2.Приведите примеры использования здоровьесберегающей технологии и докажите необходимость ее использования.

Здоровьесберегающая технология это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

1) Интересные задания - «найди ошибку», «выбери ответ», различные тестовые задания, задачи-шутки, ребусы, задачи из истории, с практическим содержанием, задания на перегруппировку;

 

2) Подбор задач на тему здоровья, питания, спорта, здорового образа жизни;

3) Вопросы из «Веселой викторины».
Например:

1)Назовите «математические» растения. (тысячелистник, столетник, золототысячник).

2)Без чего не могут обойтись барабанщики, охотники и математики? (без дроби).

3)Какая цифра всегда катается в электричке? (цифра ТРИ- элекТРИчка).

4)Как называется перпендикуляр к рельсам? (шпала)

 

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: